РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Стрежевой Томской области 18 июля 2012г.
Стрежевской городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи - Чижикова Д.А.,
при секретаре - Шкорлухановой А.Г.,
с участием помощника прокурора - Воротова И.П.
представителя ответчика - Нечукиной Е.Е.,
представителя третьего лица - Клинковой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Стрежевом гражданское дело №2-512/2012 по иску прокурора г.Стрежевого, поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Инфо-Стрежевой» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Стрежевого Томской области обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Инфо-Стрежевой» о понуждении к совершению действий.
В обоснование иска прокурор указал, что при проведении проверки по соблюдению норм законодательства в сфере безопасности дорожного движения при размещении рекламных конструкций на территории городского округа Стрежевой Томской области, установлено, что ООО «Инфо-Стрежевой» разместило рекламные конструкции в г.Стрежевом по адресам: ул.Мира1 напротив здания ОАО «Томскнефть» ВНК в 95метрах от ул.Строителей (реклама ОАО «Томскнефть» ВНК), по ул.Буровиков напротив здания ОАО «Томскнефть» ВНК, ул.Буровиков, 23 (реклама ОАО «Томскнефть» ВНК). Указанные рекламные конструкции эксплуатируются с нарушением требований законодательства о безопасности дорожного движения, поскольку возведены с нарушением п.6.1, п.6.6 ГОСТаР52044-2003, а именно: расстояние до бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) по ул.Мира составляет 0,55м; расстояние до пешеходного перехода по ул.Буровиков составляет 29м; расстояние до пересечения ул.Буровиков и ул.Коммунальной составляет 33,20м; расстояние до бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) по ул.Буровиков составляет 2,40м; расстояние до светофора по ул.Буровиков – 29метров. При этом согласно паспорту рекламного места площадь данного рекламного щита составляет 18кв.м. Прокурор считает, что такое расположение рекламных объектов нарушает законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку создает угрозу безопасности дорожного движения, представляет опасность для жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц. По этим основаниям, прокурор просит суд обязать ООО «Инфо-Стрежевой» осуществить демонтаж рекламных конструкций по вышеуказанным адресам, установив при этом срок 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора г.Стрежевого Воротов И.П. исковые требования поддержал по основаниям, приведенным в иске. Дополнительно пояснил, что срок для устранения нарушений может быть установлен судом в четыре месяца с момента вступления решения в законную силу. Необходимости согласования с МУ Администрация городского округа Стрежевой нового места расположения рекламного объекта не требуется, поскольку прокурором заявлен иск, в котором ставится вопрос о демонтаже объекта.
Представитель ответчика ООО «Инфо-Стрежевой» Нечукина Е.Е., действующая на основании доверенности №51 от 27.06.2012, в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, пояснив, что срок, в течение которого надлежит произвести демонтаж рекламных объектов в два месяца не достаточен в связи с необходимостью согласования иного места расположения рекламы.
Представитель третьего лица Администрации городского округа Стрежевой Клинкова О.Ю., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения иска прокурора г.Стрежевого, также пояснила, что в Государственный стандарт ГОСТ Р 52044-2003 внесены изменения от 24.03.2009, вступившие в силу с 01.09.2009, изменения касаются обязательности соблюдения при размещении рекламных конструкций определенного расстояния до светофоров, бровки дороги и т.д.
Заслушав помощника прокурора, представителя ответчика и представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд находит исковые требования, подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.20 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006г. "О рекламе" распространение наружной рекламы должно осуществляться владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. В случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта разрешение на ее установку может быть признано недействительным в судебном порядке по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта.
В силу п.5 ч.3 ст.25 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.
Пункт 4 ст.19 Федерального закона "О рекламе" определяет, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Технический регламент, устанавливающий технические требования к рекламной конструкции, не принят.
В соответствии с ч.1 ст.46 Федерального закона №184-ФЗ от 27.12.2002г. "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с нею процессам монтажа, эксплуатации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения".
Согласно разделу 1 данного ГОСТа "Область применения" стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения (раздел 6).
Пунктом 6.1 названного ГОСТа (в редакции приказа Ростехрегулирования от 24.03.2009 года) предусмотрено, что средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены:
- на одной опоре, в створе и в одном сечении с дорожными знаками и светофорами;
- на аварийно-опасных участках дорог и улиц, на железнодорожных переездах, в пределах границ транспортных развязок в разных уровнях, мостовых сооружениях, в туннелях и под путепроводами, а также на расстоянии менее 350м от них вне населенных пунктов и 50м - в населенных пунктах, непосредственно над въездами в туннели и выездами из туннелей и ближе 10м от них;
- на участках автомобильных дорог и улиц с высотой насыпи земляного полотна более 2м;
- на участках автомобильных дорог вне населенных пунктов с радиусом кривой в плане менее 1200м, в населенных пунктах - на участках дорог и улиц с радиусом кривой в плане менее 600м;
- над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах;
- на дорожных ограждениях и направляющих устройствах;
- на подпорных стенах, деревьях, скалах и других природных объектах;
- на участках автомобильных дорог с расстоянием видимости менее 350м вне населенных пунктов и 150м - в населенных пунктах;
- ближе 25м от остановок маршрутных транспортных средств;
- в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150м от них вне населенных пунктов, 50м - в населенных пунктах;
- сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5м - в населенных пунктах;
- сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее высоты средства наружной рекламы, если верхняя точка находится на высоте более 10м или менее 5м над уровнем проезжей части.
Вышеуказанный ГОСТ признан национальным стандартом со дня вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании". Применение данного документа осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании, в частности, защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Поскольку требования п.6.1 ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, то они обязательны к применению при установке и эксплуатации рекламных конструкций, следовательно подлежат обязательному применению при установке и размещении наружной рекламы и применение указанного ГОСТа при согласовании и выдаче разрешений на размещение наружной рекламы является обязательным.
В судебном заседании установлено, следует из представленных суду доказательств, что принадлежащие ООО «Инфо-Стрежевой» рекламные конструкции по ул.Мира напротив здания ОАО «Томскнефть ВНК» и по ул.Буровиков напротив здания ОАО «Томскнефть» ВНК, размещенные ответчиком на основании разрешения МКУ Администрации городского округа Стрежевой №Р-43-11 от 21.10.2011 и №Р-07-10 от 21.09.2011 соответственно, возведены с нарушением п.6.1., п.6.6. ГОСТ 52044-2003, что подтверждается актом проверки от 15.06.2012. Рекламная конструкция по ул.Мира, напротив здания ОАО «Томскнефть» ВНК, расположенная в 95м. от ул.Строителей в нарушении п.6.6 ГОСТ размещена на расстоянии 0,55м. рекламная конструкция на ул.Буровиков напротив здания ОАО «Томскнефть» ВНК ул.Буровиков, 23 в нарушении ГОСТ размещена на расстоянии 29м. от пешеходного перехода и на расстоянии 33м. от пересечения автомобильных дорог ул.Буровиков и Коммунальная.
Данные обстоятельства не оспаривалось ответчиком и суд считает их установленными.
Несоответствие расположения рекламной конструкции требованиям Государственного стандарта создает помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляет права граждан - участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья. То обстоятельство, что рекламная конструкция установлена с нарушением требований государственного стандарта, само по себе уже свидетельствует об угрозе безопасности дорожного движения.
Согласно п.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таком положении исковые требования прокурора г.Стрежевого Томской области суд находит подлежащими удовлетворению.
При обсуждении вопроса о сроке на устранение допущенных нарушений суд исходит из того, что ответчику надлежит произвести демонтаж двух громоздких конструкций, с привлечением специальной техники. В распоряжении ответчика такой техники не имеется, для чего необходимо заключать соответствующие договоры на выполнение работ по демонтажу рекламных конструкций, наличие соответствующих финансовых средств. Учитывая, что прокурор считает возможным установить для ответчика срок в размере 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу, то суд находит такой срок разумным, в который ответчик самостоятельно либо с привлечением соответствующей организации обязан провести демонтаж двух рекламных конструкций.
Доводы ответчика о необходимости согласования места последующего размещения рекламных конструкций с собственником земельных участков судом учитывается, но определяющим не является, поскольку требование о переносе (переустановке) конструкции прокурором не заявлялось, и для монтажа рекламы каких-либо согласований не требуется.
Наличие листа согласования с собственником земельного участка и разрешения на установку рекламных конструкций, в том числе с инспекцией безопасности дорожного движения не может служить основанием для отказа прокурору в иске, поскольку такая рекламная конструкция установлена собственником с нарушением закона и нормативно-правовых актов.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора г.Стрежевого, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Инфо-Стрежевой» о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать ООО «Инфо-Стрежевой» демонтировать рекламные конструкции, расположенные по адресу: по ул.Мира напротив здания ОАО «Томскнефть» ВНК в 95метрах от ул.Строителей (реклама ОАО «Томскнефть» ВНК»); по ул.Буровиков напротив здания ОАО «Томскнефть» ВНК, ул.Буровиков, 23 (реклама ОАО «Томскнефть» ВНК) в течение 4 (четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Томский областной суд через Стрежевской городской суд в течение месяца дней со дня его вынесения.
Председательствующий подпись Д.А. Чижиков
Верно. Судья: ___________________ Д.А. Чижиков