Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 июня 2011 г. г.Стрежевой Томской области.
Стрежевской городской суд Томской области в составе
председательствующего Коскиной И.Ю.,
при секретаре Фукаловой А.Н.,
с участием прокурора Башкаевой Е.П., представителя ответчика Исламовой Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Стрежевом гражданское дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ОАО «Томскнефть» ВНК о запрещении эксплуатации скважины,
УСТАНОВИЛ:
Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Стрежевской городской суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с заявлением о запрещении ответчику ОАО «Томскнефть» ВНК эксплуатации скважины, мотивируя свое требование следующим образом.
В ходе проверки соблюдении требований земельного и градостроительного законодательства при эксплуатации объектов нефтедобычи на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что ОАО «Томскнефть» ВНК нарушило правила эксплуатации скважины № <данные изъяты> куста 242 Советского месторождения нефти. Строительство скважины было осуществлено в период с сентября по ноябрь 2010г. ЗАО «<данные изъяты>» в соответствии с заключенным с ответчиком договором № 101д-СФ от 1.01.2010г. По акту приемки законченного строительством объекта скважина 30.11.2010г. передана заказчику ОАО «Томскнефть» ВНК для дальнейшего ввода в эксплуатацию. В нарушение требований законодательства ответчик, не получив разрешение Управления по недропользованию по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре на ввод скважины в эксплуатацию, приступил к ее эксплуатации. В марте-апреле 2011г. накопленный объем добычи нефти из данной скважины составил 1275 тонн. Таким образом, ответчик не обеспечил безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами. Эксплуатация скважины, соответствие которой требованиям в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды, не подтверждено надлежащим образом, ставит под угрозу безопасность пользования недрами, промышленную безопасность скважины как опасного производственного объекта, не исключает возникновение аварийной ситуации на скважине и негативное воздействие на объекты окружающей среды, что напрямую затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор просит суд запретить ОАО «Томскнефть» ВНК эксплуатацию скважины № <данные изъяты> куста 242 Советского месторождения нефти, расположенного в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до получения разрешения на ввод указанного объекта капитального строительства в эксплуатацию.
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Стрежевого Башкаева Е.П., действующая пределах полномочий, предоставленных Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с распоряжением Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора от 15.06.2011г., заявленные требования поддержала в полном объеме и по тем же основаниям.
Представитель ответчика ОАО «Томскнефть» ВНК Исламова Г.М., действующая на основании доверенности № 055/10 от 1.05.2010г., в письменных возражениях исковые требования находит не подлежащими удовлетворению, приводя следующие доводы.
Прокурором не представлены доказательства того, что допущенные ответчиком нарушения ст. 55 Градостроительного кодекса РФ создают опасность причинения вреда в будущем, а также доказательства неустранимости выявленных нарушений.
Ответчик при эксплуатации скважины соблюдает требования промышленной и экологической безопасности. Проект на ее строительство был отмечен как соответствующий требованиям нормативных документов на основании заключения государственной экологической экспертизы № 270 от 13.02.2003г. и заключения экспертизы промышленной безопасности № 09/11-02-ЭП от 2002г. При строительстве осуществлялся авторский надзор организации, разработавшей проектную документацию, - ОАО «Томск НИПИнефть». Скважина № <данные изъяты> находится на кусте № 242, на котором построены и эксплуатируются другие скважины. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций на Советском месторождении используются силы и средства аварийно-восстановительной службы, следовательно, под ее контролем находится и скважина № <данные изъяты>. В отношении скважин Советского месторождения разработан План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов ОАО «Томскнефть» ВНК по ХМАО-Югре. Скважина № <данные изъяты> построена в ноябре 2010г., также как и выкидная линия от нее к нефтесборному коллектору, то есть данный участок является новым и не подвержен коррозийному износу. Аварийной ситуации на скважине не может возникнуть, так как объем добываемой нефти на Советском месторождении падает и давление в скважинах ниже первоначального, газовый фактор невысокий, а, следовательно газонефтеводопроявления исключены. В практике ответчика аварийных ситуаций, связанных с открытым фонтанированием нефти, взрывом устья скважины еще не было. Следовательно, в настоящее время случаи возникновения аварийных ситуаций, которые могли бы повлечь негативные последствия для окружающей среды, исключены. Ближайшие к скважине населенные пункты находятся на расстоянии 7.6 км (<данные изъяты>) и 8,3 км (<данные изъяты>), поэтому эксплуатация скважины не может причинить вреда населению Нижневартовского района.
Нарушение нормы ст. 55 Градостроительного кодекса РФ не является, по мнению ответчика, нарушением закона в сфере экологии.
Запрет эксплуатации спорной скважины является неадекватной мерой реагирования характеру выявленных нарушений, так как в связи с неполучением разрешения на ввод в эксплуатацию Общество привлекается арбитражным судом Томской области к административной ответственности в виде штрафа.
В судебном заседании представитель ответчика ОАО «Томскнефть» ВНК Исламова Г.М. сочла требования прокурора удовлетворению не подлежащими, по приведенным в письменных возражения основаниям.
Заслушав стороны, изучив представленные материалы дела, суд находит заявление Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с договором № 10/1д-СФ от 1.01.2010г. между ОАО «Томскнефть» ВНК и ЗАО «<данные изъяты>», дополнительным соглашением к нему № 67 от 16.08.2010г. ЗАО «<данные изъяты>» осуществило для ОАО «Томскнефть» ВНК строительство скважины № <данные изъяты> куста 242 Советского месторождения нефти, расположенного на земельном участке площадью 1,5 га, имеющем кадастровый номер <данные изъяты>, в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - скважина № <данные изъяты>).
Согласно акту приемки от 30.11.2010г. № 2/1-248 указанная скважина была построена и передана заказчику ОАО «Томскнефть» ВНК для дальнейшего ввода в эксплуатацию.
В соответствии со ст. 1 п.10 и ст. 48.1 ч.2 п.4 Градостроительного кодекса РФ скважина № <данные изъяты> является уникальным объектом капитального строительства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Приложения №1 к этому закону скважина № <данные изъяты> относится также к опасному производственному объекту как объект, на котором ведутся работы в подземных условиях.
Согласно статье 55 Градостроительного кодекса РФ для ввода в эксплуатацию построенного объекта необходимо специальное разрешение. Разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства капитального ремонта линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Разрешение на строительство скважины № <данные изъяты> за № <данные изъяты> было выдано Управлением по недропользованию по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (Югра-недра).
В судебном заседании установлено, что ответчик ОАО «Томскнефть» ВНК разрешения на ввод скважины в эксплуатацию от Управления по недропользованию по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (Югра-недра) не получал. При этом ответчик приступил к эксплуатации скважины № <данные изъяты>, и продолжает ее эксплуатацию до настоящего времени.
Суд находит действия ответчика по эксплуатации скважины № <данные изъяты> в отсутствие разрешения на ввод ее в эксплуатацию, создающими опасность причинения вреда в будущем.
Предусмотренная ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешительная процедура ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства является гарантией безопасной эксплуатации этих объектов, подтверждением их соответствия, в том числе требованиям промышленной и экологической безопасности.
В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;
В соответствии со ст. 4 п.3 Градостроительного кодекса РФ к градостроительным отношениям применяется законодательство об охране окружающей среды, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
Являясь опасным производственным объектом, скважина № <данные изъяты> должна соответствовать требованиям промышленной безопасности, которая в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии со ст. 3 этого же Закона требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке, и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
В силу требований ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.
Скважина <данные изъяты> представляет собой объект, на котором ответчиком осуществляется эксплуатация недр, добыча полезных ископаемых.
В соответствии со ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 05.04.2011) "О недрах" недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
В соответствии со ст. 22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами.
Таким образом, требование о получения в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, направлено, в том числе на подтверждение со стороны уполномоченного органа соответствия вводимого объекта требованиям экологической и промышленной безопасности.
Согласно ст. 46 Федерального закона № 70-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» строительство, ввод в эксплуатацию объектов нефтегазодобывающих производств должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, в силу требований ст. 3 Федерального закона № 70ФЗ от10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» должна осуществляться на основе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В силу изложенного, наличие опасности воздействия в результате деятельности ОАО «Томскнефть» на окружающую среду, презюмируется. В случае нарушений требований законодательства, направленных на предотвращение причинения вреда окружающей среде, дополнительных доказательств опасности причинения такого вреда в будущем не требуется.
В соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации № 2395-1 от 21.02.1992г. «О недрах» строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами.
Органы государственной власти, пользователи недр обязаны обеспечить выполнение стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
В соответствии со ст. 41, ст. 42 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия.
Эксплуатация ответчиком скважины № <данные изъяты> в отсутствие соответствующего разрешения на ее ввод в эксплуатацию напрямую затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасность при использовании недр, благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие, на защиту их интересов со стороны государства от хозяйствующих субъектов, которые своей деятельностью создают угрозу здоровью людей.
Ссылки представителя ответчика на наличие заключений государственных экспертиз о соответствии группового рабочего проекта № 412 на строительство эксплуатационных горизонтальных скважин на Советском месторождении требованиям нормативных документов, являются несостоятельными, поскольку не подтверждают соответствие оконченного строительством объекта- скважины № <данные изъяты> требованиям экологической и промышленной безопасности.
В силу п.3 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч.1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Суд приходит к выводу о том, что отсутствие надлежащего подтверждения соответствия построенного опасного производственного объекта- скважины №2252- требованиям законодательства в области промышленной и экологической безопасности, создает реальную опасность причинения в будущем вреда, включая гибель людей и причинение вреда их здоровью, техногенную и экологическую катастрофу.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации.
Доводы представителя ответчика о привлечении ОАО «Томскнефть» ВНК к административной ответственности за эксплуатацию скважины без разрешения на ее ввод в эксплуатацию, не являются основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку являются самостоятельной степенью ответственности ответчика перед государством за нарушение требований закона.
На основании изложенного, суд удовлетворяет требования прокурора в полном объеме.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой прокурор был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь указанной нормой, суд взыскивает с ответчика в доход местного бюджета судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ОАО «Томскнефть» ВНК о запрете эксплуатации скважины удовлетворить.
Запретить ОАО «Томскнефть» ВНК эксплуатацию скважины № <данные изъяты> куста 242 Советского месторождения нефти, расположенного в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до получения разрешения на ввод указанного объекта капитального строительства в эксплуатацию
Взыскать с ОАО «Томскнефть» ВНК в бюджет муниципального образования «Городской округ Стрежевой» расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано либо опротестовано в Томский областной суд через Стрежевской городской суд в течение десяти дней со дня вынесения.
Председательствующий Коскина И.Ю.