Дело № 2 – 325 / 2011 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2011 годаг. Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Нугумановой Э.Ф.
при секретаре Тимербулатовой А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сайфутдиновой Л.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ по РБ в г. Стерлитамак о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, включении периодов работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, назначении пенсии,
установил:
Истица обратилась в суд с иском и просит признать неправомерным решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стерлитамаке Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении пенсии, включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг.; период ее работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента ее обращения в Пенсионный фонд с ДД.ММ.ГГГГ. Свои требования обосновывает тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стерлитамаке Республики Башкортостан (далее - Пенсионный фонд) с просьбой установить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с достижением 25-ти летнего педагогического стажа. Однако, решением Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Причина отказа: отсутствие требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Как указывается в данном решении, педагогический стаж по представленным для назначения пенсии документам на ДД.ММ.ГГГГ составляет - <данные изъяты>. Полагает, что решение ответчика в части не включения в педагогический стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов трудовой деятельности: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- курсы повышения квалификации незаконно. Согласно ст. 27, 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления, которого утверждаются Правительством Российской Федерации. С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилам и, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11.07.2002 г. В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж, дающий ей право на досрочное пенсионное обеспечение. В период ее работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год действовало Постановление Совета Министров от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». В соответствии с подп. а п. 1 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж периоды выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах. Поскольку с ДД.ММ.ГГГГ она осуществляет педагогическую деятельность в учреждениях, которые являются образовательными, занимала должность <данные изъяты> в период действия указанных норм права, а потому с учетом положений ст. ст. 6 (ч. 2),15 (ч. 4),17 (ч. 1),18,19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды ее работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости. Таким образом, с учетом изложенного, на момент обращения в Пенсионный фонд с просьбой установить ей досрочную трудовую пенсию по старости (на ДД.ММ.ГГГГ) ее педагогический стаж составил <данные изъяты>. В соответствии со ст. 27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в г. Стерлитамак по доверенности Феоктистова Л.Е. считает исковые требования Сайфутдиновой Л.А. необоснованными и подлежащими отклонению по следующим основаниям. Сайфутдинова Л.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление ПФР в г. Стерлитамак с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости как педагогическому работнику. Согласно ст. 17 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. На день обращения Сайфутдиновой Л.А. за назначением пенсии действовали: ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»; Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогическим работникам». Согласно п.п.19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная пенсия устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. По представленной трудовой книжке общий трудовой стаж Сайфутдиновой Л.А составил <данные изъяты>. За вычетом периодов, не подлежащих включению в специальный стаж, общий педагогический стаж Сайфутдиновой Л.А. составил <данные изъяты>. Исходя из этого Управлением ПФР в г. Стерлитамак было вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии. Из периодов, исключенных из педагогического стажа, Сайфутдинова Л.А. просит включить периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации. Вышеуказанные периоды не подлежат включению в специальный стаж, так как ни Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, ни предыдущими Списками, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 № 463 должность <данные изъяты> не предусмотрена. А Списки и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 не действуют с 01.10.1993 года (отменены постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953). Исходя из положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П в целях оценки пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет и определение пенсионного капитала в соответствии со статьей 30 ФЗ № 173-ФЗ. А согласно статьи 30 ФЗ начальный пенсионный капитал определяется на дату 31.12.2001 г. и в связи с этим нормативные акты могут быть использованы именно те, которые действовали до даты вступления в силу ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», т.е. действовавшие до 01.01.2002 г. Таким образом, Постановление № 2-П обязывает применить не все предыдущее законодательство, а только действовавшее на 31.12.2001 г. У Сайфутдиновой Л.А с учетом Постановления № 2-П и получается педагогический стаж <данные изъяты>. А Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 за № 1397, как указывалось выше, не действует с 01.10.1993 г. Правоприменители, в том числе суды и органы ПФР не имеют права применять нормы законодательства, не действующие на день назначения пенсии, а также на день вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Применение Постановления № 1397 от 17.12.1959 г. при определении права на досрочное назначение трудовых пенсий противоречит как действующему пенсионному законодательству, так и правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении № 2-П от 29.01.2004 г. Указанная правовая позиция вновь подтверждена Конституционным Судом РФ в Определении от 19.07.2008 г. № 610-0-0, в котором указано, что вопросы о порядке исчисления стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии, в том числе применение при этом Постановления № 1397 от 17.12.1959 г. не были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в Постановлении № 2-П от 29.01.2004 г. их разрешение не может быть осуществлено путем официального разъяснения данного Постановления, поскольку предполагает необходимость формулирования Конституционным Судом РФ новых правовых позиций, связанных с оценкой конституционности положений Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Кроме того, при рассмотрении исковых требований Сайфутдиновой Л.А в соответствии с Постановлением № 1397 от 17.12.1959 г. необходимо учесть, что нормативно-правовой акт не может быть применен частично - должны быть учтены все необходимые условия, предусмотренные указанным постановлением. Пункт 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397г., предусматривал включение в специальный стаж времени работы, указанной в пункте 1 (именно в этом пункте было отражено право на включение в педагогический стаж работу в избранных должностях <данные изъяты>) при условии, если не менее 2/3 требуемого стажа, т.е. 16 лет 8 месяцев, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет на основании данного постановления. Об этом же указано в Обзоре законодательства судебной практики Верховного Суда РФ за 2-й квартал 2007 г. (утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 01.08.2007г.) На день отмены Постановления № 1397 от 17.12.1959 г., т.е. на 01.10.1993 г. педагогический стаж Сайфутдиновой Л.А. составил <данные изъяты>. (без учета периода работы в <данные изъяты>), что не соответствует вышеуказанному условию Постановления № 1397. Согласно п.1 статьи 17 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсии должны назначаться в соответствии с нормативно-правовыми актами, действующими на день обращения за пенсией, а порядок назначения пенсии, перечень документов, необходимых для назначения пенсии определяются Правительством РФ (п. 2 статьи 18 ФЗ). В данном же случае Сайфутдиновой Л.А требует применить нормативный акт, не действующий более 13-и лет, не рассматривая все условия постановления № 1397 во взаимосвязи. В период работы истца в <данные изъяты> имеется период нахождения на курсах повышения квалификации. Ни один из вышеуказанных документов не содержит норм включения в специальный стаж для назначения пенсий таких периодов как обучение на курсах повышения квалификации. Пенсионный фонд российской Федерации в силу своего статуса и выполняемых функций является правоприменительным органом, осуществляющим свою деятельность в соответствии с полномочиями определенными законодательством, в число которых не входят полномочия по даче официальных разъяснений и толкованию действующего законодательства, что возлагает на него обязанность применения законодательства исходя из его буквального смысла. Досрочная пенсия по старости за педагогическую деятельность в учреждениях для детей носит льготный характер по сравнению с другими видами пенсионного обеспечения. В соответствии с принципами пенсионного обеспечения досрочная пенсия предоставляется в связи с потерей профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного психологического, физического и другого воздействия на организм человека в соответствующих профессиях и должностях
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии п. 19 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Судом установлено, что решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Стерлитамак РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Сайфутдиновой Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения отказано в установлении досрочной трудовой пенсии по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ по причине отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. Стаж педагогической деятельности по представленным для назначения пенсии документам на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>. В педагогический стаж не зачтены периоды трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
В соответствии с Конституцией РФ Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии ст. 76 Конституции РФ.
Пунктом 1 положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, предусмотрено, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, включалась выборная и другая работа в партийных и комсомольских организациях. Согласно ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы, кроме случаев, предусмотренных Законом. Согласно п. 2 ст. 55 Конституции РФ, в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Кроме того, определением Конституционного суда РФ от 5 ноября 2002 года № 320-0, установлено, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей Конституции РФ.
При данных обстоятельствах, решение об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене как незаконное, период работы Сайфутдиновой Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> подлежит включению в стаж работы для назначения досрочной пенсии по старости и назначении Сайфутдиновой Л.А. трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Отменить решение № от ДД.ММ.ГГГГ Управления пенсионного фонда РФ в г. Стерлитамак об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии Сайфутдиновой Л.А..
Период работы Сайфутдиновой Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> включить в стаж работы, дающий право для назначения досрочной пенсии по старости и назначить трудовую пенсию по старости, как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.
Председательствующий судья:Нугуманова Э.Ф.