Вступило в законную силу 11.01.2011



Дело № 2-6536/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2010 годаг. Стерлитамак

Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьиСтройковой Н.И.,

при секретареХалиловой Л.М.

представителя ответчика по доверенности Феоктистовой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шитикова С.В. к управлению Пенсионного фонда по РБ об отказе и установлении досрочной трудовой пенсии, суд

Установил:

Шитиков С.В. обратился в суд с указанным иском к Управлению Пенсионного фонда РФ по РБ в г. Стерлитамак об отмене решения в части отказа включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании Управление Пенсионного фонда по г. Стерлитамак включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период службы в Советской армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признания за ним права на досрочную трудовую пенсию, назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения в Управление Пенсионного фонда по г. Стерлитамак, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя тем, что работает (должность) МБОУ «СОШ №», ДД.ММ.ГГГГ обратился в УПФ по г. Стерлитамак с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.ДД.ММ.ГГГГ решением УПФ отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, при этом не засчитали срок службы в Советской армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С решением УПФ по г. Стерлитамак не согласен, просит его отменить.

Истец в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела без его участия и удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика - Управления пенсионного фонда РФ в г. Стерлитамак РБ по доверенности Феоктистова Л.Е. в судебном заседании иск не признала и пояснила, что на день обращения истца за назначением пенсии действовали ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г., № 173-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 «об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 «О списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогическим работникам» при условии, если не менее 2/3 требуемого стажа, то есть 16 лет 8 месяцев, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет на основании постановления. Шитиков С.В. просит применить нормативный акт, не рассматривая все условия постановления № 1397 во взаимосвязи. Поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве и просит отказать в удовлетворении иска, в том числе с учетом, что являются правоприменительным органом.

Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, определив возможным рассмотреть дело в отсутствие истца согласно заявления и представителей третьих лиц, надлежаще извещенных о дне рассмотрения, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту… и в иных случаях, установленных законом (ст.39 ч.1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (ст.4 Гражданского Кодекса РФ).

Федеральный закон от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии, предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданином до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии со ст. 27 п.1 п.п.19 Закона «О трудовых пенсиях в РФ»/с изменениями/ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 предусмотрено (п. 4): периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Судом установлено, что решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стерлитамаке Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ истцу в назначении досрочной пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемого 25 летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей, на день обращения с соответствующим заявлением ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>. Не учтен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прохождения истца службы в составе Вооруженных сил СССР.

Согласно военного билета № Шитиков С.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в составе Вооруженных сил СССР (л.д.13-17). Соответствующие сведения содержатся и в трудовой книжке истца /л.д. л.д.5-10/.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463.

Период военной службы истца относится к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГ - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ /согласно сведений трудовой книжки и военного билета/, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Доводы ответчика об отказе в иске, поскольку в момент обращения истца за назначением досрочной трудовой пенсии Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшее на момент прохождения службы, утратило силу, следовательно, условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено не на момент обращения гражданина за пенсией, а на момент утраты силы названного Постановления, суд считает несостоятельным.

Таким образом, вышеназванный период службы истца подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы.

В абзаце 1 пункта 3 статьи 10 ФЗ "О статусе военнослужащих" содержится норма о включении в стаж службы по контракту и призыву при нормальных условиях, а абзац 2 пункта 3 статьи 10 Закона "О статусе военнослужащих" предусматривает прохождение военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, которое засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет.

Таким образом, вышеназванный период службы истца подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

С учетом наличия необходимого требуемого стажа работы педагогической деятельности 25 лет на момент обращения в УПФ за назначением досрочной пенсии по старости, решение УПФ в г. Стерлитамак от ДД.ММ.ГГГГ № подлежит отмене. Требования истца о назначении досрочной пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента первоначального обращения, подлежат удовлетворению.

В соответствии с Конституцией РФ законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии со ст. 76 Конституции РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.39 Конституции РФ, ст.4, 12 ГК РФ, ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шитикова С.В. – удовлетворить.

Признать решение Управления пенсионного фонда РФ по РБ в г. Стерлитамаке № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Шитикову С.В.– незаконным и отменить.

Признать право Шитикова С.В. на досрочную трудовую пенсию по старости.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ по РБ в г. Стерлитамаке включить в педагогический стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии Шитикова С.В. период службы в Советской армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ по РБ в г. Стерлитамаке назначить Шитикову С.В. досрочную трудовую пенсию по старости с момента первоначального обращения в Управление пенсионного фонда РФ по РБ в г. Стерлитамаке с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Стерлитамакский городской суд.

Председательствующий судья:Стройкова Н.И.