Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июня 2011 г. г.Стрежевой.
Стрежевской городской суд Томской области в составе
председательствующего Коскиной И.Ю.,
при секретаре Фукаловой А.Н.,
с участием помощника прокурора г.Стрежевого Занкина С.С., представителя ответчика Буюн О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Стрежевом гражданское дело по заявлению Томского транспортного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ООО «Аэропорт Стрежевой» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Томский транспортный прокурор обратился в Стрежевской городской суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением к ООО «Аэропорт Стрежевой» о понуждении к совершению действий, мотивируя свое требование следующим образом.
В ходе проверки Томской транспортной прокуратурой исполнения законодательства о лицензировании в ООО «Аэропорт Стрежевой» установлено, что указанное юридическое лицо не имеет лицензии на деятельность по тушению пожаров. Наличие такой лицензии по- мнению заявителя является обязательным, исходя из следующих обстоятельств:
В соответствии с п.1.5 Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедура», утвержденных приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 24.04.2000г. № 98, аэропортовая деятельность включает в себя в том числе комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение немедленных и эффективных противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие. В соответствии с Уставом ООО «Аэропорт Стрежевой» осуществляет противопожарное обеспечение полетов воздушных судов и объектов инфраструктуры Общества. В целях осуществления данной деятельности в нем создана и функционирует Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (далее-СПАСОП). В силу ст. 9 Воздушного кодекса РФ отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Деятельность по тушению пожаров в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 8.08.2001г. подлежит лицензированию.
Томский транспортный прокурор просит суд обязать ООО «Аэропорт Стрежевой» получить лицензию на деятельность по тушению пожаров в срок до 1.07.2011г.
В судебном заседании помощник прокурора г.Стрежевого Занкин С.С., действующий в пределах полномочий, предоставленных Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации» поддержал заявленные требования по изложенным выше основаниям, уточнив, что с учетом времени, необходимого для получения лицензии, прокурор просит суд установить ответчику срок на получение лицензии на деятельность по тушению пожаров равный 4 месяцам.
В письменных возражениях ответчик в лице директора ООО «Аэропорт Стрежевой» находит заявление Томского транспортного прокурора не подлежащим удовлетворению, поскольку правовые основы деятельности в области авиации устанавливаются Воздушным кодексом РФ и в соответствии с п.1 ст. 8 Воздушного кодекса РФ подлежат обязательной сертификации. Одним из документов, служащих основанием для выдачи сертификата, является свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, выданное межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасательных и образовательных учреждений по их подготовке.
В соответствии со ст. 2 ч.2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Процедуры проверки соответствия требований нормативных документов, а также перечни указанных нормативных документов, установленные Руководством по порядку и процедурам аттестации аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной авиационной службы России» и Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» фактически идентичны. Основанием для осуществления всех видов аэропортовой деятельности является сертификат соответствия аэропорта. Такой сертификат №<данные изъяты> от 30.12.2008г. у ответчика имеется.
В судебном заседании представитель ответчика Буюн О.А., действующий на основании доверенности № 11 от 9.06.2011г., поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях, дополнительно пояснив, что для получения лицензии в случае вынесения судом соответствующего решения ответчику необходим срок около 4-5 месяцев, поскольку время получения лицензии зависит от качества и своевременности подготовки необходимых документов, а также принятия их лицензирующим органом и рассмотрения в пределах установленных законом сроков.
Заслушав стороны, изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
ООО «Аэропорт Стрежевой» в соответствии с Уставом, утвержденным решением участников Общества от 23.12.2009г., зарегистрированном в МИ ФНС России № 5 по Томской области 21.07.2008г., является юридическим лицом, дочерним предприятием ООО «Авиакомпания «Томск Авиа». Общество может осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством РФ, в том числе противопожарное обеспечение полетов ВС и объектов инфраструктуры Общества.
В соответствии с Положением о Службе поискового аварийно-спасательного обеспечения полетов (ПАСОП) от 28.07.2008г. № 12-06 Служба ПАСОП является структурным подразделением ООО «Аэропорт Стрежевой», одной из главных задач Службы является противопожарное обеспечение полетов и объектов аэропортов Стрежевого и Пионерный.
Приказом Федеральной авиационной службы России от 11.12.1998г. № 361 введено в действие «Положение о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Федеральной авиационной службы России», которое разработано в целях обеспечения пожарной безопасности воздушных судов и объектов организаций гражданской авиации и на основании Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 22.08.95 N 151-ФЗ "Об аварийно - спасательных службах и статусе спасателей", Постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.97 N 154 "О Службе поискового и аварийно - спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России" и является основным нормативным документом Федеральной авиационной службы России, определяющим вопросы организации, реорганизации и ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны Службы ПАСОП ФАС России, и определяет их задачи, функции и права.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" профилактика пожаров заключается в совокупности превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.
В соответствии со ст. 12 этого же закона Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны
Согласно ст. 5, ст. 12, Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ (ред. от 25.11.2009) "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" в число аварийно-спасательных работ относятся работы, связанные с тушением пожаров.
Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 154 (ред. от 14.12.2006) "О Службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России" служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России (СПАСОП ГА ФАС России) является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России осуществляет специальные исполнительные, контрольные, разрешительные и надзорные функции по организации и проведению поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов.
Одной из основных задачам Службы ПАСОП является организация противопожарного обеспечения полетов и объектов аэропортов (аэродромов).
Служба ПАСОП руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Воздушным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами Федеральной авиационной службы России, решениями Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также настоящим Положением.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Воздушного Кодекса РФ отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп.38 п.1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры подлежит обязательному лицензированию.
Постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 N 625 (ред. от 24.09.2010) принято Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров, которым определен порядок лицензирования деятельности по тушению пожаров, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Под деятельностью по тушению пожаров в указанном нормативном документе понимается деятельность по организации и осуществлению профилактики пожаров, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.
Лицензирование деятельности по тушению пожаров осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны.
ООО «Аэропорт Стрежевой» лицензию на деятельность по тушению пожаров на производственных объектах, объектах инфраструктуры не имеет, что противоречит требованиям закона.
На основании изложенного, суд удовлетворяет требование Томского транспортного прокурора.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.
С учетом этого, суд находит срок, указанный в заявлении Томского транспортного прокурора для исполнения ответчиком судебного решения, обязывающего его получить лицензию на деятельность по тушению пожаров, недостаточным, и с учетом мнения участвующих в рассмотрении дела прокурора и представителя ответчика устанавливает этот срок в четыре месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы ответчика о том, что наличие Сертификата соответствия к сфере деятельности в виде противопожарного обеспечения полетов и объектов инфраструктуры аэропорта освобождает от получения лицензии на соответствующий вид деятельности, суд находит несостоятельными, как не основанные на законе.
Лицензия и Сертификат соответствия являются разными документами и не могут подменять друг друга.
Согласно ст. 2 Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензией признается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Под понятием лицензируемой деятельности следует понимать вид деятельности, на осуществление которой на территории Российской Федерации требуется получение лицензии. То есть само наличие лицензии является для организации необходимым условием на право заниматься подобной деятельностью. Подобный вывод закреплен также в п. 3 ст. 49 ГК РФ, которая прямо предусматривает, что возможность юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Базовым законодательным актом в рассматриваемой сфере является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Он регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с предусмотренным п. 1 ст. 17 перечнем.
Существо разрешительного механизма государства не исчерпывается лицензированием. Оно включает в себя также государственную регистрацию, сертификацию, аккредитацию, аттестацию и т.д. Разрешение в наиболее общем виде представляет собой юридическое согласие государства на совершение юридически значимых действий в условиях, предусмотренных конкретной нормой
В качестве критериев деятельности подлежащей лицензированию Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" рассматривается потенциальная возможность нанесения ущерба интересам отдельных граждан, общества и государства, а также несостоятельность иных методов регулирования. Лицензирование преследует цели защиты прав, законных интересов, здоровья граждан, обороны и безопасности государства, культурного наследия народов РФ (статья 4).
Под лицензией понимается не только акт управления, но и конкретный документ, подтверждающий издание указанного акта. Лицензия представляет собой документ установленного образца, относящийся к строгой отчетности и защищенной полиграфической продукции (Постановление Правительства РФ от 11.04.2006 N 208 "Об утверждении формы документа, подтверждающего наличие лицензии").
Сертификация же является процедурой подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя или продавца и потребителя организация в письменной форме удостоверяет, что продукция соответствует установленным требованиям. При этом различают обязательную и необязательную сертификацию.
Документальным подтверждением проведенной аккредитации и сертификации является соответствующий документ - свидетельство.
Приказом Федеральной авиационной службы РФ от 07.07.1997 N 141 "О Центральной комиссии по аттестации поисковых и аварийно-спасательных служб, формирований, спасателей и учебных заведений Федеральной авиационной службы России (ЦАК СПАСОП ГА)" предусмотрено, что при положительных результатах аттестации службе или формированию выдается Сертификат (Свидетельство) на право ведения поисковых, аварийно - спасательных и противопожарных работ в гражданской авиации (п.4.2).
Сертификат является обязательным документом для сертификации аэропорта (авиапредприятия) в части СПАСОП (п.4.3).
В соответствии со ст. 8 Воздушного Кодекса РФ обязательной сертификации подлежат юридические лица - разработчики и изготовители воздушных судов и другой авиационной техники; физические лица, юридические лица, осуществляющие и (или) обеспечивающие коммерческие воздушные перевозки, выполнение авиационных работ; юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; аэродромы, аэропорты; образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности.
Необходимость получения лицензии на предусмотренные законом виды деятельности независимо от наличия сертификата соответствия, следует из ст. 9 п.3 Воздушного Кодекса РФ, согласно которой наличие сертификата соответствия является обязательным условием получения лицензии. Выдача соответствующих лицензий указанным в статье 8 настоящего Кодекса юридическим лицам при отсутствии сертификатов запрещается.
В соответствии со ст. 98, ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину, от уплаты которой при обращении в суд в соответствии с законом освобожден истец, в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Томского транспортного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ООО «Аэропорт Стрежевой» о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать ООО «Аэропорт Стрежевой» получить лицензию на деятельность по тушению пожаров в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ООО «Аэропорт Стрежевой» в доход бюджета муниципального образования «городской округ Стрежевой» государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Томский областной суд через Стрежевской городской суд в течение десяти дней со дня вынесения.
Председательствующий Коскина И.Ю.