На момент публикации решение не вступило в законную силу



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 апреля 2011 г.г.Стрежевой.

Стрежевской городской суд Томской области в составе

председательствующегоКоскиной И.Ю.,

при секретареФукаловой А.Н.,

с участием прокурора Аргышева А.Е., представителя ответчика Лысых М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Стрежевом гражданское дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ОАО «Томскнефть» ВНК об обязании обеспечить надлежащую утилизацию попутного нефтяного газа,

УСТАНОВИЛ:

Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Стрежевской городской суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с заявлением об обязании ОАО «Томскнефть» ВНК обеспечить надлежащую утилизацию попутного нефтяного газа, мотивируя свое требование следующим образом.

В ходе проверки соблюдении требований природоохранного законодательства и законодательства о недрах на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что ОАО «Томскнефть» ВНК является владельцем лицензии на право пользования недрами ХМН 00342 НЭ на добычу нефти и газа в пределах Полуденного лицензионного участка в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и занимается разработкой Полуденного нефтяного месторождения.

В соответствии с п.17.2 Лицензионного соглашения о добыче нефти и газа в пределах Полуденного лицензионного участка, являющегося неотъемлемой частью лицензии на право пользования недрами ХМН 00342 НЭ, ответчик обязан обеспечивать утилизацию попутного газа в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектными документами на разработку месторождения.

Проектным документом «Авторский надзор за реализацией проекта разработки Полуденного месторождения» на 2009-2011г. предусмотрено, что использование растворенного (попутного нефтяного) газа в 2010г. по Полуденному месторождению должно составлять 84,6%, в 2011г.-85,9%,в 2012 и последующих годах-95%. Фактически за 12 месяцев 2010г. уровень утилизации попутного нефтяного газа на данном месторождении составил 61,7%. Неиспользуемый попутный нефтяной газ в объеме 7,606 млн. кубических метров был сожжен предприятием на факельных установках.

Тем самым ответчиком не исполняется Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008г. № 1663-р «Об основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2012года», Постановление Правительства РФ от 08.01.2009г. № 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках», Постановление Правительства ХМАО-Югры от 12.11.2007г. № 270-п «Об исполнении плана мероприятий I этапа (2005-2006 годы) и утверждения плана мероприятий II этапа (2007-2010годы) программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Экономическое и социальное развитие Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» на 2005-2010годы». Ответчиком не исполняются условия лицензии на право пользования недрами ХМН 00342 НЭ и как следствие этого нерационально используются недра, что противоречит государственной политике Российской Федерации, создает серьёзную экологическую проблему для окружающей среды, влечет за собой увеличение вредоносных выбросов в атмосферный воздух, что создает угрозу негативного воздействия на животный мир и население Нижневартовского района ХМАО-Югры.

Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор просит суд обязать ОАО «Томскнефть» ВНК к 1.01.2012г. обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа, добываемого на Полуденном месторождении нефти, расположенном в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в соответствии с лицензией на право пользования недрами и утвержденным и согласованным в установленном порядке проектным документом на разработку Полуденного нефтяного месторождения; а также запретить ответчику с 1.01.2012г. сжигание на факелах попутного нефтяного газа, добываемого на Полуденном месторождении нефти, свыше 5% от объема добытого на данном месторождении попутного нефтяного газа.

В судебном заседании заместитель Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Аргышев А.Е. заявленные требования поддержал в полном объеме и по тем же основаниям.

Представитель ответчика ОАО «Томскнефть» ВНК Тимофеев А.В., действующий на основании доверенности № 128/10 от 1.05.2010г., в письменных возражениях исковые требования находит не подлежащими удовлетворению как немотивированные и не основанные на законе. ОАО «Томскнефть» ВНК обязано соблюдать условия лицензии на право пользования недрами ХМН 00342 НЭ и обеспечить, начиная с 2012г. использование добываемого попутного нефтяного газа на уровне 95%. Фактическое использование попутного газа на Полуденном лицензионном участке в 2010г. составило 61,7% вместо установленных законом 86,4%. За несоблюдение в 2010г. уровня использования попутного нефтяного газа на Полуденном лицензионном участке ответчик был привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300000р. В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установление платы за негативное воздействие на окружающую среду является методом экономического регулирования в области охраны окружающей среды. В 2010г. ОАО «Томскнефть» понесло дополнительные финансовые затраты в виде платы за сверхлимитное негативное воздействие на окружающую среду в размере 701327рублей 33 копеек. В связи с этим обращение Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в суд с рассматриваемыми исковыми требованиями является вмешательством в оперативную хозяйственную деятельность недропользователя, что является нарушением части 2 статьи 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Недостижение ОАО «Томскнефть» ВНК проектного уровня использования попутного нефтяного газа в 2010г. обусловлено тем, что добываемого попутного нефтяного газа на Полуденном нефтяном месторождении достаточно для запуска только одного из двух установленных на построенной ответчиком в 2008г. газотурбинной электростанции агрегатов, а запуск второго агрегата является для Общества нерентабельным и невозможным ввиду недостаточности топлива (газа) для его запуска. В настоящее время ответчиком запланированы строительство газопровода «Мохтиковское нефтяное месторождение-ГТЭС Западно-Полуденного нефтяного месторождения», что позволит ввести в эксплуатацию вторую газотурбинную установку и повысит использование попутного нефтяного газа до установленного проектными документами уровня. Строительство указанного газопровода ответчик планирует завершить в 2011г. Использование ОАО «Томскнефть» газотурбинной электростанции в качестве объекта использования газа является заведомо убыточным и негативно сказывается на финансовых результата Общества, что соответственно приведет к снижению прибыли, уменьшению налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.

По мнению представителя ответчика Ханты-Мансийским межрайонным природоохранным прокурором не доказана необходимость обращения в суд иском, так как у него нет основания полагать, что в будущем ответчик будет нарушать требования природоохранного законодательства. Представитель ответчика полагает, что вред, причиняемый Обществом в связи с нарушением природоохранного законодательства менее значителен, чем вред, который может быть причинен из-за прекращения добычи ответчиком нефти и газа, что вызовет уменьшение налогов, поступающих в бюджет государства, приведет к сокращению рабочих мест, иным неблагоприятным для Российской Федерации и неопределенного круга лиц последствиям.

В судебном заседании представитель ответчика ОАО «Томскнефть» ВНК Лысых М.А., действующая на основании доверенности № 229/11 от 23.03.2011г., в возражениях на исковые требования дополнительно указала, что требования, изложенные в иске, не могут быть реально исполнены., основания для обязания в 2011г. Общества выполнять в будущем – к 1.01.2012г. проектные показатели, установленные к выполнению в 2012г., отсутствуют. В случае удовлетворения заявленных исковых требований у ОАО «Томскнефть» ВНК возникнет ситуация двойного установления одних и тех же показателей разработки Полуденного нефтяного месторождения, поскольку требования, которые выдвигаются прокурором, уже закреплены в лицензии № ХМН 00342 НЭ, проектными документами. Суд не должен подменять собою законодателя. Правовой механизм принятия судебного акта «на будущее» у суда отсутствует.

Третье лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в лице руководителя В.В. Антипова в судебное заседание своего представителя не направило, в письменном заявлении исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора поддерживает и просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Определением суда дело рассмотрено в отсутствие третьего лица.

Заслушав стороны, изучив представленные материалы дела, суд находит заявление Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 05.04.2011) "О недрах") недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Пользователями недр в соответствии со ст. 9 Закона "О недрах" могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

Предоставление недр в пользование в соответствии со ст.11 Закона «О недрах» оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В соответствии со ст. 22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами.

В 1996г. ОАО «Томскнефть» ВНК получило лицензию на право пользования недрами серии ХМН № 00342, вид НЭ, сроком действия до 8.09.2013г. на добычу нефти и газа в пределах Полуденного лицензионного участка, имеющего статус горного отвода, расположенного в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области.

Между ОАО «Томскнефть» и Российской Федерации, от имени которой выступил уполномоченный представитель «Роскомнедра» в апреле 1996г. было подписано Лицензионное соглашение о добыче нефти и газа в пределах Полуденного лицензионного участка, являющегося неотъемлемой частью лицензии серии ХМН № 00342, вид НЭ.

Согласно п.8.1 Лицензионного соглашения (с последующими изменениями и дополнениями к нему) все работы по добыче нефти и газа должны осуществляться с соблюдением законодательства РФ о недрах и охране окружающей среды, а также Законом и Правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа, принятых в соответствии с Законодательством РФ и действующих на территории Ханты-Мансийского автономного округа.

Согласно п.17.2 Лицензионного соглашения владелец лицензии обеспечивает утилизацию попутного газа в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектными документами.

Проектным документом «Авторский надзор за реализацией проекта разработки Полуденного месторождения» на 2009-2011гг. предусмотрено использование растворенного (попутного нефтяного) газа в 2010г. по Полуденному месторождению в пределах 84,6%, в 2011г.-85,6%, в 2012 и последующих годах-95%.

Как следует из представленных документов и подтверждается представителями ответчика, фактически за 12 месяцев 2010г. уровень утилизации попутного нефтяного газа по Полуденному месторождению составил 61,7 %.

Из письменных возражений, представленных представителями ответчика, пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что ответчик не исполняет условия лицензии, и в настоящее время не имеет возможности выполнять установленные проектной документацией требования об утилизации попутного нефтяного газа, сомневается в том, что эти условия будут им выполнены в 2012г.

При этом ответчиком не исполняются не только условия предоставления ему права на пользования недрами, установленные лицензией, но и законодательные акты Российской Федерации, субъекта Российской Федерации.

Так, в разделе 7 Распоряжения Правительства РФ от 17.11.2008 №1663-р (ред. от 14.12.2009) «Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации» закреплено, что в число безусловных приоритетов государственной политики входят создание высокотехнологичных предприятий, добывающих и перерабатывающих природное сырье, формирование лучшего в мире энергетического промышленного сектора. Одним из основных направлений деятельности в этой сфере является совершенствование технологий добычи и повышение глубины переработки углеводородного сырья. Одним из приоритетов является создание условий для утилизации попутного газа, доведение уровня его полезного использования до 95 процентов.

Постановлением Правительства РФ от 08.01.2009г. N 7 "О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» в целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха выбросами вредных (загрязняющих) веществ и сокращения эмиссии парниковых газов, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа установлен целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012 год и последующие годы в размере не более 5 процентов от объема добытого попутного нефтяного газа.

Пунктом 4.5 Постановления Правительства ХМАО-Югры от 12.11.2007г. № 270-п «Об исполнении плана мероприятий I этапа (2005-2006 годы) и утверждения плана мероприятий II этапа (2007-2010 годы) программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» «Экономическое и социальное развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры « на 2005-2010годы» предусмотрено в целях преодоления наиболее острых экологических проблем доведение уровня утилизации (использования) нефтяного попутного газа до 95%.

Таким образом, невыполнение ответчиком возложенных на него законом и условиями лицензирования деятельности по использованию недр обязанностей противоречит государственной политике Российской Федерации в сфере рационального использования природных ресурсов.

Согласно геологическому словарю под редакцией К.Н. Паффенгольца (издание «Недра», М.1978) попутными нефтяными газами являются газы, находящиеся в нефтяной залежи в растворенном в нефти состоянии и выделяющиеся из нее при снижении давления. В них сосредоточены основные запасы углеводородов С2-С4, генетически тесно связанных с нефтью и являющиеся важнейшим сырьем для химической промышленности. Их основными компонентами являются углеводороды от метана до гексана.

Согласно терминологии, принятой Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 8.615-2005 попутный нефтяной газ-это смесь углеводородных и неуглеводородных газов и паров, находящихся как в свободном так и в растворенном состоянии, выделяющихся из сырой нефти в процессе ее добычи.

Согласно Информации о попутном нефтяном газе, предоставленной Департаментом по недропользованию ХМАО-Югры (№ 1418/10 от 10.12.10г.), сжигание попутного нефтяного газа является серьезной экологической проблемой, как для самих нефтедобывающих регионов, так и для глобальной окружающей среды. При сжигании в атмосферу поступают вредные для живых организмов вещества, что приводит к увеличению заболеваемости раком легких, бронхитов, поражения печени и желудочно-кишечного тракта, нервной системы, зрения. Факелы, в которых сжигается газ, потребляют огромное количество кислорода, тепловым излучением разрушают почвенно-растительный покров, загрязняют продуктами неполного сгорания окружающую среду, увеличивают парниковый эффект.

В 2010г. ОАО «Томскнефть» ВНК в нарушение требований закона сожжено на факелах 2,822 млн. кубических метров попутного нефтяного газа, добытого на Полуденном месторождении.

Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» окружающая среда-это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, при этом недра-это компонент природной среды, обеспечивающий в совокупности с другими компонентами благоприятные условия для существования жизни на Земле.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 4.05.1999г. «Об охране атмосферного воздуха» основными принципами государственного управления в области охраны атмосферного воздуха являются приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды, обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.

Нарушение ответчиком требований природоохранного законодательства напрямую затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие, на защиту их интересов со стороны государства от хозяйствующих субъектов, которые своей деятельностью создают угрозу здоровью людей.

Доводы представителя ответчика о преждевременности обращения прокурора в суд с рассматриваемыми требованиями являются несостоятельными.

В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком то обстоятельство, что ОАО «Томскнефть» ВНК не выполнило требования законодательства по утилизации попутного нефтяного газа в 2010г., сомневается в том, что эти требования будут выполнены в 2011г. и в 2012г.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии с ч.1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации.

Доводы представителя ответчика о том, что за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды в соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об охране окружающей среды»и п.5 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992г. № 632, с ответчика в бюджет взимается плата, а также, что за нарушение установленного на 2010г. уровня использования попутного природного газа ОАО «Томскнефть» ВНК подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300000р., не могут быть приняты судом во внимание, так как взимание указанной платы и штрафа не освобождает ответчика от исполнения вышеприведенных норм утилизации попутного нефтяного газа.

Доводы представителя ответчика о том, что об исполнении или о неисполнении требований об использовании попутного нефтяного газа в 2012г. в размере 95% станет известно только по итогам 2012г., не являются основаниями для отказа в иске, поскольку соответствующее требование в соответствии с действующим законодательством ответчику надлежит исполнять с 1.01.2012г.

На основании изложенного суд удовлетворяет требования прокурора в полном объеме.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой прокурор был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Руководствуясь указанной нормой, суд взыскивает с ответчика в доход местного бюджета судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ОАО «Томскнефть» ВНК об обязании обеспечить надлежащую утилизацию попутного нефтяного газа удовлетворить.

Обязать ОАО «Томскнефть» ВНК к 1.01.2012г. обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа, добываемого на Полуденном месторождении нефти, расположенном в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в соответствии с лицензией на право пользования недрами и утвержденным и согласованным в установленном порядке проектным документом на разработку Полуденного нефтяного месторождения.

Запретить ОАО «Томскнефть» ВНК с 1.01.2012г. сжигание на факелах попутного нефтяного газа, добываемого на Полуденном месторождении нефти, свыше 5% от объема добытого на данном месторождении попутного нефтяного газа.

Взыскать с ОАО «Томскнефть» ВНК в бюджет муниципального образования «Городской округ Стрежевой» расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано либо опротестовано в Томский областной суд через Стрежевской городской суд в течение десяти дней со дня вынесения.

ПредседательствующийКоскина И.Ю.