гражданское дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Стрежевой Томской области 12 сентября 2011 г.
Стрежевской городской суд Томской области в составе:
председательствующего Родионова Н.В.,
при секретаре Огнёвой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Стрежевого Томской области в интересах Гречкиной Л.Х. к Товариществу собственников жилья «Дом №518» об обязании совершения определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Истец прокурор города Стрежевого, действующий в интересах Гречкиной Л.Х., обратился в суд с иском к Товариществу собственников жилья «Дом №518» (далее – ТСЖ «Дом №518») об обязании совершения определенных действий, а именно - обязать ТСЖ «Дом №518»:
- принять меры к беспрепятственному доступу маломобильных групп населения в подъезд №1, расположенном в <адрес>;
- устроить разделительные поручни на подходах к подъезду;
- оборудовать вход в указанный подъезд пандусом;
- привести в соответствие с п. 3.17 СНиП пути движения маломобильных групп населения от входа в подъезд до лифта, оборудовав их пандусом, подъемной платформой либо другим приспособлением для перемещения инвалидов;
- оборудовать участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, предупредительной рифленой или контрастно окрашенной поверхностью;
- установить ограждения с поручнями вдоль лестниц, мотивируя требование следующим образом.
Прокуратурой г. Стрежевого Томской области проведена проверка по обращению Г.А.Г. о нарушении законодательства в сфере создания доступной среды обитания для маломобильных групп населения, в ходе, которой установлено, ТСЖ «Дом №518» допускает нарушения указанного законодательства. Основным документом, содержащим требования, обязательные для соблюдения при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений с учетом интересов маломобильных групп населения является СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятые постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 №73 (далее СНиП).
В ходе проверки по обращению Гречкина А.Г. установлено, в подъезде №, расположенном в <адрес> имеются следующие нарушения законодательства о социальной защите инвалидов:
в нарушение п. 3.13 СНиП вход в подъезд не приспособлен для маломобильных групп населения с поверхности земли, поскольку не оборудован специальным пандусом;
в нарушение п. 3.17 СНиП путь движения маломобильных групп населения от входа в подъезд до лифта не оборудован пандусом, подъемной платформой либо другим приспособлением для перемещения инвалидов;
в нарушение п. 3.21 СНиП участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, не имеют предупредительной рифленой или контрастно окрашенной поверхности;
в нарушение п. 3.23 СНиП вдоль лестниц отсутствуют ограждения с поручнями.
Указанные нарушения влекут за собой нарушение прав и законных интересов инвалидов на беспрепятственный доступ к квартире от входа в здание, а также доступ к входу-выходу из дома, в том числе Гречкиной Л.Х., являющейся инвалидом-колясочником и проживающей в <адрес>, расположенной в подъезде №, <адрес>, поскольку вход и выход из дома, для нее фактически недоступен, что повлекло обращение в прокуратуру г. Стрежевого, сына Гречкиной Л.Х. - Г.А.Г.
Управление эксплуатацией жилого дома №, расположенного в <адрес>, осуществляет ТСЖ «Дом №518», при этом, строительство и введение в эксплуатацию данного дома до введения в действие СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», не освобождает ответчика от необходимости соблюдения установленных ими требований, равно как и требований Федерального закона №181-ФЗ об обеспечении доступа инвалидов.
Прокурор города Стрежевого в интересах Гречкиной Л.Х. просит суд обязать ТСЖ «Дом №518» принять меры к беспрепятственному доступу маломобильных групп населения в подъезд №1, расположенном в доме №, в <адрес>, а именно - обязать ТСЖ «Дом №518»:
- принять меры к беспрепятственному доступу маломобильных групп населения в подъезд №, <адрес>;
- устроить разделительные поручни на подходах к подъезду №, <адрес> ;
- оборудовать вход в подъезд №, <адрес> пандусом;
- привести в соответствие с п. 3.17 СНиП пути движения маломобильных групп населения от входа в подъезд до лифта, оборудовав их пандусом, подъемной платформой либо другим приспособлением для перемещения инвалидов;
- оборудовать участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, предупредительной рифленой или контрастно окрашенной поверхностью;
- установить ограждения с поручнями вдоль лестниц.
В судебном заседании представитель от лица прокурора города Стрежевого заместитель прокурора Чуков Н.С. уменьшил исковые требования, в части обязания ответчика оборудовать вход в подъезд №, <адрес>, пандусом, в связи с предоставлением ответчиком акта выполненных работ от 31.08.2011 г., в данной части требований. В части обязания ответчика привести в соответствие с п.3.17 СНиП 3-01-2011 пути движения маломобильных групп населения от входа в подъезд №, <адрес> до лифта, оборудовав их пандусом, подъемной платформой либо другим приспособлением для перемещения инвалидов; оборудования участка пола на путях движения на расстоянии 0,6 м. перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы предупредительной рифленой или контрастно окрашенной поверхностью, установления ограждения с поручнями вдоль лестницы, настаивал, по основаниям, изложенным в заявлении. По его мнению, ответчику необходимо предоставить срок 2 месяца, после вступления решения в законную силу, для устранения имеющихся недостатков.
Определением Стрежевского городского суда от 12 сентября 2011 г. принято уменьшение исковых требовании, в части обязания ТСЖ «Дом №518» принять меры к беспрепятственному доступу маломобильных групп населения в подъезд №, расположенный в <адрес> – пандусом с разделительными поручнями, в связи с добровольным исполнением ответчиком данных требований прокурора, после подачи иска в суд.
Материальный истец Гречкина А.Г. надлежащим образом уведомленная о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явилась, однако представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. В порядке ч.5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие материального истца.
Представитель ответчика ТСЖ «Дом №518» надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании ч.4 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика.
Однако, ранее допрошенный в судебном заседании представитель ответчика –председатель ТСЖ» Дом №518» Ю.АИ., исковые требования признал, при этом пояснил, что к подъезду № <адрес>, после подачи иска в суд, оборудован беспрепятственный доступ маломобильных групп населения, путем разделительных поручней на подходах к подъезду, оборудования их пандусом. По вопросу остальных пунктов заявления прокурора ведутся работы, а именно направлена заявка в местные, областные органы, для утверждения проекта откидного пандуса. На устранение указанных недостатков потребуется не менее 6 месяцев.
Заслушав участников процесса, изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
По заявлению сына Гречкиной Л.Х. - Г.А.Г., прокурор города Стрежевого в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением, в интересах Гречкиной Л.Х.
В соответствии с ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Гречкина Л.Х является инвалидом 1 группы бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2011 №1764330 от 21 апреля 2011 г.
Согласно ст.7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. и 25 апреля 2005 г.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2005 г. N 832.
Согласно ст. 2 Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
По сведениям справки МУ «БРЦ» № от ДД.ММ.ГГГГ, Гречкина Л.Х. зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении - квартире №, расположенной в <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ, ТСЖ «Дом №518», основной государственный регистрационный номер № включен в реестр по месту нахождения данного юридического лица.
В судебном заседании установлено, 31 мая 2011 г. Г.А.Г. обратился к председателю ТСЖ «Дом №518» Ю.АИ. с письмом, в котором просил оборудовать пандусом вход в подъезд расположенный в д. №, <адрес>, с уличного тротуара до первого этажа. Письмо получено Я.Л.П. 31 марта 2011 г., о чём имеется отметка. До настоящего времени, ответ Г.А.Г. предоставлен не был, требование, содержащееся в письме, не исполнено.
На представленных ксерокопиях фотографий усматривается, с поверхности земли вход в подъезд № расположенный в <адрес>, а также от входа в подъезд до лифта в настоящее время специальный пандус для маломобильных групп населения не оборудован.
Однако, как следует из акта о приемке выполненных работ от 31.08.2011 года, предоставленного в судебное заседание, к подъезду №, <адрес> обеспечен беспрепятственный доступ маломобильных групп населения –путем устройства разделительных поручней на подходах к подъезду и оборудованием входа в данный подъезд пандусом.
Данный факт не оспаривался представителем от лица прокурора г. Стрежевого в судебном заседании заместителем прокурора г. Стрежевого Чуковым Н.С.
В соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Согласно ч.5 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Основным документом, содержащим требования, обязательные для соблюдения при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений с учетом интересов маломобильных групп населения является СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятые постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 №73 (далее - СНиП).
Таким образом, учитывая вышеприведенные обстоятельства и требования прокурора города Стрежевого, ответчик ТСЖ «Дом №518» допустило нарушение 3.17 СНиП, необходимые условия для удовлетворения минимальных потребностей инвалидов не созданы.
Согласно требованиям ст.2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 1.4 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения, а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; удобство и комфорт среды жизнедеятельности.
Указанные нарушения законодательства возникли в результате неисполнения ТСЖ «Дом №518» требований, установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Градостроительного кодекса РФ, чем были существенно нарушены права Гречкиной Л.Х., как инвалида, для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры
Пунктом 3.9 Строительных норм и правил 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" утвержденных постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. N 73, установлено, что открытые лестницы на перепадах рельефа, должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Также в соответствии с п. 3.13 вышеуказанных правил, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.
В данном случае, в подъезде № <адрес>, где проживает Гречкина Л.Х., от входа в подъезд до лифта –пандусом, подъемной платформой ступени не оборудованы пандусами, либо другими средствами подъема, что фактически препятствует доступу к месту проживания маломобильных групп населения.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд вправе принять решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия. При этом суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено ответчиком.
Основываясь на положениях ст.15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ч.1 ст.12 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 2 Градостроительного кодекса РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ТСЖ «Дом №518» обязанности приведения в соответствие с п.3.17 СНиП 35-01-2011 пути движения маломобильных групп населения от входа в подъезд №, <адрес> до лифта оборудовав их пандусом, подъемной платформой либо другим приспособлением для перемещения инвалидов, оборудования участка пола на путях движения на расстоянии 0,6 м. перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусом предупредительной рифленой или контрастно окрашенной поверхностью, установления ограждения с поручнями вдоль лестниц.
Суд считает возможным установить срок для устранения указанных нарушений 2 месяца, с момента вступления решения в законную силу,
На основании выше изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора города Стрежевого Томской области в интересах Гречкиной Л.Х. к Товариществу собственников жилья «Дом №518» об обязании совершения определенных действий удовлетворить.
Обязать Товарищество собственников жилья «Дом №518» привести в соответствие с п.3.17 СНиП 35-01-2011 пути движения маломобильных групп населения, в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу :
- от входа в подъезд № <адрес> до лифта, оборудовав их пандусом, подъемной платформой либо другим приспособлением для перемещения инвалидов;
- оборудовать участок пола в подъезде №, <адрес>, на путях движения на расстоянии 0,6 м. перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы предупредительной рифленой или контрастно окрашенной поверхностью;
-установить ограждения с поручнями вдоль лестниц в подъезде №, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней со дня вынесения путем подачи жалобы через Стрежевской городской суд
Председательствующий Родионова Н.В.