Дело № 2-355/2012. На момент публикации решение не вступило в законную силу



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 июня 2012г. г.Стрежевой Томской области.

Стрежевской городской суд Томской области в составе

председательствующего Коскиной И.Ю.,

при секретаре Фукаловой А.Н.,

с участием прокурора-помощника прокурора г.Стрежевого Пониматкина С.К., представителя ответчика МАОУ СОШ №5 Боровик С.Н., действующего на основании доверенности № 1 от 30.03.2012г., представителя ответчика МКУ Администрация городского округа Стрежевой Нестеровой Е.С., действующей на основании доверенности № 4 от 10.01.2012г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Стрежевом гражданское дело по иску прокурора г.Стрежевого, действующего в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к МАОУ СОШ № 5 и МКУ Администрация городского округа Стрежевой об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г.Стрежевого в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к МАОУ СОШ № 5 и МКУ Администрация городского округа Стрежевой, указав, что в нарушение Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001г. № 73, в здании

МАОУ СОШ № 5 городского округа Стрежевой отсутствуют разделительные поручни на подходах к зданию, вход в здание не приспособлен для маломобильных групп населения с поверхности земли, поскольку не оборудован доступными для инвалидов элементами информации об объекте. Тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц-инвалидов, проживающих на территории города Стрежевого и, в частности, детей-инвалидов, на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры и на получение услуг, представляемых учебным учреждением. Собственником здания, в котором размещено МАОУ СОШ № 5, является муниципальное образование городской округ Стрежевой в лице МКУ Администрация городской округ Стрежевой. Здание школы, расположенное по адресу: г.Стрежевой, <данные изъяты> закреплено за МАОУ СОШ № 5 на праве оперативного управления.

Прокурор г.Стрежевого с учетом внесенных уточнений просит суд

- обязать МКУ Администрация городского округа Стрежевой и МАОУ СОШ № 5 городского округа Стрежевой принять меры к беспрепятственному доступу маломобильных групп населения в здание учреждения, расположенного по адресу: г.Стрежевой, <данные изъяты>, а именно: обязать ответчиков устроить разделительные поручни на подходах к зданию и оборудовать подход к зданию пандусом; оборудовать вход в здание доступными для инвалидов элементами информации об объекте в соответствии с требованиями п.3.23 СниП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001г. .

В судебном заседании помощник прокурора г.Стрежевого Пониматкин С.К. заявленные требования поддержал в полном объеме, указав, что прокурор рассматривает МАОУ СОШ № 5 и МКУ Администрация городского округа Стрежевой солидарными ответчиками. Иных требований к обустройству здания школы в целях сделать ее доступной для маломобильных групп населения, прокурор предъявлять не намерен.

В письменном отзыве директор МАОУ СОШ № 5 Гришко Е.А, выражает несогласие с предъявленными к данному ответчику исковыми требованиями, полагая, что права детей-инвалидов на получение общеобразовательных услуг со стороны МАОУ СОШ № 5 не нарушаются. Право инвалидов на инклюзивное образование в городе Стрежевом реализуется в рамках региональной образовательной системы путем включения МБОУ СОШ № 3 г.Стрежевого (школа № 3) в эксперимент по апробации модели инклюзивного обучения, в которой создаются все условия для обеспечения возможности детей-инвалидов обучаться в общеобразовательной школе. На сегодняшний день в городском округе Стрежевой отсутствуют инвалиды-колясочники в возрасте от 6,6 до 18 лет, имеющие заключение о возможности обучения на территории общеобразовательного учреждения.

Кроме этого, представитель ответчика полагает, что МАОУ СОШ № 5 является ненадлежащим ответчиком по делу. Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Собственником здания, в котором размещается гимназия, является муниципальное образование городского округа Стрежевой. В соответствии с п.14 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам относится к вопросам местного значения, что нашло отражение в пп.13 п.1 ст. 10 Устава городского округа Стрежевой. Соответствующие исковые требования должны быть предъявлены к МКУ Администрация городского округа Стрежевой.

В судебном заседании представитель МАОУ СОШ № 5 Боровик С.Н. изложенные в письменном отзыве доводы поддержал, дополнительно указав, что высота и конструкция крыльца здания <данные изъяты> г.Стрежевого, в котором располагается школа, не позволяет установить на нем пандус без реконструкции, так как угол подъема в случае обустройства пандуса, будет не соответствовать СНиП. Обеспечения подъема инвалидов -колясочников на крыльцо здания не имеет смысла, так как вход в здание осуществляется через двойные глухие двери, ширина тамбура не позволяет развернуться инвалидной коляске, на первом этаже школы расположено только 4 учебных класса, из них -2 кабинета начальных классов и 2 кабинета английского языка, а вся остальная учебная часть находится на трех других этажах, доступ инвалидов-колясочников на которые не возможен. Что касается право родителей- инвалидов на посещение школы, в которой обучаются их дети, получение ими информации от учителей об учебе детей, то она разрешается посредством создания в системе Интернета сайта МАОУ СОШ № 5 и электронного дневника, из которых родители имеют возможность ежедневно получать необходимые для себя сведения о посещении ребенком школы, его оценках, могу общаться с учителями, администрацией школы.

В письменном отзыве на иск представитель ответчика МКУ Администрация городского округа Стрежевой Скирневский А.Б., чьи полномочия подтверждены доверенностью № 10 от 10.01.2012г., исковые требования прокурора г.Стрежевого находит не подлежащими удовлетворению, полагая, что МАОУ СОШ №5 является ненадлежащим ответчиком. Ссылки прокурора на СниП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» являются необоснованными, так как СНиП распространяются на здания, вводимые в эксплуатацию после принятия данного документа, в то время, как здание школы введено в эксплуатацию до принятия СНиП 35-01-2001. Специализированной школой, где будут созданы все условия для обучения детей-инвалидов в г.Стрежевом является МБОУ СОШ № 3. Такие же условия создаются в МБОУ «Центр экологического воспитания детей» и МБОУ «Центр дополнительного образования детей. Тем самым для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в образовательные учреждения городского округа Стрежевой приняты все необходимые меры.

В судебном заседании представитель ответчика МКУ Администрация городского округа Стрежевой Нестерова Е.С. дополнительно пояснила, что в соответствии с п.1.4 СНиП 35-01-2001 проектные решения объектов, доступные для маломобильных групп населения, должны обеспечивать досягаемость мест целевого посещения, беспрепятственность перемещения внутри здания, безопасность путей движения, получение услуг, участие в образовательном процессе. Эти цели не могут быть достигнуты путем выполнения требования прокурора об установке пандусов и разделительных поручней. Требования прокурора нарушают права органа местного самоуправления на выбор способа обеспечения доступности зданий, а также ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления. Вместе с тем, ответчик обязанность по обеспечению доступности общеобразовательных учреждений для инвалидов исполняет надлежащим образом. Выбор МБОУ СОШ № 3 в качестве экспериментальной площадки для апробации внедрения инклюзивного образования происходил на региональном уровне и был согласован с Томским региональным общественным движением «ДИВО», главной целью деятельности которого является создание в регионе условий для получения инвалидами инклюзивного образования. Информация о выборе школы № 3 в качестве базовой для внедрения интегрированного образования является общедоступной, размещена на сайте школы в Интернете, была опубликована в местных СМИ –газете «Северная звезда» от 15.12.2011г. № 203 и газете «Томская нефть» от 29.01.2011г. № 4, информация об этом транслировалась по Стрежевскому телевидению в программке «Факт» 20-21 января 2011г. Основания для удовлетворения исковых требований прокурора г.Стрежевого, по мнению представителя ответчика, отсутствуют.

Заслушав стороны, изучив представленные материалы, суд находит иск прокурора г.Стрежевого не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно Конституции Российской Федерации, ее статье 7, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).

Согласно преамбуле Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» указанный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Так, с соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В судебном заседании установлено, что здание, в котором размещается МАОУ СОШ № 5, расположенное по адресу: <данные изъяты> в г.Стрежевом, не оборудовано устройствами для беспрепятственного доступа инвалидов в указанное общеобразовательное учреждение.

МАОУ СОШ № 5 суд находит ненадлежащим ответчиком по делу.

Согласно материалам дела здание <данные изъяты>, в котором расположено МАОУ СОШ № 5, является собственностью муниципального образования городской округ Стрежевой.

В соответствии с приведенными положениями ч.5 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанность принимать меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов возлагается на собственников зданий, сооружений и их комплексов.

В соответствии со ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; возлагаются на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и относятся к вопросам местного значения в сфере образования.

Это соотносится с положениями п.14 ч.1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам относится к вопросам местного значения.

В соответствии со ст. 12 Закона «Об образовании» образовательное учреждение определяется как учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Из представленной суду выписки из единого государственного реестра юридических лиц следует, что муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 ( МАОУ СОШ № 5 ) включено в реестр в качестве юридического лица, учреждено муниципальным образованием городской округ Стрежевой, обладает основным видом экономической деятельности- среднее (полное)общее образование.

В соответствии с п.1 статьи 49, п. 3 статьи 50, п.1 статьи 120, п. 2 статьи 298 - ГК РФ, государственное (муниципальное) учреждение обладает специальной (целевой) правоспособностью.

Помощник прокурора г.Стрежевого Пониматкин С.К., обосновывая предъявление одного и того же требования к МАОУ СОШ № 5 и к МКУ Администрация городского округа Стрежевой, указал, что прокурор г.Стрежевого считает их солидарными должниками в отношении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в здание школы.

Данное утверждение суд находит несостоятельным.

Согласно п.1 ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.

Постановлением от 20.04.2006г. мэра городского округа Стрежевой здание <данные изъяты>, имеющее год постройки 1989, закреплено за МАОУ СОШ № 5 (прежнее наименование- МОУ СОШ № 5) на праве оперативного управления.

В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Дополнительную особенность права оперативного управления составляет закрепленная в п.2 ст. 120 ГК РФ субсидарная ответственность собственника по долгам учреждения.

Выполнение обязанностей, предусмотренных ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», возлагается на орган местного самоуправления в лице МКУ Администрация городского округа Стрежевой, который в рассматриваемом случае также является собственником соответствующего здания.

В силу изложенного исковые требования, предъявленные к МАОУ СОШ № 5 удовлетворению не подлежат.

В соответствии с п.2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ на него возлагается обязанность доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований.

Здание <данные изъяты> г.Стрежевого, в котором расположено МАОУ СОШ № 5, было построено в 1989г., то есть до введения в действие нормы ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", запрещающей строительство зданий без приспособлений для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами.

В связи с этим прокурору надлежало предоставить суду доказательства наличия технической возможности выполнить заявленные им требования по устройству разделительных поручней и оборудованию подхода к зданию (крыльца) пандусом. Таких доказательств суду предоставлено не было. Необходимость выяснения этого обстоятельства следует из содержания ч. 5 ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которой определяются правовые последствия тех случаев, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов.

Согласие прокурора с доводами ответчиков о технической невозможности выполнения заявленного требования косвенно подтверждается внесенными истцом 18.05.2012г. уточнениями к иску, в которых прокурор просил суд в случае невозможности оборудования подхода к зданию школы пандусом, обязать ответчиков оборудовать его любым иным механизмом или приспособлением, обеспечивающим доступ маломобильных групп населения в здание школы. В дальнейшем в очередной раз уточнив исковые требования, прокурор г.Стрежевого от поддержания приведенных требований отказался.

Ответчиками, утверждающими, что выполнение исковых требований технически невозможно, доказательств такому утверждению также представлено не было.

Вместе с тем, доводы ответчиков о том, что исковые требования прокурора г.Стрежевого по своему содержанию не обеспечивают доступ инвалидов-колясочников в здание школы, суд находит обоснованными.

Требования прокурора заключаются в обязании ответчиков обустроить вход в здание школы разделительными поручнями на подходах к зданию, оборудовать подход к зданию пандусом.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что выполнение указанных требований прокурора обеспечит возможность взъезда инвалидов-колясочников на крыльцо здания школы. Доступ на первый этаж здания школы инвалидам-колясочникам при этом не обеспечивается.

Не может быть он обеспечен и в результате выполнения требований прокурора г.Стрежевого оборудовать вход в здание доступными для инвалидов элементами информации об объекте в соответствии с требованиями п.3.23 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 N 73.

В пункте 3.23 СНиП 35-01-2001 отсутствуют указания на доступные для инвалидов элементы информации об объекте и на предъявляемые к этим элементам информации требования. В нем прописано, какова должна быть ширина дверных и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку, а также необходимость устройства дверных проемов без порогов и перепадов, либо при высоте порогов или перепада высот не более 0,025м.

Требования прокурора г.Стрежевого не касаются обустройства ширина дверных и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку. Таким образом, требование обязать ответчиков выполнять требования п.3.23 СНиП 35-01-2001 заключаются в обязании ответчиков обустроить вход в здание школы с улицы без порогов, либо при высоте порога не более 0,025 м.

При осмотре судом входа в здание МАОУ СОШ № 5 15.06.2012г. установлено, что порог наружной входной двери двухступенчатый, высота первой     ступеньки составляет 0,05м, второй-0,06 см, что не соответствует требованиям п.3.23 СНиП.

Вход в здание школы не соответствует также требованиям СНиП 35-01-2001, а именно:

-п.3.24, согласно которому в полотнах наружных дверей, доступных инвалидам, следует предусматривать смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом, нижняя часть которых должна располагаться в пределах 0,3-0,9 м от уровня пола. Нижняя часть дверных полотен на высоту не менее 0,3 м от уровня пола должна быть защищена противоударной полосой,

-п.3.26, согласно которому на путях движения маломобильных групп населения рекомендуется применять двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях «открыто» и «закрыто», а также двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 секунд,

-п.3.19, согласно которому диаметр зоны для самостоятельного разворота на 90-180 градусов инвалида на кресле-коляске следует принимать не менее 1,4м. Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью при открывании «к себе» должна быть не менее 1,5м при ширине не менее 1,5 м,

-п.3.15, согласно которому глубина тамбуров должна быть не менее 1,8 м.

При осмотре входа в здание школы установлено, что он осуществляется через двухтамбурные двери. Наружные двери выполнены из непрозрачного материала, открываются «к себе», нижняя часть дверных полотен не защищена противоударной полосой. Внутренняя дверь, ведущая непосредственно в холл первого этажа, представляет собой конструкцию из стеклопакета. На высоту 1,335м она выполнена из непрозрачного материала, нижняя часть двери противоударной полосой не защищена. Устройствами, обеспечивающими фиксацию входных дверей в положениях «открыто» и «закрыто», задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 секунд, входные двери не оснащены. Напротив внутренней двери в тамбуре имеется строительный элемент-колонна, из-за выступающей части которой ширина тамбура не соответствует требованиям п.3.15 СНиП 35-01-2011. При открывании внутренней двери в тамбур, радиус ее разворота составляет 0,8м, расстояние до стены тамбура при открытой двери -0,82м, что не обеспечивает диаметр зоны для самостоятельного разворота кресла-коляски на 90-180 градусов, а также глубину пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью, предусмотренные п.3.19 СНиП 35-01-2001.

Установленные судом несоответствия входа в здание МАОУ СОШ № 5 требованиям СНиП 35-01-2001 в случае удовлетворения исковых требований прокурора г.Стрежевого, не обеспечивают для инвалидов-колясочников безопасный и беспрепятственный доступ на первый этаж школы. В случае заезда инвалида-колясочника по пандусу на крыльцо школы, из-за перечисленных недостатков, устранения которых не требует прокурор, существует угроза причинения ему физического вреда в результате открывания дверей учащимися, выходящими из школы.

По мнению суда, предлагаемая прокурором защита прав инвалидов на беспрепятственный доступ в общеобразовательное учебное заведение является формальной и не обеспечивает их действительную социальную защиту.

В четырехэтажном здании МАОУ СОШ № 5 на первом этаже, куда прокурор просит обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов, располагаются только 4 классные комнаты: 2 класса начального образования и 2 специально оборудованных класса для изучения английского языка. Остальными помещениями являются 2 малых спортивных зала, тренажерный зал, большой спортивный зал, гардероб, столовая, медкабинет, библиотека. Остальные учебные комнаты, в том числе оснащенные специализированным оборудованием (кабинеты физики, химии, информатики, музыки,) учительская, кабинет директора школы располагаются на верхних этажах здания. В чем заключается смысл обеспечения доступа инвалидов –колясочников на первый этаж здания школы, помощник прокурора г.Стрежевого Пониматкин С.К. в судебном заседании пояснить не смог.

Согласно СНиП 35-01-2001, на которые прокурор ссылается в обоснование заявленных исковых требований, подходы к различному оборудованию и мебели должны быть не менее 0,9м, а при необходимости поворота кресла-коляски на 90 градусов- не менее1,2м (п.3.18); около столов, прилавков и других мест обслуживания в столовой для инвалидов следует предусматривать свободное пространство размерами в плане не менее 0,9х1,5м (п.3.19); участки пола на путях движения на расстоянии 0,6м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и (или) контрастно окрашенную поверхность, допускается предусматривать световые маячки (п.3.21);замкнутые пространства зданий (помещения различного функционального назначения, кабинка туалета и т.п.), где маломобильный гражданин может оказаться один, должны быть оборудованы двусторонней связью с диспетчером или дежурным. В иных случаях следует предусматривать кнопку звонка. В таких помещениях (кабинах) должно предусматриваться аварийное освещение( п.3.57); в туалете необходимо предусматривать не менее одной универсальной кабины, доступной для всех категорий граждан (п.3.63).

При обеспечении доступа инвалидов-колясочников на первый этаж здания МАОУ СОШ № 5, помещения первого этажа должны соответствовать приведенным требованиям СНиП 35-01-2001. В противном случае доступ на первый этаж здания школы нельзя рассматривать как беспрепятственный.

Суд находит обоснованным доводы представителя ответчика МКУ Администрация городского округа Стрежевой Нестеровой Е.С. в части отсутствия в федеральном законе указаний на конкретные способы обеспечения доступности зданий для инвалидов.

СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 N 73, введены в действие в 2001г. Их требования распространяются на вновь вводимые или реконструируемые объекты недвижимости, к которым не относится здание, занимаемое МАОУ СОШ № 5.

В Определении от 13.05.2010г. № 689-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования- городского округа «Город Зеленогорск» Красноярского края Конституционный суд Российской Федерации дает следующие разъяснения.

Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Закрепляющее названную обязанность положение части первой статьи 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, в том числе органами местного самоуправления. Это положение не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи.

Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в частности, в статье 15 Закона, не предусмотрена обязанность собственников объектов социальной инфраструктуры обустроить входы в здания пандусами. Законом предусмотрена обязанность создания инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры. В рассматриваемом случае в качестве объектов инфраструктуры следует рассматривать общеобразовательные школы города Стрежевого.

Городской округ Стрежевой является относительно небольшим и компактно расположенным населенным пунктом, на территории которого действуют 9 общеобразовательных школ, включая муниципальное казенное специальное ( коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная ) общеобразовательная школа VIII вида».

Согласно информации от 30.05.2012г. МБУЗ «<данные изъяты>» в г. Стрежевом проживают 8 детей школьного возраста, являющихся инвалидами-колясочниками, из которых согласно адресам проживания только один ребенок, 2005 года рождения, проживает в районе школы № 5 .

Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011г. № 175 в целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, а также интеграции инвалидов с обществом и повышения уровня их жизни утверждена Государственная Программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы.

Программа РФ «Доступная среда» определят в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (далее - обычные образовательные учреждения), и с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий. Деятельность специализированных образовательных учреждений, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья на основании заключения психолого-медико-педагогических комиссий, будет сконцентрирована на контингенте детей, требующих с учетом состояния их здоровья условий, не реализуемых в обычных образовательных учреждениях.

Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом.

Необходимым условием реализации указанного направления является создание в обычном образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

К ожидаемым результатам реализации Программы относится увеличение количества школ, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обучаться совместно инвалидам и детям, не имеющим нарушения развития.

Для решения задачи по повышению уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения предусматривается создание в обычных образовательных учреждениях универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

Федеральными органами исполнительной власти (в том числе ответственным исполнителем Программы и соисполнителями Программы) в соответствии со сферами ведения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в том числе в рамках ведомственных и целевых программ, а также организациями независимо от организационно-правовой формы в отношении объектов, находящихся в их собственности, за счет собственных средств, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется реализация следующих мероприятий:

приведение состояния зданий и сооружений в соответствие с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения;

приспособление входных групп, лестниц, пандусных съездов, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений и прилегающих территорий;

оборудование зданий и сооружений лифтами и подъемными устройствами с системой голосового оповещения и пространственно- рельефными указателями;

В п.25 Плана реализации мероприятий государственной программы РФ «Доступная среда», являющегося Приложением № 1 к Программе, источником финансирования создания в обычных образовательных учреждениях универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов с обществом, являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Тем самым законодатель учитывает, что проблема социальной адоптации инвалидов в отношении образовательных учреждений не может быть разрешена путем обустройства входа в них пандусами, и требует рассчитанной на несколько лет программы по созданию учебных заведений, в которых предусмотрены все условия одновременного воспитания и обучения детей-инвалидов с остальными детьми.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с п.5 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по согласованию с общественной организацией инвалидов -Томским региональным общественным движением «<данные изъяты>» в городе Стрежевом определено создание на базе МБОУ СОШ № 3 универсальной безбарьерной среды, позволяющей обучаться совместно инвалидам и детям, не имеющим нарушения развития.

Распоряжением № 515 от 15.09.2010г. утверждена программа экспериментальной работы по формированию системы интегрированного (инклюзивного) образования в региональной образовательной системе Томской области. Среди образовательных учреждений, в эксперимент по апробации модели интегрированного (инклюзивного) обучения включено МОУ СОШ № 3 г.Стрежевого.

Письмом от 25.04.2012г. мэра городского округа Стрежевой начальнику Департамента общего образования Томской области сообщается о желании муниципального образования городской округ Стрежевой быть участниками федеральной программы «Доступная среда» на 2011-2015гг. с объемом софинансирования мероприятий программы за счет средств муниципального бюджета. В приложении к письмо указаны учреждения: МБОУ «СОШ № 3», МБОУ дополнительного образования детей Центр экологического воспитания детей, МБОУ дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей, в которых предусмотрены устройство пандусов с перилами на входе в здание, установка пандусов для преодоления дверных порогов, переходов помещений с разным уровнем пола, установка поручней в туалетных комнатах, приобретение средств социальной адаптации и специальной мебели для детей с заболеваниями ДЦП, оборудование ресурсной комнаты, приобретение лестничного подъемника, оснащение учреждения специальным компьютерным оборудованием.

Таким образом в виду невозможности полностью приспособить здание школ города для нужд инвалидов, по согласованию с общественной организацией инвалидов МКУ Администрация городского округа Стрежевой обеспечивает выполнение требований ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» путем организации на базе МБОУ СОШ №3 обучения детей-инвалидов в одинаковых с остальными детьми условиях.

Доводы помощника прокурора г.Стрежевого Пониматкина С.К. о том, что вопрос обеспечения доступности школ для маломобильных групп населения не был согласован с городской общественной организацией инвалидов <данные изъяты>, не являются основанием для удовлетворения исковых требований, так как действующей общественной организации инвалидов на территории городского округа Стрежевой не зарегистрировано. Существовавшая с 2003г. общественная организация родителей с детьми с ограниченными возможностями <данные изъяты> согласно сведениям ЕГРЮЛ прекратила деятельность в качестве юридического лица в соответствии с судебным решением 5.03.2008г.

Оценивая доводы помощника прокурора г.Стрежевого Пониматкина С.К. о том, что помимо детей инвалидов-колясочников возможность въезда в здание школы должны иметь остальные инвалиды-колясочники г. Стрежевого, в том числе родители обучающихся в данном учебном заведении детей, являющиеся инвалидами-колясочниками, суд находит их несостоятельными.

В судебном заседании не представлено сведений о наличии инвалидов-колясочников, чьи дети обучаются в МАОУ СОШ № 5, а также о том, что отсутствие пандуса и разделительных поручней на входе в здание школы нарушает их права на получение необходимой информации о ребенке.

Прокурором городского округа Стрежевой не оспаривается тот факт, что МАОУ СОШ № 5 имеет свой сайт в системе Интернета, в котором ведется ежедневный электронный дневник в отношении каждого учащегося, из которого родители могут получить для себя необходимую информацию.

Обоснованным является довод представителя ответчика МАОУ СОШ № 5 Боровик С.Н. о том, что все родители имеют возможность получения соответствующей информации от учителей по телефону, а также путем общения по Интернету.

В соответствии со ст. 196 п.3 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г.Стрежевого, действующего в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, к МАОУ СОШ № 5 и МКУ Администрация городского округа Стрежевой об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Томский областной суд через Стрежевской городской суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Коскина И.Ю.