.
.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Город Стрежевой Томской области 23 октября 2012 года.
Стрежевской городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Забияка Н.И.,
при секретаре Черенцовой Т.А.,
с участием
- помощника прокурора города Стрежевого Занкина С.С.,
- ответчика МКУ Администрация г. Стрежевой в лице его представителя Дементьевой Г.А., действующей по доверенности №2 от 10.01.2012г.,
- третьего лица Управления образования Администрация г.Стрежевой в лице его представителя Шаровой Е.В., действующей по доверенности № 49 от 01.10.2012г.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-357/2012 по иску прокурора г. Стрежевого Томской области в интересах неопределенного круга лиц к МКУ Администрация городского округа Стрежевой об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание муниципального бюджетного образовательного учреждения Средней образовательной школы № 4 городского округа Стрежевой,
УСТАНОВИЛ:
19.04.2012г. прокурор г. Стрежевого Томской области, действующий в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к МБОУ СОШ № 4 городского округа Стрежевой, МКУ Администрация городского округа Стрежевой о понуждении принять меры к доступу маломобильных групп населения в помещение по адресу: Томская область г. Стрежевой, 4 микрорайон, дом 458 - здание муниципального бюджетного образовательного учреждения Средней образовательной школы № 4 городского округа Стрежевой.
Свои требования истец мотивировал тем, что прокуратурой г. Стрежевой Томской области была проведена проверка соблюдения законодательства в области защиты прав инвалидов в Российской Федерации. Проверкой установлено, что МБОУ СОШ № 4 городского округа Стрежевой допускает нарушения данного законодательства.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству прокурор г. Стрежевого отказался от исковых требований к ответчику МБОУ СОШ № 4 городского округа Стрежевой, признав его ненадлежащим ответчиком. Отказ прокурора в части исковых требований принят судом.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, по ходатайству прокурора и с согласия ответчика привлечено Управление образования Администрация городского округа Стрежевой.
В уточнённых требованиях истец просит суд:
- обязать МКУ Администрация городского округа Стрежевой в течение года с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к беспрепятственному доступу маломобильных групп населения в здание учреждения, расположенного по адресу: Томская область, г. Стрежевой, 4 микрорайон, д. 458, в соответствии с техническими характеристиками здания МБОУ СОШ № 4 городского округа Стрежевой, а именно:
- установить разделительные поручни на подходах к зданию и оборудовать подход к зданию пандусом;
- оборудовать вход в здание доступными для инвалидов элементами информации об объекте в соответствие с требованиями п. 3.23 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73;
- либо оборудовать подход к зданию школы любым иным механизмом или приспособлением, которое бы обеспечивало доступ маломобильных групп населения в здание школы.
В судебном заседании помощник прокурора Занкин С.С. уточненные исковые требования поддержал в полном объёме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации городского округа Стрежевой Дементьева Г.А. в судебном заседании уточненные исковые требования не признала в полном объёме, пояснила, что субъектом права собственности здания МБОУ СОШ № 4 городского округа Стрежевой является МКУ Администрация городского округа Стрежевой. Здание школы введено в эксплуатацию до вступления в силу СНиП 35-01-2001 от 16.07.2001г, т.е. требование СНиП распространяются на здания, вводимые в эксплуатацию после его принятия, в то время как МБОУ СОШ № 4 введена в эксплуатацию в 1985г.
Ответчик обязанность по обеспечению доступности общеобразовательных учреждений для инвалидов исполняет надлежащим образом. Выбор МБОУ СОШ № 3 в качестве экспериментальной площадки для апробации внедрения инклюзивного образования происходил на региональном уровне и был согласован с Томским региональным общественным движением «ДИВО», главной целью деятельности которого является создание в регионе условий для получения инвалидами инклюзивного образования. МБОУ СОШ № 3 является специализированной школой, где будут созданы все условия для обучения детей-инвалидов – установлены не только пандусы и разделительные поручни, но и подъемники, оборудованы классы. Полагает, что конструкция крыльца здания МБОУ СОШ № 4 не позволяет удовлетворить требование прокурора в части установки пандуса без реконструкции здания школы.
Решение проблемы доступа инвалидов в здание школы считает формальным и не обеспечивающим их действительную социальную защиту, в том числе доступа к образовательным услугам. Создание доступной среды для инвалидов финансируется из средств федерального и областного субъекта. В местном бюджете не предусмотрено наличие денежных средств на реконструкцию здания МБОУ СОШ № 4. Ответчик просит отказать в удовлетворении иска.
Представитель привлечённого по делу третьего лица на стороне ответчика Управления образования Администрация г. Стрежевой Шарова Е.В. возражала против удовлетворения заявленных прокурором исковых требований с учётом их уточнения, мотивируя свои возражения тем, что требования прокурора выдвинуты лишь в части доступа инвалидов на 1 этаж здания МБОУ СОШ № 4 и являются формальными, поскольку их удовлетворение не реализует никаких конкретных прав инвалидов, не даёт им возможности получать образование наравне с другими гражданами. На первом этаже школы располагается столовая, гардероб, классы трудового обучения, библиотека, кабинет директора, а также отсутствуют туалетные комнаты. Вопросы о том, будет ли доступен инвалиду вход даже в эти помещения, и отвечают ли эти кабинеты требованиям для использования их лицами с ограниченными возможностями здоровья, прокурором не ставятся. МБОУ СОШ № 3 городского округа Стрежевой включена в эксперимент по апробации модели инклюзивного обучения на территории г. Стрежевого, где будет создана безбарьерная среда для лиц с ограниченными возможностями передвижения. В МБОУ СОШ № 4 городского округа Стрежевой не обучаются инвалиды-колясочники школьного возраста.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Право на судебную защиту гарантировано статьей 46 Конституции Российской Федерации. В силу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года все лица равны перед судом.
Согласно ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
В силу ч. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 года каждый в случае спора и его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Таким образом, Конвенция имеет целью защиту конкретных действительных прав.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", утверждённой Постановлением Правительства РФ 29 декабря 2005 года N 832 и государственной программы РФ "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утверждённой Постановлением Правительства РФ 17 марта 2011 года N 175.
В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).
Согласно преамбуле Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» указанный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнёс к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Так, с соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Планировка и застройка городов, других населённых пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Одним из средств конкретизации указанной нормы является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"
СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Госстроя России от 16.07.2001 № 73, предусматривают наличие как минимум одного входа, приспособленного для маломобильных групп населения, который, как правило, должен быть размещен на уровне входа, ближайшего к поверхности земли, либо продублирован пандусом, подъемной платформой, лифтом или другими приспособлениями для перемещения инвалидов; наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что вход в здание МБОУ СОШ № 4 по адресу: Томская область, г.Стрежевой, 4 микрорайон, дом 458 не оборудован специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа граждан-инвалидов, в том числе использующих кресла-коляски.
МБОУ СОШ № 4 относится к объектам социальной инфраструктуры, к которым должен быть обеспечен беспрепятственный доступ маломобильных групп населения.
Из свидетельства о государственной регистрации права следует, что собственником здания, расположенного в г. Стрежевом, 4 мкр., д.458, является муниципальное образование городской округ Стрежевой.
Согласно выписке № 164 из реестра муниципальной собственности муниципального образования городской округ Стрежевой нежилое здание МБОУ СОШ № 4, расположенное по адресу: г. Томская область, г. Стрежевой, 4 мкр., д. 458 общей площадью 5436,65 кв.м. является муниципальной собственностью и передано образовательному учреждению в оперативное управление, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серия 70 АА № <данные изъяты> от 09.11.2006.
Постановлением Администрации городского округа Стрежевой № 183 от 20.04.2006 «О закреплении объектов недвижимого муниципального имущества на праве оперативного управления» за МБОУ СОШ № 4 городского округа Стрежевой на праве оперативного управления закреплено нежилое отдельно стоящее здание, расположенное по адресу: г. Стрежевой, 4 мкр., д. 458.
В ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривалось и подтверждается письменными доказательствами, что здание МБОУ СОШ № 4 на праве оперативного управления передано МБОУ СОШ № 4.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц МБОУ СОШ № 4 является юридическим лицом, его учредителем – муниципальное образование городской округ Стрежевой.
В силу пункта 6 части 1 статьи 46 Устава городского округа Стрежевой, принятого решением городской Думы от 11.05.2005 № 327, полномочиями по управлению муниципальной собственностью обладает Администрация городского округа Стрежевой.
Согласно ст. 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
Это соотносится с положениями п. 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам относится к вопросам местного значения.
В соответствии со ст. 12 Закона «Об образовании» образовательное учреждение определяется как учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Из представленной суду выписки из единого государственного реестра юридических лиц следует, что муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 (МБОУ СОШ № 4) включено в реестр в качестве юридического лица, учреждено муниципальным образованием городской округ Стрежевой, обладает основным видом экономической деятельности - среднее (полное) общее образование.
Из разъяснений, содержащихся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 № 689-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования – городского округа «Город Зеленогорск» Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», следует, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.
Нормативный документ, обязывающий общеобразовательные учреждения обеспечить доступность зданий и сооружений конкретно для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, отсутствует.
Доводы ответчика о нецелесообразности оборудования входа в здание специальными приспособлениями для перемещения инвалидов, поскольку Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не ставится в зависимость от количества инвалидов и финансовых возможностей лиц, обязанных создавать такие условия.
Наличие утверждённой распоряжением Администрации Томской области от 20.07.2010г. № 629-ра региональной программы «Доступная среда для инвалидов на 2011-2015 годы», в которую МБОУ СОШ № 4 не включено, а также различных программ и проектов по организации дистанционного обучения от обязанности выполнения требований ст.15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 МКУ Администрация городского округа Стрежевой не освобождает. Поскольку на момент обращения с иском прокурора г. Стрежевого в суд заявленные прокурором требования добровольно не исполнены, имеет место длительное неисполнение требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», действующего с 1995 года.
Ответчиком не опровергнуто утверждение прокурора о том, что его требование об оборудовании входа в здание МБОУ СОШ № 4 направлено на обеспечение минимальных потребностей инвалидов. Как и не представлено и доказательства отсутствия технической возможности оборудовать вход в здание пандусом и поручнями.
Суд, не может согласиться с доводами ответчика представителя Администрации городского округа Стрежевой о том, что здание, в котором расположено образовательное учреждение, было введено до введения в действие норм, на которые ссылается прокурора, что является основанием для отказа в иске, поскольку, как было указано выше согласно ч. 5 ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в случаях, когда действующие объекты не возможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Улучшение уровня жизни инвалидов, как одной из самых социально уязвимых категорий населения, входит в число приоритетных задач, определяемых в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2005 года и 25 апреля 2005 года.
Доводы ответчика и третьего лица о том, что само по себе обустройство входа в здание школы пандусом при отсутствии пандусов между этажами не создаёт условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, по мнению суда, несостоятельны, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Прокурор требований об обеспечении доступа инвалидов к помещениям второго и других этажей здания школы не заявлял. Соответственно данный вопрос предметом рассмотрения в рамках настоящего дела не являлся.
Требования доступности зданий и сооружений – объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст.2, 24 и 48) и Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»), к которым относится оборудования входа в здание пандусами.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах, в частности, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утв. Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73.
Так, согласно п. 3.9, 3.14 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема; наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам.
В соответствии с Перечнем основных функционально-типологических групп зданий и помещений общественного назначения («СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения», утверждённых Приказом Минрегиона РФ от 01.09.2009 N 390) общеобразовательные учреждения отнесены к зданиям общественного назначения, соответственно, на них распространяется действие положений ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Конвенцией о правах инвалидов (принята в г. Нью-Йорке 13.12.2006 Резолюцией 61\106 на 76-ом пленарном заседании 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН).
Прокуратурой г. Стрежевого в апреле 2012 года проведена проверка соблюдения прав маломобильных групп на беспрепятственный доступ к социальной инфраструктуре, в ходе которой установлено, что со стороны МКУ Администрация городского округа Стрежевой имеют место нарушение положений ст. 39 Конституции Российской Федерации, ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и требований СНиП 35-01-2001, поскольку здание образовательного учреждения МБОУ СОШ № 4 городского округа Стрежевой, расположенное по адресу: г.Стрежевой, 4 мкр., д. 458, не обустроено пандусами и поручнями.
Указанные обстоятельства ответчиком оспорены не были.
Следовательно, доступ маломобильных групп населения, в здание образовательного учреждения затруднён, что влечёт нарушение их прав по обеспечению условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, а также нарушает гарантированное Конституцией РФ их право на достойную жизнь и свободное развитие.
В силу ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» возможность применения мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, предусмотрена только в случае, когда действующие объекты невозможно приспособить для нужд инвалидов.
Вместе с тем доказательств невозможности обустройства входа в МБОУ СОШ № 4 пандусами ответчиком в соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ не предоставлено.
Согласно заключению эксперта № 307-СЭ от 10.10.2012г. технически возможно без проведения реконструкции здания по адресу: г.Стрежевой Томской области, 4 микрорайон дом 458, в котором расположено МБОУ СОШ № 4, выполнить заявленные прокурором требования, а именно: устроить пристройки пандусов входного крыльца либо главного, либо дворового фасадов; оборудовать входы в здание доступными для инвалидов элементами информации об объекте в соответствии со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Учитывая, что здание школы находится в оперативном управлении МБОУ СОШ № 4 городской округ Стрежевой, а МКУ Администрация городского округа Стрежевой является его учредителем, собственником имущества образовательного учреждения, а также органом местного самоуправления, то в соответствии со ст. 15 ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" именно на МКУ Администрация городского округа Стрежевой возложена обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание образовательного учреждения.
Вместе с тем, учитывая, что МКУ Администрация городского округа Стрежевой в силу ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.ст. 14, 18,35 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в пределах своих полномочий участвует в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований равных с другими гражданами возможностей для реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, суд приходит к выводу, что требования прокурора г. Стрежевого Томской области действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к МКУ Администрация городского округа Стрежевой об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения обоснованы и подлежат удовлетворению.
При этом, закрепляя обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы её исполнения уполномоченными субъектами.
Указанная норма, как не разграничивает ответственность за её осуществление между перечисленными в ней субъектами, так и не ограничивает самостоятельность этих субъектов в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает порядок и сроки решения поставленной задачи, и объём расходов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Доводы ответчика и третьего лица о том, что права детей – инвалидов не нарушены, поскольку таковые отсутствуют в МБОУ СОШ № 4 и то, что все необходимые условия для получения образования созданы, будут в рамках программы 2011-2015 г в качестве образовательного учреждения, включенного в эксперимент по апробации модели интегрированного образования МБОУ СОШ № 3, являются не состоятельными, судом не принимаются во внимание, поскольку иск заявлен в защиту прав и интересов не только детей-инвалидов, обучающихся в данной школе, а неопределённого круга лиц, права которых могут быть нарушены в будущем отсутствием беспрепятственного доступа в образовательное учреждение для лиц, относящихся к категории маломобильных групп населения.
Положения закона о необходимости обеспечения доступа зданий и сооружений для инвалидов являются императивными и не связаны с наличием или отсутствием возможности взаимодействия с данной категорией лиц вне помещения органа или организации, в чьих услугах они заинтересованы.
Кроме того, как было указано выше ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрена возможность применения иных мер обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, только в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, однако в нарушение ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено доказательств отсутствия технической возможности оборудовать вход в здание МБОУ СОШ № 4 городского округа Стрежевой пандусами и поручнями.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Несоблюдение приведенных выше норм Федерального закона от 24.11.1995 № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и положений СНиП 35-01-2001 нарушает социальные права инвалидов и маломобильных групп населения, круг которых определить не представляется возможным.
Таким образом, требования прокурора направлено на защиту и восстановление гражданских прав социально незащищенной группы граждан (инвалидов и маломобильных групп населения) и подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Учитывая технические особенности устройства пандусов и особенности бюджетного законодательства, суд считает возможным установить МКУ Администрация городского округа Стрежевой в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ срок 1 год с момента вступления решения в законную силу, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании выше изложенного,
руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора города Стрежевой в защиту интересов неопределённого круга лиц к МКУ Администрация городского округа Стрежевой о понуждении обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения, удовлетворить.
Обязать МКУ Администрация городского округа Стрежевой в течение года с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к беспрепятственному доступу маломобильных групп населения в здание учреждения, расположенного по адресу: Томская область, г. Стрежевой, 4 микрорайон, д. 458, в соответствии с техническими характеристиками здания МБОУ СОШ № 4 городского округа Стрежевой, а именно:
- установить разделительные поручни на подходах к зданию и оборудовать подход к зданию пандусом;
- оборудовать вход в здание доступными для инвалидов элементами информации об объекте в соответствие с требованиями п. 3.23 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73;
- либо оборудовать подход к зданию школы любым иным механизмом или приспособлением, которое бы обеспечивало доступ маломобильных групп населения в здание школы.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Стрежевской городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья: подпись Забияка Н.И.
КОПИЯ ВЕРНА. Судья ___________________ Забияка Н.И.