Дело № 2-254/2011 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 января 2011 годаг. Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
Председательствующего судьи - ЛАНИНОЙ О.А.,
при секретареЯгафаровой З.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Каримова Р.Г. о признании действий инспектора ОГИБДД УВД по г. Стерлитамак незаконными, признании действий УВД по г. Стерлитамак незаконными, обязании устранить допущенные нарушения, суд
У С Т А Н О В И Л:
Каримов Р.Г. обратился в суд с заявлением о признании действий инспектора ОГИБДД УВД по г. Стерлитамак незаконными, обязании устранить допущенные нарушения, мотивируя тем, что инспектором ОГИБДД УВД по г. Стерлитамак Серовым А.К. ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 35 мин. в <адрес> был остановлен автобус под управлением Каримова Р.Г. Инспектор потребовал предъявить документы, подтверждающие согласование маршрута движения с администрацией города и в связи с их отсутствием, составил в отношении него протокол об административном правонарушении. Считает действия инспектора ОГИБДД УВД по г.Стерлитамак незаконными и нарушающими его права. Просит признать действия инспектора ОГИБДД УВД по г. Стерлитамак Серова А.К. незаконными, обязать инспектора ОГИБДД УВД по г. Стерлитамак Серова А.К. устранить допущенные нарушения, обязать УВД по г. Стерлитамак устранить допущенные нарушения и исключить случаи незаконного требования сотрудниками ОГИБДД УВД пог. Стерлитамак документов, не предусмотренных «ПДД РФ».
Впоследствии Каримов Р.Г. представил суду уточненное заявление, где просил признать действия инспектора ОГИБДД УВД по г.Стерлитамак Серова А.К. по требованию документов, не предусмотренных Правилами дорожного движения РФ по остановке и проверке документов вне стационарного поста незаконными, признать действия инспектора ОГИБДД УВД по г.Стерлитамак Серова А.К. по составлению протокола об административном правонарушении с превышением полномочий и по нарушению установленного законом порядка привлечения к административной ответственности незаконными, признать действия УВД по г. Стерлитамак незаконными, обязать устранить допущенные нарушения, исключить случаи незаконного требования сотрудниками ОГИБДД УВД по г. Стерлитамак, документов не предусмотренных ПДД РФ и незаконного составления протоколов об административном правонарушении.
Заявитель Каримов Р.Г. на судебное заседание не явился, суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Представитель заявителя по доверенности Савоськин М.И. на судебное заседание не явился, суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Представитель УВД по г. Стерлитамак по доверенности Галичева О.Б. заявленные требования Каримова Р.Г. не признала и пояснила суду, что действия сотрудника ОГИБДД УВД по г. Стерлитамак законны и обоснованны. Инспектор ОГИБДД УВД по г. Стерлитамак Серов А.К. находился на службе, действовал в соответствии со своими должностными инструкциями, и его действия в части составления протоколов не противоречат требованиям действующего законодательства. Исполнение сотрудниками административных процедур (административных действий) осуществляется на постах, маршрутах патрулирования, административных участках, а также в ходе передвижения сотрудника на патрульном транспортном средстве в зоне ответственности подразделения к месту несения службы и обратно и в иных случаях передвижения по указанию (разрешению) руководителя подразделения или дежурного (п.35 «Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного приказом МВД РФ от 02.03.2009г. №185). Определив в качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, Федеральный закон от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закрепил и основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств и при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств. На основании п.п.7 п.1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания в границах городского округа. В силу полномочий, представленных органам местного самоуправления названным Федеральным законом, Советом ГО г. Стерлитамак 29.04.2008г. утверждено Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на регулярных муниципальных маршрутах на территории ГО г. Стерлитамак. Согласно п.п. 5.5 Решения Совета ГОг. Стерлитамак от 29.04.2008г. №2-3/3з «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на регулярных муниципальных маршрутах на территории ГО г. Стерлитамак РБ» каждый водитель, осуществляющий перевозки пассажиров, должен быть обеспечен: лицензионной карточкой, талоном прохождения государственного технического осмотра, карточкой допуска к перевозке пассажиров по регулярному муниципальному маршруту, путевым листом, расписанием (графиком) движения, схемой маршрута с указанием опасных участков. Следовательно, действия инспектора ОГИБДД Серова А.К. по составлению административного протокола за нарушение ст. 30.1 Закона РБ от 04.06.2004г. №84-з «Об административных правонарушениях» считает правомерными. Указанная норма действовала на момент составления административного протокола, сведений об обратной силе закона нет, поэтому ее применение не противоречит требованиям ч.4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа. «Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный приказом МВД РФ от 02.03.2009г. №185, определяет порядок действий сотрудников органов внутренних дел, связанных с реализацией указанной государственной функции. В соответствии с п.4 указанной нормы исполнение государственной функции осуществляется сотрудниками Госавтоинспекции, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения, а также участковыми уполномоченными милиции. В данном вопросе инспектор ОГИБДД УВД Серов А.К. не превысил своих полномочий, составил административный протокол, зафиксировав таким образом правонарушение, собрал материал и направил его для рассмотрения в мировой суд. Вместе с тем, лицо считается привлеченным к административной ответственности с момента рассмотрения протокола и назначения административного наказания, за исключением случаев, предусмотренных законом, когда административное наказание в виде предупреждения или штрафа назначается без составления протокола. До настоящего времени истцом не представлены в суд доказательства неправомерности действий сотрудника ОГИБДД, судебные акты не содержат неправомерности действий сотрудника при составлении протокола об административном правонарушении. Само по себе составление административного протокола в соответствии со своими должностными полномочиями не может расцениваться как незаконное действие. Вместе с тем, оценка действиям участников административных правоотношений уже дана и мировым судом и судом апелляционной инстанции в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с административным законодательством. Истец пытается переоценить уже исследованные судом в рамках административного дела обстоятельства, руководствуясь нормами гражданско-процессуального права. Само по себе составление административного протокола уполномоченным на то должностным лицом, коим является инспектор ОГИБДД УВД по г. Стерлитамак Серов А.К. не нарушает права и свободы гражданина или организации. Решение о наложении административного штрафа отменено, на заявителя незаконно не возложена какая-либо обязанность, к ответственности в нарушение норм закона он не привлечен, материалы и обстоятельства дела не свидетельствуют о том, что инспектором ОГИБДД Серовым А.К. созданы препятствия к осуществлению заявителем его прав и свобод. Следовательно, отсутствует совокупность оснований, в результате которых действия должностных лиц могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства. Просит суд в удовлетворении заявления Каримова Р.Г. отказать в полном объеме.
Представитель УВД по г. Стерлитамак по доверенности Васильев А.Н.требования заявителя Каримова Р.Г. не признал и суду пояснил, что действия сотрудника ОГИБДД УВД по г. Стерлитамак законны и обоснованны, просит отказать в заявлении Каримова Р.Г.в полном объеме.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Каримова Р.Г.о признании незаконными действий инспектора ОГИБДД УВД г. Стерлитамак, признании незаконными действий УВД по г. Стерлитамак и обязании устранить допущенные нарушения.
Выводы суда подтверждаются следующими доказательствами:
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. в 15 час. 35 мин. на <адрес> Каримов Р.Г. управляя автобусом <данные изъяты> г/н №, принадлежащим на договорной основе ПБОЮЛ <данные изъяты>, перевозил на коммерческой основе пассажиров по маршруту №, не утвержденному и не согласованному органами местного самоуправления ГО г. Стерлитамак.
Данное обстоятельство подтверждается протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением мирового судьи судебного участка №5 по г. Стерлитамак от ДД.ММ.ГГГГ. Каримову Р.Г. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 30.1 Закона РБ «Об административных правонарушениях» назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Решением Стерлитамакского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. постановление мирового судьи судебного участка №5 по г. Стерлитамак от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении Каримова Р.Г. отменено, производство по делу прекращено на основании п.п.2,5 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Основанием для прекращения производства по делу явилось то, что Законом РБ от 05.04.2010г. №247-з «О внесении изменений в Закон РБ «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории РБ» и признании утратившим силу Закона Республики Башкортостан«Об осуществлении и организации пассажирских перевозок маршрутными и легковыми такси в Республике Башкортостан», вышеуказанный Закон от 22.09.2008г. №25-з,за нарушение которого Каримовым Р.Г. имеется ссылка в протоколе об административном правонарушении, признан утратившим силу и Законом Республики Башкортостан №232-з от 29.03.2010г. внесены изменения в ст. 30.1 Закона РБ «Об административных правонарушениях», ч.3 которой предусмотрена административная ответственность лишь за нарушение муниципальных нормативных правовых актов об организации транспортного обслуживания населения пассажирским транспортом.
Оспоренные Каримовым Р.Г. действия инспектора ОГИББД УВД пог. Стерлитамак Серова А.К. по составлению протокола об административном правонарушении с превышением полномочий и по нарушению установленного законом порядка привлечения к административной ответственности не противоречат требованиям закона, т.к. на момент составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ действовал Закон РБ от 04.06.2004г. №84-з «Об административных правонарушениях», в силу ст. 30.1 которого за нарушение законодательства Республики Башкортостан об осуществлении и организации пассажирских перевозок маршрутными и легковыми такси в Республике Башкортостан влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей; на должностных лиц - от 2 500 до 5 000 рублей; на юридических лиц – от 20 000 до 30 000 рублей.
В соответствии с ч.1 ст.1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч.1 ст. 1.8 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п.1 ч.2 ст. 70 Закона РБ «Об административных правонарушениях» помимо случаев, предусмотренных ч.1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 30.1, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел.
Согласно п.1 ст. 6 ФЗ РФ от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения вопросы организации транспортного обслуживания населения не отнесены к предметам ведения РФ.
В силу п.3 ст. 6 вышеуказанного ФЗ субъекты РФ вне пределов ведения РФ самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с подп. 7 п.1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа входит в компетенцию городского округа.
Совет городского округа г. Стерлитамак своим решением от 29.04.2008г. №2-3/3з утвердил Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на регулярных муниципальных маршрутах на территории городского округа г. Стерлитамак.
Согласно п.3.2. указанного Положения администрация ГО г. Стерлитамак разрабатывает муниципальные маршруты регулярных перевозок с учетом минимальной и максимальной вместимости автотранспортных средств и их количества на маршрутах и вносит на утверждение Совета городского округа; организует и проводит конкурс на право осуществления пассажирских перевозок по регулярным муниципальным маршрутам, разрабатывает и утверждает проекты типовых договоров на право осуществления пассажирских перевозок, осуществляет контроль за исполнением условий договора; согласовывает паспорта регулярных муниципальных маршрутов и расписания (графики)движения автотранспорта по регулярным маршрутам.
В соответствии с п. 4.1. Положения перевозчик принимает участие в конкурсах на право осуществления пассажирских перевозок; заключает соответствующий договор; выполняет перевозки пассажиров в соответствии с заключенным администрацией ГО договором; осуществляет контроль за исполнением условий договора; разрабатывает и утверждает паспорта регулярных муниципальных маршрутов и расписания движения по ним автотранспорта по согласованию с администрацией городского округа.
Доводы заявления Каримова Р.Г. о том, что сотрудник ОГИБДД УВД пог. Стерлитамак потребовал предоставить документы, не предусмотренные Правилами дорожного движения, не свидетельствуют о незаконности действий сотрудника ОГИБДД Серова А.К., протокол об административном правонарушении составлен не за управление автомашиной без документов, а за перевозку пассажиров без согласования маршрута.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом « О безопасности дорожного движения».Согласно ст.1 приведенного Федерального закона его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу п.1,2,4 ст.24 названного Федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать ил нарушать права других участников дорожного движения.
Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
П.3ч.1ст.1 Закона РБ «Об осуществлении и организации пассажирских перевозок маршрутными легковыми такси в РБ» установлено, что перевозкой маршрутными такси является перевозка пассажиров и их багажа маршрутными такси, осуществляемая по установленному маршруту.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований Каримова Р.Г. о признании действий инспектора ОГИБДД УВД по г. Стерлитамак незаконными, признания действий УВД по г. Стерлитамак незаконными и обязании устранить допущенные нарушения, необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Каримова Р.Г. о признании действий инспектора ОГИБДД УВД по г. Стерлитамак незаконными, признания действий УВД пог. Стерлитамак незаконными и обязании устранить допущенные нарушения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через городской суд.
Председательствующий судья:Ланина О.А.