Дело № 2-542/2011. На момент публикации решение не вступило в законную силу



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 сентября 2011г. Стрежевской городской суд Томской области в составе:

Председательствующего судьи -                 Чижикова Д.А.,

при секретаре -                         Шкорлухановой А.Г.,

с участием истца -                         Кутенко И.Б.,

представителя истца -                    Бурмейстерс Г.Г.,

представителя ответчика -                    Клинковой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Стрежевой гражданское дело №2-542/11 по иску Кутенко И.Б. к МУ Администрация городского округа Стрежевой Томской области о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец Кутенко И.Б. обратился в суд с иском к МУ Администрация городского округа Стрежевой Томской области о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

В обосновании иска истец указал, что на основании постановлении Главы администрации от 09.09.1996г. истцу и его семье, состоящей из четырех человек, была предоставлена <адрес>. Данная квартиры была предоставлена в связи с трудовыми отношениями истца с МПП «Стрежевойкоммунхоз», как служебное жилье по ордеру от 30.09.1996г. В ордере сделана соответствующая запись «служебный». Истец и члены его семьи вселились в данное жилое помещение и проживают в нем по настоящее время. На имя истца был открыт лицевой счет, на который начислялись коммунальные платежи. Кутенко И.Б. состоял в трудовых отношениях с МПП «Стрежевойкоммунхоз» с 17.01.1996г. по 18.07.2000г. Истец желает приватизировать данное жилое помещение, однако для этого необходимо заключение договора социального найма. Ответчик считает данное жилое помещение служебным, в связи с этим отказывает истцу в заключение договора социального найма.

На основании ст.ст.2, 4 Закона РФ от 04.06.1991г. №1541 «О приватизации жилищного фонда в РФ» истец считает, что статус служебного жилого помещения снят в силу закона. Данное обстоятельство, по мнению истца, следует и из положений ст.7 Федерального закона «О введении в действие ЖК РФ».

Истец в иске указывает, что спорное жилое помещение было передано в муниципальную собственность, в связи с чем, с него в силу закона снимается статус специализированного жилищного фонда.

Данное жилое помещение в силу п.2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997г. N1301, в установленном порядке не зарегистрировано в органах государственной регистрации недвижимости, поэтому, как указывает Кутенко И.Б., не обладает статусом служебного.

В судебном заседании истец Кутенко И.Б. и его представитель адвокат Бурмейстерс Г.Г. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представитель истца Клинкова О.Ю., действующая на основании доверенности с исковым требованиями не согласилась, считает их необоснованными. В обосновании возражений указала, что спорная квартиры предоставлена была истцу в качестве служебного жилого помещения в связи с его трудоустройством в МПП «Стрежевойкоммунхоз» в 1996г. на основании постановления Администрации от 24.09.1996г. Данная квартира всегда принадлежала на праве собственности муниципальному образованию, в собственности МПП «Стрежевойкоммунхоз» не находилось, в связи с этим положения ст.7 Закона «О введении в действие ЖК РФ» к спорным правоотношениям не применяются. Статус данного жилого помещения в качестве служебного не зарегистрирован в соответствии с Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», однако такой обязанности у ответчика не имеется и отсутствие регистрации не снимает с жилого помещения статус служебного.

Выслушав стороны, изучив доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось ни одной из сторон, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, предоставлено истцу Кутенко И.Б. на основании служебного ордера от 30.09.1996г. В качестве членов семьи в жилое помещение вселены супруга истца К.Н.М., сын К.А.И., сын К.К.И. В спорном жилом помещении истец проживает с момента вселения до настоящего времени, пользуется им и оплачивает коммунальные услуги.

Из выписки протокола заседания жилищной комиссии при Администрации от 09.09.1996г. следует, что жилищная комиссия по первому вопросу решила <адрес> – Кутенко И.Б. служебная».

Постановлением Главы Администрации г.Стрежевого от 24.09.1996г. <адрес> признана служебной, указано выдать ордер на данную квартиру Кутенко И.Б..

Согласно записям трудовой книжки, Кутенко И.Б. на основании приказа от 15.01.1996г. был принят электромонтажником пятого разряда в цех «Стрежевойэлектроснабжение» МПП    «Стрежевойкоммунхоз». Уволен по ст.31 КЗОТ РФ по собственному желанию, приказ от 17.07.2000г.

Из выписки из Реестра муниципальной собственности городского округа Стрежевой следует, что балансодержателем спорного жилого помещения является Казна городского округа Стрежевой на основании постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. №3020-1

В соответствии со ст.101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

Как указано выше, жилое помещение было предоставлено истцу на основании постановления от 24.09.1996г. Главы Администрации г.Стрежевого, т.е. уполномоченным на это субъектом, в соответствии с положениями ст.5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ №154-ФЗ, действовавшего в период предоставления истцу спорной квартиры. Из п.п.2, 5, которого следует, что в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, в том числе: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений.

Спорному жилому помещению, по убеждению суда, органом местного самоуправления указанным постановлением присвоен статус служебного жилого помещения, и оно включено в реестр муниципальной собственности. Служебные жилые помещения не могут быть предоставлены на условиях социального найма.

Порядок предоставления и пользования служебными жилыми помещениями был установлен ст.105 ЖК РСФСР, ч.2 которой предусматривалось, что такие помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых они находятся; на основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

В иске истец указывает, что квартире не был в установленном порядке придан статус служебного жилого помещения, т.е. оно не было в установленном порядке зарегистрировано в органах государственной регистрации прав на недвижимость в соответствии с Положением о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997г. N1301.

Суд с таким доводом согласиться не может. Необходимость и обязанность государственной регистрации служебных жилых помещений в органах регистрации прав на недвижимость действующим законодательством, и в частности, Федеральным законом от 21.07.1997г. N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не предусмотрена.

В соответствии с пунктом 3 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет, а его основу составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, и возлагаемый на организации технической инвентаризации (БТИ). При этом соблюдение требований, связанных с государственным учетом жилищного фонда, по убеждению суда, не является условием отнесения помещений к специализированному жилищному фонду, а может быть только последствием соответствующего решения. В связи с этим, нарушения в области государственного учета не могут влиять на определение статуса жилых помещений и служить основанием для удовлетворения иска.

Действующий в настоящее время ЖК РФ, не содержит оснований для снятия статуса служебного жилого помещения. По договору социального найма жилого помещения, на основании ст.60 ЖК РФ, одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда либо уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма заключается без установления срока его действия. Требования о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма определены в главе №7 ЖК РФ.

Согласно п.41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу ст.5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения. После 1 марта 2005 года основанием заключения договора найма конкретного специализированного жилого помещения, дающего право на вселение и проживание в жилом помещении, является, согласно статье 99 ЖК РФ, решение собственника такого жилого помещения или действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти или уполномоченного органа местного самоуправления либо иного уполномоченного им лица (например, администрации государственного унитарного предприятия, государственного или муниципального учреждения) о предоставлении гражданину, не обеспеченному жилым помещением в соответствующем населенном пункте, специализированного жилого помещения. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42.

В то же время необходимо иметь в виду, что по действующему до 1 марта 2005 года законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (статьи 47, 105 ЖК РСФСР), а основанием для вселения в общежитие - ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме (статья 109 ЖК РСФСР).

Анализируя приведенные положения закона, суд приходит к выводу о том, что требование истца о признании отношений по пользованию спорным жилым помещением на условиях социального найма, на законе не основано.

Доводы истца о том, что спорное жилое помещение ранее принадлежало МПП «Стрежевойкоммунхоз», а затем было передано органу местного самоуправления, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Жилое помещение - квартира <адрес>, принадлежала и принадлежит МУ Администрация городского округа Стрежевой Томской области на праве собственности.

Следовательно, к данным правоотношениям положение ст.7 Федерального закона №189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» о том, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Кутенко И.Б. к МУ Администрация городского округа Стрежевой Томской области о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Стрежевской городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:             подпись             Д.А. Чижиков

Решение в окончательной форме принято 14.09.2011г.

КОПИЯ ВЕРНА: _________________ Д.А. Чижиков