1-883/2010 ч.1 ст.105



Дело № 1-883/10

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

г. Стерлитамак15 декабря 2010 года

Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Каримова Ф.М.,

с участием государственного обвинителя Вагина И.В.,

подсудимой Абдурашитовой Р.Ф.,

защитника, адвоката Иванова А.Ю., представившего удостоверение № и ордер №,

потерпевшего ФИО1,

при секретаре Дементьевой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении:

Абдурашитовой Р.Ф., <данные изъяты>, ранее не судимой,

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ч.1 ст.105 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Абдурашитова Р.Ф. совершила покушение на убийство ФИО1 при следующих обстоятельствах.

16 октября 2010 года утром Абдурашитова Р.Ф., временно проживая в <адрес> у своего зятя, супруга внучки, ФИО1, на почве сложившихся личных неприязненных отношений с ним, возникших из-за постоянно учиняемых им скандалов с женой и ее избиением, а также ссор с самой Абдурашитовой Р.Ф.., из чувства мести решила совершить его убийство. Реализуя задуманное, она в период времени с 9 до 10 часов того же дня взяла во дворе дома топор, вошла в дом и умышленно нанесла лезвием топора удар в область шеи спящего на диване ФИО1. Проснувшись от удара, ФИО1 вскочил на диван. Абдурашитова Р.Ф. в это время нанесла ему еще два удара топором по плечу и спине, причинив ФИО1 телесные повреждения в виде ран шеи справа, правого плечевого сустава, правой лопаточной области, повлекшие легкий вред здоровью.

Свой умысел, направленный на причинение смерти ФИО1, Абдурашитова Р.Ф. не реализовала по независящим от нее обстоятельствам ввиду того, что топор не был остро заточен, а проснувшийся потерпевший отскочил и стал оказывать активное сопротивление, в силу чего она с учетом своего возраста, физической слабости и состояния здоровья не могла продолжить наносить удары. Кроме того, ФИО1 была оказана своевременно медицинская помощь.

Подсудимая Абдурашитова Р.Ф. виновность свою признала полностью, за исключением обвинения в части попытки ею нанести удар топором по голове ФИО1, при котором она повредила ему кисть руки.

Совершение подсудимой покушения на убийство ФИО1 при приведенных выше обстоятельствах подтверждается совокупностью следующих исследованных в судебном заседании доказательств.

Потерпевший ФИО1 в судебном заседании показал, что утром спал, проснулся от удара по шее. Сел, стал оборачиваться, получил еще удары в плечо. Увидел Абдурашитову Р.Ф., бабушку его жены, с топором в руках. Он схватил одеяло, прикрываясь им, встал на кровать. Абдурашитова Р.Ф. стояла от него примерно в 1,5 метрах, скорее не могла достать топором. Пытался отвлечь ее, чтобы убежать. Когда она отвлеклась, ногой разбил оконное стекло рядом с диваном, хотел позвать на помощь, но никого не было. Попросил Абдурашитову Р.Ф. вызвать скорую помощь. Абдурашитова Р.Ф. стала набирать по сотовому телефону, не разобравшись, кинула ему телефон жены. Он тоже не смог позвонить. Потом она позвонила теще, и кто-то вызвал скорую помощь. Кровь была на одеяле, потолке (низкий). После приезда сотрудников милиции, приехала скорая помощь. Ранее отношения между ними в целом были нормальные, иногда возникали мелкие перепалки. Накануне ругался с женой, был инициатором ссоры, но жену не бил. До этого часто были скандалы с женой, было, что бил ее. С бабушкой пару раз ругались громко и матом. Топор острым не был, с заусеницами, поскольку пользовался им, иногда попадал по гвоздям. Кроме того, когда рубил дрова, топор «уходил» в сторону, так как ручка была кривая.

Показания, данные в ходе предварительного расследования, подтвердил (т.1, л.д.32-35), пояснив, что не помнит, как именно Абдурашитова Р.Ф. нанесла ему удар по кисти, но о стекло он не мог так порезаться. По указанным показаниям Абдурашитова Р.Ф. нанесла ему один удар в область шеи, один – в область спины, два – в плечо, один – в левую руку. По руке она ударила, когда он прикрыл рукой голову.

Из показаний свидетеля ФИО2, <данные изъяты>, следует, что по сообщению о ножевом ранении они выехали на место происшествия, где у окна увидел ФИО1, просившего о помощи. В дом их впустила Абдурашитова Р.Ф., открыв калитку ворот. Она сказала, что зарубила потерпевшего топором. Говорила, что он издевался, в момент удара спал. В ее руках ничего не было. Он предложил им отдать топор. Она взяла его где-то в доме и положила на пол. Топор был с пятнами бурого цвета, они его изъяли, после передали приехавшей оперативной группе. ФИО1 в это время стоял на диване, когда увидел их, лег. У него были рубленые раны, как он помнит, на плече, шее. Было много крови в области шеи и на руках.

Показания, данные на предварительном следствии, подтвердил. (т.1, л.д.45-47) По ним сообщение о ножевом ранении поступило около 10.15 часов. Рубленные раны у ФИО1 были на шее, руке и спине.

Свидетель ФИО3, дочь подсудимой, показала в судебном заседании, что конфликты между ФИО1 и ФИО4 возникали часто, он не работал, избивал жену, выгонял ее, их дочь и Абдурашитову Р.Ф. из дома. Абдурашитова Р.Ф. стала жить с ФИО1 с начала сентября 2010 года. В конце сентября 2010 года ФИО1 сильно избил жену. Она приезжала их забирать, но потом они помирились. 14 октября 2010 года ей позвонила Абдурашитова Р.Ф., сказала, что, наверное, убьет ФИО1, что терпеть его нет сил. Всерьез слова не восприняла. 16 октября 2010 года ей позвонила Абдурашитова Р.Ф. и сказала, что зарубила ФИО1. Она слышала голос ФИО1 «прости меня, пожалуйста, бабуля, я больше так не буду». Абдурашитова Р.Ф. сама не смогла вызвать скорую помощь, она через справочную вызвала. Психическое состояние Абдурашитовой Р.Ф. всегда было нормальным.

Свидетель ФИО4, внучка подсудимой и супруга потерпевшего, показала суду, что Абдурашитова Р.Ф. приехала смотреть за ребенком на время ее учебы. 15 октября 2010 года у нее возник конфликт с мужем, он не разрешал ей готовиться к учебе, пользоваться компьютером. Она занималась в итоге до 3 ч. ночи. Абдурашитова Р.Ф. присутствовала при этом. Ранее тоже возникали ссоры с ФИО1, иногда избивал ее. После смерти его родителей, у него депрессия, ссоры возникали из-за отсутствия денег. В сентябре избил в бане при бабушке, из носа шла кровь. Бабушка стала просить помощь, ФИО1 ее оттолкнул, сказав, чтобы успокоилась. 16 октября 2010 года в 07.45 часов она ушла на учебу. О случившемся узнала от сотрудников милиции, которые за ней приехали. Дома были сотрудники милиции, Абдурашитова Р.Ф. играла с ребенком, на диване было большое пятно от крови, мазки на потолке. Абдурашитова Р.Ф. сказала, что отрубила ФИО1 голову, что жалко ее было, и поэтому хотела убить его. Со слов матери также знает, что 14 октября 2010 года Абдурашитова Р.Ф. сказала ей, что так жить невозможно и убьет ФИО1. Каких-либо странностей за бабушкой не замечала. До рассматриваемых событий топор неделю лежал возле бани.

Подтвердила показания, данные в ходе предварительного расследования, по которым на ее вопрос, почему так поступила, Абдурашитова Р.Ф. легкомысленно ответила «ну и ладно, убила бы и все» (т.1, л.д.51-53)

При осмотре места происшествия в зале указанного дома на диване и на потолке над диваном обнаружены следы бурого цвета, похожие на кровь, на полу в кухне обнаружены два одеяла со следами бурого цвета, похожих на кровь. В зале разбито оконное стекло. Порядок вещей и предметов в доме не нарушен. Изъяты два одеяла, смыв с пятен на потолке, которые в последующем признаны вещественными доказательствами. (т.1, л.д.8-9, 10-11, 101)

Согласно протоколу изъятия от 16 октября 2010 года в период времени с 10.30 до 10.35 часов Абдурашитова Р.Ф. добровольно выдала ФИО2 топор с деревянной ручкой с пятнами бурого цвета. В последующем данный топор был изъят у ФИО2 следователем, осмотрен и признан вещественным доказательством по делу. В ходе осмотра установлено, что топор ранее использовался, имеет длину и ширину лезвия, соответственно, 16,5 и 12,4 см, почти по всей металлической части, а также на топорище имеет пятна бурого цвета. (т.1, л.д.16, 55-56, 101)

По заключению эксперта № от 12 ноября 2010 года на двух одеялах, смыве, изъятых при осмотре места происшествия и топоре, изъятом у Абдурашитовой Р.Ф., обнаружена кровь ФИО1. (т.1, л.д.74-79)

Причинение ФИО1 приведенных выше телесных повреждений подтверждается заключением судебно-медицинского эксперта № от 22 ноября 2010 года. Из заключения также следует, что повреждения причинены острым предметом (предметами), обладающим режущими свойствами, возможно 16 октября 2010 года. (т.1, л.д.92-93)

В ходе предварительного расследования эксперт ФИО5 уточнила заключение, пояснив, что телесные повреждения могли быть причинены топором. (т.1, л.д.96-98)

Приведенные доказательства согласуются с позицией подсудимой.

Согласно явке с повинной Абдурашитова Р.Ф. созналась, что она, имея умысел на убийство, топором причинила ФИО1 раны в области шеи, спины и рук, поскольку он неоднократно оскорблял ее и ее внучку, выгонял из дома, угрожал физической расправой, демонстрируя нож. Убить ФИО1 не смогла, т.к. он отскочил от нее. (т.1, л.д.12-13)

Подсудимая Абдурашитова Р.Ф. показала суду, что ранее внучка с мужем постоянно ругались, он ее обижал, внучку неоднократно забирала домой мать. 5 сентября 2010 года она приехала к внучке помогать смотреть за маленьким ее ребенком, поскольку внучка училась. Она смотрела за ребенком, убиралась в доме, готовила кушать, тратила свои деньги на продукты. Начались скандалы. ФИО1 разбил телефон внучки, постоянно с ней ругался, бил. Не разрешал пользоваться газом, потреблять воду, включать утюг. Разбил закрученные ими в банки салаты. 24 сентября 2010 года сильно избил внучку в бане. 15 октября 2010 года учинил скандал из-за того, что внучка задержалась, зашла в библиотеку. До полночи внучке пришлось готовиться к учебе возле нее. У нее «накипело», была боль за внучку, которая не видела ни еды, ни сна. Она решила отомстить за нее. Утром 16 октября 2010 года внучка ушла на учебу. Она забрала к себе правнучку, уложила спать. ФИО1 в это время спал на диване. Она раз 5 выходила во двор, смотрела на топор. Потом решила его зарубить, пока спит. Если бы не спал, она не смогла бы это сделать. Раньше она жила с матерью в деревне, колола дрова, с топором обращаться умеет. Возле бани взяла топор, зашла в дом и нанесла топором удар по шее ФИО1, полагая, что там есть сонная артерия. Он вскочил, она вдогонку успела еще два раза по спине ударить. Потом он встал на диван, прикрылся от нее одеялом. Прощения просил. Разбил рукой окно. Она держала топор в руке, чтобы он не убежал. Боялась, что он сам ее убьет. Когда увидела в окно милицию, прислонила топор к стене и вышла к ним во двор, впустила их. Потом отдала им топор.

Также пояснила, что убить не смогла, так как топор был тупой и топорище кривое. Проснувшегося его одолеть не могла. В последнем слове не стала просить прощения у потерпевшего, так как он этого не заслуживает.

Изложенные доказательства оценены судом с точки зрения относимости и допустимости и признаны таковыми, поскольку они свидетельствуют о преступлении, добыты с соблюдением требований уголовно-процессуального закона.

Учитывая согласованность всех приведенных выше доказательств друг с другом и показаниями подсудимой, суд доверяет им и признает их достоверными. По мнению суда, в своей совокупности изложенные доказательства достаточно изобличают подсудимую Абдурашитову Р.Ф. в покушении на причинение смерти другому человеку, то есть в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ч.1 ст.105 УК РФ.

Характер орудия преступления, безусловно имеющего поражающее свойство, локализация ран, нанесение направленного удара в жизненно важный орган при наличии навыков обращения с топором, совершение преступления в период, когда потерпевший спал и не мог оказать какого-либо сопротивления, показания подсудимой и свидетеля ФИО3 относительно раздумий о совершении убийства за два дня до рассматриваемых событий, указывают на прямой умысел Абдурашитовой Р.Ф. причинить смерть ФИО1

Однако умысел Абдрашитовой Р.Ф. не был доведен до конца по не зависящим от нее обстоятельствам. Она ранее не пользовалась этим топором, не могла знать, что он затуплен, соответственно не могла правильно рассчитать силу удара. Пока потерпевший спросонья приходил в себя, она успела нанести ему еще два удара топором, в последующем такой возможности не имела в виду того, что он отскочил, стал сопротивляться, а в силу своих более слабых физических возможностей из-за возраста, состояния здоровья по сравнению с потерпевшим, она не могла преодолеть его сопротивление. Кроме того, потерпевшему была своевременно оказана медицинская помощь.

Согласно обвинению подсудимая, кроме прочего, пыталась еще нанести удар топором по голове ФИО1, однако он прикрыл ее левой рукой, на которую пришелся удар. В результате ФИО1 получил рану лучезапястного сустава с частичным повреждением сухожилий поверхностных сгибателей 2, 3 пальцев левой кисти, которые вызвали вред здоровью средней тяжести.

Основываясь на показаниях потерпевшего, имеющихся в материалах дела, а также показаниях свидетеля ФИО4, данных со слов потерпевшего, государственный обвинитель считает доказанным данный удар.

Однако потерпевший суду показал, что не помнит, как образовалась у него эта рана. Следователь его допрашивал в больнице после наркоза, возможно, он что-то в этих показаниях изложил не так.

Подсудимая, полностью признавшая себя виновной по предъявленному обвинению, категорически отрицает данный удар. Указывает, что эту рану ФИО1 получил, когда разбивал окно.

При таких показаниях потерпевшего и подсудимой, данных суду, отсутствии других бесспорных доказательств, вызывает сомнение обоснованность предъявленного в этой части обвинения. Указанные сомнения какими-либо иными доказательствами устранены быть не могут. Исходя из изложенного, суд приходит к необходимости исключить из обвинения нанесение этого удара. Данное изменение обвинения на квалификацию действий подсудимой не влияет.

Суд не усматривает признаков аффективного состояния подсудимой, поскольку ее поведение, как до преступления, так и после адекватно ситуации, в которой она находилась. Каких-либо данных о помутнении сознания, затруднении самоконтроля подсудимой в период инкриминируемого деяния не имеется. Хотя из показаний подсудимой и свидетелей следует, что в течение длительного времени происходили скандалы между ФИО1 и ФИО4, а также иногда между ФИО1 и Абдурашитовой Р.Ф., что суд признает психотравмирующей ситуацией, однако данная ситуация не вызвала внезапную эмоциональную вспышку высокой степени.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что Абдурашитова Р.Ф. покушалась на причинение смерти ФИО1 из чувства мести за оскорбления и побои, которые она и ее внучка получили. Конфликт накануне явился поводом к совершению преступления.

При оценке психического состояния подсудимой у суда не возникло сомнений в ее вменяемости. Она последовательно и подробно давала показания об обстоятельствах преступления, как на предварительном следствии, так и в судебном заседании, за помощью к психиатру не обращалась, на учете не состоит, травм головы не получала. Свидетели ФИО3 и ФИО4, которые близко знают подсудимую, однозначно заявляют о вменяемости Абдурашитовой Р.Ф.. Участники процесса также не усомнились в психической полноценности подсудимой, ходатайство о назначении соответствующей экспертизы не заявили.

При назначении вида и меры наказания суд учитывает влияние наказания на исправление осужденной и условия жизни ее семьи.

Смягчающими наказание обстоятельствами суд учитывает полное признание вины, явку с повинной, способствование раскрытию и расследованию преступления, аморальное поведение потерпевшего, явившееся поводом к совершению преступления, принятие подсудимой мер к оказанию медицинской помощи потерпевшему, привлечение к уголовной ответственности впервые, ее возраст.

Отягчающих наказание обстоятельств суд не усматривает.

Также суд принимает во внимание, что подсудимая по месту жительства характеризуется положительно, на учете нарколога не состоит.

Санкция за совершенное Абдурашитовой Р.Ф. преступление предусматривает наказание в виде лишения свободы. Оценивая возможность применения ч.1 ст.105 УК РФ.

В соответствии с п.«б» ч.1 ст.58 УК РФ Абдурашитовой Р.Ф. надлежит отбывать наказание в исправительном учреждении общего режима.

Исковые требования не заявлены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.307-309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Признать Абдурашитову Р.Ф. виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ст.64 УК РФ назначить наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Меру пресечения Абдурашитовой Р.Ф. изменить, взять под стражу в зале суда и до вступления приговора в законную силу содержать в ФБУ ИЗ- 3/3 ГУФСИН России по РБ.

Срок наказания Абдурашитовой Р.Ф. исчислять с 15 декабря 2010 года.

Вещественные доказательства: топор, два одеяла – вернуть ФИО1., смыв – уничтожить.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный суд РБ в течение 10 суток со дня оглашения, а осужденной, содержащейся под стражей, в тот же срок со дня вручения копии приговора. В случае обжалования осужденная вправе заявить в своей жалобе ходатайство о своем участии при рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий судья:подписьФ.М. Каримов