Дело № 2-555/2011. На момент публикации решение не вступило в законную силу



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

2 сентября 2011 г. г.Стрежевой Томской области

Стрежевской городской суд Томской области в составе:

Председательствующего: Коскиной И.Ю.,

при секретаре Фукаловой А.Н.,

с участием:

прокурора: Пониматкина С.К.,

представителей ответчиков Кривошеина А.В.,Пученковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г.Стрежевого в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Центр пожарной безопасности- Стрежевой» о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г. Стрежевого обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Центр пожарной безопасности- Стрежевой» о понуждении к совершению действий, мотивировав свои требования следующим образом.

Среднесписочная численность работников в ООО «Центр пожарной безопасности- Стрежевой» составляет на 1.07.2011г. 359 человек. В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ответчик обязан установить квоту для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников ( но не менее 2 и не более 4 процентов). В соответствии с Законом Томской области от 10.09.2003г. № 109-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов в Томской области» квота для приема инвалидов организациям, численность которых составляет более 100 человек, установлена в размере 2% к среднесписочной численности работников. В соответствии со ст. 35 п.3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» ответчик обязан ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Данная обязанность со стороны ответчика не выполняется, соответствующие сведения в ОГУ «Центр занятости населения города Стрежевого» не предоставляются.

Прокурор г.Стрежевого просил суд признать незаконным бездействие ООО «Центр пожарной безопасности- Стрежевой» и обязать ответчика выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере 2% к среднесписочной численности работников.

В судебном заседании помощник прокурора г.Стрежевого Пониматкин С.К. в уточнение исковых требований указал, что ответчик обязанность по предоставлению в ОКГУ «Центр занятости населения города Стрежевого» сведений выполняет, но в предоставляемых сведениях указывает на отсутствие квотированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. В соответствии с этим прокурор от поддержания требования о признании незаконным бездействия ответчика по непредоставлению в ОГКУ «Центр занятости населения города Стрежевого» соответствующих сведений отказался, и просит суд обязать ответчика выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере 2% к среднесписочной численности работников.

Представители ответчика ООО «Центр пожарной безопасности- Стрежевой» Пученкова Е.В., действующая на основании доверенности №14-ЦПБ-С от 19.08.2011г., и Кривошеин А.В., действующий на основании доверенности № 16-ЦПБ-С от 31.08.2011г., исковые требования не признали, указав, что в связи со спецификой деятельности ООО «Центр пожарной безопасности- Стрежевой», у ответчика нет рабочих мест, где могли бы быть трудоустроены инвалиды. У всех работников Общества должны отсутствовать медицинские противопоказания. Инвалиды же не могут работать на работах с вредными или опасными условиями труда, которые могут повлечь еще большее ухудшение состояния их здоровья. Со своей стороны ответчик никогда не отказывал ОГКУ «Центр занятости населения города Стрежевого» в заключении договоров о содействии в трудоустройстве инвалидов. Инвалиды в целях трудоустройства в Общество не обращались. Деятельность общества по тушению пожаров является лицензированной. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении лицензируемой деятельности является, в частности, отсутствие медицинских противопоказаний у работников соискателя лицензии, участвующих в действиях, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. В соответствии со штатным расписанием только 9 должностей инженерно-технических работников из 359, не требуют отсутствия медицинских противопоказаний. С учетом этого представитель ответчика Кривошеин А.В. ходатайствует перед судом о снижении количества квотируемых для трудоустройства инвалидов рабочих мест в отношении ООО «Центр пожарной безопасности- Стрежевой».

Заслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд находит заявление прокурора г.Стрежевого обоснованным и подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Действующее законодательство направлено на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

В статье 2 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено понятие социальной защиты инвалидов как системы гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Занятость и трудоустройство являются ключевыми элементами социальной интеграции и обеспечения экономической независимости людей с ограниченными возможностями.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено предоставление инвалидам гарантий трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Установление квоты для приема на работу инвалидов имеет целью обеспечение им дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту от безработицы.

Квота для приема на работу инвалидов представляет собой минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работают инвалиды.

Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения. Это следует из ст. 13 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" о том, что "государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов".

В соответствии со ст. 21-1 Закона Томской области от 10.09.2003 N 109-ОЗ "О социальной поддержке инвалидов в Томской области" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников.

Таким образом, все организации, независимо от формы собственности обязаны предусматривать и квотировать рабочие места для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников.

В судебном заседании установлено, что ООО «Центр пожарной безопасности- Стрежевой» эту обязанность исполнять отказывается.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Доводы, приводимые представителями ответчика, суд находит несостоятельными, так как в соответствии со ст. 21-1 Закона Томской области от 10.09.2003 N 109-ОЗ "О социальной поддержке инвалидов в Томской области" , ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от обязательного квотирования рабочих мест освобождаются только общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов. Оснований для освобождения иных организаций от обязательного квотирования рабочих мест закон не предусматривает.

Установление квот для инвалидов обусловлено тем, что им гораздо тяжелее найти работу, нежели обычному гражданину. Тем более что обустройство рабочего места для инвалида зачастую требует от работодателя дополнительных материальных затрат, а любая коммерческая организация имеет своей задачей минимизацию затрат, в том числе за счет привлечения дешевых и эффективных трудовых ресурсов, что в конечном итоге служит получению максимальной прибыли на вложенный капитал.

Именно поэтому государство заботится о том, чтобы крупные организации, прибыль которых является достаточной, принимали на работу инвалидов в количестве 2 - 4% работников. При этом процент рабочих мест для инвалидов исчисляется исходя из общей среднесписочной численности работников организации, в том числе лиц, работающих по трудовым и по гражданско-правовым договорам.

Возможность снижения судом минимальной квоты для приема на работу инвалидов законом не предусмотрена, в силу чего соответствующее ходатайство представителя ответчика не может быть удовлетворено.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ суд взыскивает с ООО «Центр пожарной безопасности- Стрежевой » в доход местного бюджета государственную пошлину, от уплаты которой прокурор г. Стрежевого был освобожден, в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора г.Стрежевого в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Центр пожарной безопасности- Стрежевой » о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать ООО «Центр пожарной безопасности- Стрежевой »» в течение 2 месяцев со дня вступления в силу судебного решения выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере 2% к среднесписочной численности работников.

Взыскать с ООО «Центр пожарной безопасности- Стрежевой » в бюджет муниципального образования «городской округ Стрежевой» государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Томский областной суд через Стрежевской городской суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Председательствующий Коскина И.Ю.