Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 мая 2011 г.г.Стрежевой Томской области
Стрежевской городской суд Томской области в составе
председательствующегоКоскиной И.Ю.,
при секретареФукаловой А.Н.,
с участием заявителя Севрюгиной Т.М., представителя Администрации городского округа Стрежевой Клинковой О.Ю., представителя органа опеки и попечительства Трофимчук С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Стрежевом дело по заявлению Севрюгиной Т.М. об оспаривании решения Администрации городского округа Стрежевой,
У С Т А Н О В И Л:
Севарюгина Т.М. в качестве законного представителя малолетних Н.А.Д., и Н.А.А., обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения комиссии по жилищным вопросам Администрации городского округа Стрежевой от 13.04.2011г., которым отказано в постановке малолетних Н.А.А. и Н.А.Д. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, обосновав свои требования следующим образом.
Мать малолетних Н.А.А. и Н.А.Д.-Х-ва лишена родительских прав. Севрюгина Т.М. является опекуном детей. Дети зарегистрированы по адресу "---". Это жилое помещение не может быть за ними закреплено, так как было предоставлено по договору найма их матери. Севрюгина Т.М. обратилась в Администрацию городского округа Стрежевой с заявлением о принятии детей на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении ввиду отсутствия у них жилого помещения, находящегося в собственности или предоставленного по договору социального найма. В постановке детей на учет комиссией по жилищным вопросам было отказано. Оснований для отказа Администрация заявителю не сообщила, сославшись только на то обстоятельство, что опекаемые дети зарегистрированы не по месту жительства опекуна, а по месту жительства своей матери. Заявитель просит суд признать решение Администрации городского округа Стрежевой от 13.04.2011г. об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении Н.А.А. и Н.А.Д. незаконным и возложить на Администрацию городского округа Стрежевой обязанность поставить их на соответствующий учет.
В судебном заседании Севрюгина Т.М. исковые требования поддержала, дополнительно заявив ходатайство о взыскании с Администрации городского округа Стрежевой в свою пользу судебные расходы, понесенные в связи с необходимостью обращения в суд, в размере 2200 рублей.
Представитель Администрации городского округа Стрежевой Клинкова О.Ю., действующая на основании доверенности № 5 от 11.01.2011г., считает заявление Севрюгиной Т.М. необоснованным, поскольку несовершеннолетние Н.А.Д. и Н.А.А. включены в договор социального найма, заключенный с их матерью Х-вой. В настоящее время Постановлениями и.о. мэра городского округа Стрежевой № 1072ж и № 1073ж от 10.05.2011г. за ними сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу "---". На момент рассмотрения заявления Севрюгиной Т.М. о постановке детей на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении за ними не было закреплено жилого помещения. Отказывая Севрюгиной Т.М. в постановке детей на учет, Администрация городского округа Стрежевой стремилась тем самым защитить интересы несовершеннолетних Н.А.Д. и Н.А.А. в целях их регистрации по месту жительства опекунов.
Представитель органа опеки и попечительства Администрации городского округа Стрежевой Трофимчук С.Г., действующая на основании доверенности № 43 от 1.04.2011г., в своем заключении по делу считает, что заявление Севрюгиной Т.М. подлежит удовлетворению, поскольку оснований для отказа в постановке Н.А.А. и Н.А.Д. на учет в качестве нуждающихся у комиссии по жилищным вопросам не было. Дети жильем не были обеспечены, на тот момент какое-либо жилое помещение за ними не было закреплено.
Заслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд находит заявление Севрюгиной Т.М. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Думы г.Стрежевого от 11.05.2005г. № 331 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» в муниципальном образовании "Город Стрежевой" установлена учетная норма площади жилого помещения - 13 квадратных метров и менее (без учета площади балконов, лоджий, террас) на одного члена семьи.
Нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в муниципальном образовании "Город Стрежевой" установлены в следующих размерах:
1) 17 квадратных метров общей площади для одиноко проживающего человека;
2) 24,5 квадратных метра общей площади для семьи из двух человек (супружеская пара либо ребенок и родитель одного пола);
3) 27,5 квадратных метра общей площади для семьи из двух человек (разнополые взрослые родственники, родитель и ребенок разного пола);
4) 33,5 квадратных метра общей площади для семьи из трех человек.
В судебном заседании установлено, что гражданка Х-ва имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей и состояла на учете в Администрации городского округа Стрежевой как нуждающаяся в жилом помещении по договору социального найма. Администрацией городского округа Стрежевой ей по договору коммерческого найма была выделена комната по адресу "---". По этому адресу были зарегистрированы ее дети Н.А.Д., и Н.А.А.. Жилое помещение по договору социального найма указанным гражданам до 2011года не предоставлялось.
Решением Стрежевского городского суда от 5.02.2009г. Х-ва была лишена родительских прав в отношении обоих детей. С этого времени они перестали быть членами одной семьи.
Администрация городского округа Стрежевой в соответствии с Постановлениями №16к и № 17к от 24.02.2009г. назначила опекунами детей Севрюгину Т.М. и Сотникова А.В., с которыми 24.02.2009г. были заключены договоры о передаче детей в приемную семью.
В соответствии со ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" 1. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.
Жилые помещения указанным в пункте 2 настоящей статьи категориям лиц предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления.
Н.А.Д. и Н.А.А. после лишения их матери родительских прав имели статус детей, оставшихся без попечения родителей, так как не имели закрепленного жилого помещения.
21.03.2011г. Севрюгина Т.М, обратилась в Администрацию городского округа Стрежевой с заявлениями о постановке детей на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
В соответствии со ст. 4.1. Закона Томской области от 08.06.2005 N 91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" учет детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, установленном настоящим Законом, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, либо их законные представители (опекуны, попечители, приемные родители) вправе представить заявление о принятии на учет и необходимые документы в органы местного самоуправления городских округов.
Для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для указанных лиц наличие в паспорте отметки о регистрации по месту жительства и свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное соответствующим органом регистрационного учета, не требуются.
При принятии на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не применяются нормы, установленные пунктом 2 части 2 статьи 3 настоящего Закона, Закона Томской области от 11 августа 2005 года N 130-ОЗ "О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно выписке из протокола № 13 комиссии по жилищным вопросам Администрации городского округа Стрежевой от 13.04.2011г., комиссией было установлено, что малолетние Н.А.А. и Н.А.Д. имеют статус детей, оставшихся без попечения родителей, у них отсутствует закрепленное жилое помещение, они включены в договор социального найма жилого помещения, заключенный 1.04.2009г. с гр. Х-вой в отношении комнаты по адресу "---", которая на момент составления договора уже была лишена судом родительских прав в отношении детей. по адресу "---" комнаты составляет 16,8 кв.м, общая площадь 18,9 кв.м. Таким образом, дети обеспечены жилой площадью менее учетной нормы, установленной в г.Стрежевом.
Несмотря на установленные обстоятельства, комиссией по жилищным вопросам принято решение об отказе в постановке малолетних Н.А.Д. и Н.А.А. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на основании п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ.
В соответствии с ч.1 п.2 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
Суд находит решение комиссии по жилищным вопросам в отношении Н.А.Д. и Н.А.А. незаконным, поскольку представленные на рассмотрение комиссии документы свидетельствовали об обратном: о праве детей состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из письма первого заместителя мэра городского округа Стрежевой заявителю Севрюгиной Т.М. от 14.04.2011г. следует, что отказ в постановке малолетних Н.А.А. и Н.А.Д. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обусловлен тем, что опекуны не перерегистрировали детей по месту своего жительства, а не отсутствием нуждаемости детей в жилом помещении.
Судом обсужден вопрос о том, влияет ли на право малолетних Н.А.А. и Н.А.Д. состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении то обстоятельство, что 1.04.2009г. Администрация городского округа Стрежевой составила договор социального найма в отношении жилого помещения- комнаты № 128 в кв. 1 в д. 322/1 в 3 мкр г. Стрежевого, в который в качестве членов семьи нанимателя включены малолетние Н.А.А. и Н.А.Д.
При составлении указанного договора Администрации городского округа Стрежевой заведомо было известно, что наниматель Х-ва 5.02.2009г. уже была лишена судом родительских прав, соответственно никакого отношения к детям не имела, и включение их в договор социального найма в качестве членов семьи Х-вой являлось неправомерным.
Договор социального найма был фактически заключен только 31.03.2011г., когда его подписала наниматель Х-ва, то есть после того, как Севрюгина Т.М. обратилась в Администрацию городского округа Стрежевой с заявлением о принятии детей на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
С учетом указанных обстоятельств суд удовлетворяет требования Севрюгиной Т.М. в полном объеме.
В связи с обращением в суд Севрюгина понесла судебные расходы в виде расходов по оплате государственной пошлины в размере 200р., и расходов по оплате услуг ООО «М» по подготовке заявления в суд в размере 2000р.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с Администрации городского округа Стрежевой в пользу Севрюгиной Т.М. в возмещение судебных расходов 2200 рублей.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Севрюгиной Т.М. об оспаривании решения Администрации городского округа Стрежевой удовлетворить.
Признать решение комиссии по жилищным вопросам Администрации городского округа Стрежевой от 13.04.2011г. об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении малолетних Н.А.А., и Н.А.Д., незаконным и возложить на Администрацию городского округа Стрежевой обязанность поставить их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Администрации городского округа Стрежевой в пользу Севрюгиной Т.М. в возмещение судебных расходов 2200 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Томский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:Коскина И.Ю.