Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 24 октября 2011г. г.Стрежевой Томской области. Стрежевской городской суд Томской области в составе председательствующего Коскиной И.Ю., при секретаре Фукаловой А.Н., с участием прокурора Семенюк Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Стрежевом дело по иску прокурора г.Стрежевого в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Блинову Д.В. о запрете использование платежных терминалов, У С Т А Н О В И Л : Прокурор г.Стрежевого в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Блинову Д.В. в защиту интересов неопределенного круга лиц о запрете деятельности, указав, что ответчик осуществляет предпринимательскую деятельность, предоставляя услуги населению по приему платежей по оплате услуг сотовой связи через 39 платежных терминалов, расположенных в г.Стрежевом по адресам: «------» Данные платежные терминалы находятся в собственности ответчика, который их установил по указанным адресам и использует в настоящее время. В нарушение требований Федерального закона от 3.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», Федерального закона от 22.05.2003г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» ответчиком в приведенных выше платежных терминалах контрольно-кассовая техника не применяется, что с 1.04.2010г. не допускается законом. Неприменение ответчиком контрольно-кассовой техники при осуществлении приема платежей от населения по оплате услуг сотовой связи через платежный терминал нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые пользуются указанной техникой, поскольку на контрольной ленте и в фискальной памяти комплекса программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники не отражаются фискальные данные, позволяющие обеспечивать выполнение соответствующих денежных обязательств. Прокурор г. Стрежевого просит суд запретить ответчику использовать указанные выше платежные терминалы для приема платежей от физических лиц. Ответчик Блинов Д.В. о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, в суд не явился, своего представителя для участия в рассмотрении дела не направил, с ходатайством об отложении рассмотрения дела в суд не обращался. Определением суда дело рассмотрено в отсутствие ответчика. В судебном заседании прокурор Семенюк Е.В. поддержала исковые требования в полном объеме по приведенным в иске основаниям. Представитель третьего лица МИ ФНС России № 5 по Томской области Шнайдер Е.П., действующая в соответствии с доверенностью от 31.12.2010г., исковые требования поддержала, указав, что контрольно-кассовая техника в платежных терминалах подлежит опломбированию и постановке на учет в налоговом органе, который получает возможность осуществления контроля за поступлением платежей, их размером и правильностью сведений, предоставляемых в налоговый орган индивидуальным предпринимателем Блиновым Д.В. Из-за отсутствия этого программного обеспечения в кассовых чеках, выдаваемых гражданам в автоматическом режиме при производстве оплаты через платежные терминалы отсутствуют сведения о номере контрольно-кассовой техники, что в случае спора о факте платежа лишает плательщика возможности доказать производство соответствующей оплаты с использованием данного платежного терминала. Заслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего. Согласно ст. 2 Федерального закона от 3.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» плательщиками применительно к настоящему закону являются физические лица, осуществляющие внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком; платежным агентом является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Согласно ст. 3 Федерального закона от 3.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту. В соответствии с пунктом 12 статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов. Согласно ст. 5 Федерального закона от 3.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа, который должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование документа - кассовый чек; 2) наименование оплаченного товара (работ, услуг); 3) общую сумму принятых денежных средств; 4) размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания; 5) дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники; 6) адрес места приема денежных средств; 7) наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика; 8) номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом. Все реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев. В силу требований ст. 6 Федерального закона от 3.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику. Применяемый платежным агентом платежный терминал должен обеспечивать печать на кассовом чеке своего номера и реквизитов, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона, в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти контрольно-кассовой техники. Контрольно-кассовая техника, входящая в состав платежного терминала, должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов. В соответствии с пп.1.1. ст.4, Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, субагентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами должна быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата;быть исправна, опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени; обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставлять информацию для печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом в некорректируемом виде; эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом; передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат зарегистрированную информацию о платежах в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте, в фискальной памяти и первичных учетных документах организации или индивидуального предпринимателя, применяющих платежный терминал или банкомат; иметь паспорт установленного образца. В судебном заседании установлено, что в нарушение приведенных норм федерального законодательства индивидуальным предпринимателем Блиновым Д.В. контрольно-кассовая техника в указанных в иске платежных терминалах не применяется. Указанное обстоятельство подтверждается Актом проверки от 29.09.2011г., осуществленной прокуратурой г.Стрежевого с участием специалиста СИ ФНС России № 5 по Томской области и представителя индивидуального предпринимателя Блинова Д.В. по доверенности Горлова Д.В., в ходе которой было установлено, что в платежных терминалах контрольно-кассовая техника не применяется. В кассовых чеках, выданных всеми указанными терминалами, в нарушение требований ст. 5 Федерального закона от 3.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» отсутствует информация о номере кассового чека и контрольно-кассовой техники, применяемой в данном платежном терминале. Постановлениями начальника МИ ФНС России № 5 по Томской области от 19.08.2011г. № 253,254,255,256, постановлениями от 22.08.2011г. № 260, 261,262,263, Блинов Д.В. был привлечен к административной ответственности по ст. 14.5 ч.2 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники при получении оплаты за услуги сотовой связи через платежные терминалы. Использование платежных терминалов, необорудованных контрольно-кассовой техникой, подтверждается письменным заявлением ответчика прокурору г.Стрежевого от 21.09.2011г. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 3.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» прием платежей через платежные терминалы без применения контрольно-кассовой техники после 1 апреля 2010г. не допускается. Действия ответчика нарушают права неопределенного круга лиц-плательщиков услуг с использованием платежных терминалов, в отношении которых Блинов Д.В. выступает платежным агентом, так как плательщики, осуществляя оплату, не получают соответствующего требованиям закона кассового чека. В случае возникновения спора по поводу произведенного платежа они лишены возможности предъявить кассовый чек в качестве доказательства производства оплаты через определенный платежный терминал, предоставленный ответчиком. В соответствии с п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. В соответствии со ст. 98, ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину, от уплаты которой в соответствии с законом при обращении в суд освобожден истец, в размере 200 рублей. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск прокурора г.Стрежевого в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Блинову Д.В. о запрете использования платежных терминалов удовлетворить. Запретить индивидуальному предпринимателю Блинову Д.В. использовать для приема платежей от физических лиц необорудованные контрольно-кассовой техникой платежные терминалы, расположенные в г.Стрежевом по адресам: «----» Взыскать с Блинова Д.В. в доход бюджета муниципального образования «городской округ Стрежевой» государственную пошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Томский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения. Председательствующий: Коскина И.Ю.