2-155/2011 об оспариваний решения



Дело № 2-155/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 февраля 2011 годаг. Стерлитамак

Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьиСтройковой Н.И.,

при секретареСтаровойт Ж.А.,

с участием представителя истца Ваниной Е.С. по доверенности Пресняковой Э.С.

представителя Управления Пенсионного фонда РФ по г. Стерлитамак Феоктистовой Л.Е. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ваниной Е.С. к Управлению Пенсионного фонда РФ по РБ в г. Стерлитамак об оспаривании решения должностного лица, о включении периода работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, суд

Установил:

Ванина Е.С. обратилась в суд с указанным иском к Управлению Пенсионного фонда РФ по РБ в г. Стерлитамак просит признать решение УПФ по РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, которым Ваниной Е.С. отказано в назначении досрочной пенсии по старости незаконным, обязать ГУ Управление Пенсионного фонда по г. Стерлитамак включить в педагогический стаж периода работы истца в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать за Ваниной Е.С. право на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности, обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда по РБ в г. Стерлитамак назначить Ваниной Е.С. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя тем, что решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, хотя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности <данные изъяты>, так как указанное учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Согласно трудовой книжки, приказа № от ДД.ММ.ГГГГ истец была принята на должность <данные изъяты>, указанный детский комбинат фактически являлся дошкольным учреждением, объединявшим сад и ясли, деятельность которых была направлена на воспитание детей в возрасте до 7-и лет. Работа истца непосредственно была связана с детьми, истец осуществляла педагогическую деятельность. В указанной должности истец проработала до ДД.ММ.ГГГГ, то есть <данные изъяты>, однако данный период работы в стаж не включен. Последующие периоды, которые также ответчик не включил в педагогический стаж не оспаривает, поскольку оспариваемый период достаточен для установления истцу досрочной трудовой пенсии.

В судебное заседание представитель истца по доверенности Преснякова Э.С. иск поддержала, дала соответствующие показания, просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика Управления пенсионного фонда РФ в г. Стерлитамак РБ по доверенности Феоктистова Л.Е. в судебном заседании иск не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, пояснила, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в специальный стаж, т.к. не предусмотрены ни Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, ни предыдущими Списками, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 и ранее действующими Постановлениями совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 и Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, у истца стаж педагогической деятельности по представленным документам для назначения пенсии на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>.

Суд, заслушав представителей сторон, определив возможным рассмотреть дело в отсутствие истца согласно заявления, третьих лиц, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту… и в иных случаях, установленных законом (ст.39 ч.1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (ст.4 Гражданского Кодекса РФ).

Федеральный закон от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии, предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданином до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии со ст. ст. 17, 27, 28 ФЗ № 173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность с детьми в муниципальных и государственных учреждениях.

Судом установлено, что согласно трудовой книжки Ваниной Е.С. № от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты>, куда была принята на должность <данные изъяты>

Решением УПФ по РБ г. Стерлитамак № от ДД.ММ.ГГГГ, Ваниной Е.С. отказано в назначении досрочной пенсии по старости по мотивам отсутствия требуемого 25 летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей, установлено наличие педагогического стажа <данные изъяты>, не учтен в педагогический стаж период работы истца в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанное учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по основанию п. п. 19 п.1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 года № 173.

В архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией муниципального образования «Вязниковский район» с ДД.ММ.ГГГГ Ванина Е.С. принята на работу в ОАО «<данные изъяты>» на должность <данные изъяты>, уволена с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 31 КЗоТ РСФСР /л.д.11/.

Согласно документов архивного фонда ОАО <данные изъяты> в приказах по личному составу, имеется приказ № от ДД.ММ.ГГГГ в п.2 которого указано « принять на работу постоянно Ванину Е.С. в <данные изъяты> на должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ». приказом № от ДД.ММ.ГГГГ указано»п.6 уволить с работы <данные изъяты> Ванину Е.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ст. 31 КЗоТ РСФСР /перемена места жительства/. Кроме того согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ согласно расчетных ведомостей Ванина Е.С. значитчя работающей в должности <данные изъяты>. Также представлена архивная справка № от ДД.ММ.ГГГГ согласно документов о реорганизации предприятия: с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>.

Указанный период подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П и в соответствии с ч. 2 ст. 88 Закона РФ от 20.11.1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в РФ», действовавшего до 01.01.2002 г., согласно которого под специальным стажем понималась суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности, с учетом которой назначалась пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, а также пенсия за выслугу лет.

Периоды работы истца в должности <данные изъяты>, имевшие место до 01.10.1993 г. (до момента признания постановления Совета Министров от 17.12.1959 года N 1397), включены судом на основании Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 (далее - Перечень от 17.12.1959 года N 1397), который предусматривал должности руководителя-воспитателя, воспитателя в детских садах и объединенных яслях-садах. Суд правильно учел разъяснение Государственного комитета по вопросам труда и заработной платы Совета Министров СССР от 17.05.1960 г. N 19, Инструктивное письмо Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" о том, что пенсии за выслугу лет <данные изъяты> назначаются как руководителям-воспитателям, воспитателям в детских садах и объединенных яслях-садах.

Исходя из положений Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П, право на пенсию, в том числе на досрочную на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», может быть определено в соответствии с нормами, действующими до вступления в силу названного закона, т.е. на 31.12.2001 г. На день вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности определялось в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1191 г. №463 и постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1067. <данные изъяты> до 01.11.1999 года не были указаны в Списках должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.

Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 23 июня 2003 г. N 39 Об установлении тождества наименования должности «<данные изъяты>» наименованию должности «музыкальный руководитель», установлено тождество наименования должности "<данные изъяты>" наименованию должности "музыкальный руководитель", предусмотренному Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781/с изменениями – ст. 27 Закона/.

Удовлетворяя исковые требования, суд также учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", согласно которым по состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение педагогических работников регулировалось. Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, в том числе о возможности включения соответствующей работы в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует. Положения пункта 2 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» также предусматривают применение в соответствии с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в определении Конституционного Суда РФ от 06.03.2003 N 107-О, которым предусмотрено, что в случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. (п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ)

Таким образом, как усматривается из материалов дела Ванина Е.С. работая, имела право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.

Суд принимает во внимание и Постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 N 11-П, которым положение подпункта 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ в той мере, в какой оно не позволяет с 1 января 2002 года засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене или в театрально-зрелищных организациях, периоды деятельности, осуществлявшейся в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, признано противоречащим Конституции РФ. При исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2872).

Ответчиком не представлено доказательств в опровержение заявленных требований истца с учетом положений ст. 56 ГПК РФ, согласно которых стороны должны представлять доказательства в обоснование заявленных требований и возражений.

Поэтому, с учетом наличия необходимого требуемого стажа работы педагогической деятельности 25 лет, решение УПФ по г. Стерлитамак № от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, требования истца. о включении вышеназванных периодов работы в стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей, назначении досрочной пенсии по старости со дня обращения истицы с соответствующим заявлением о назначении пенсии в пенсионный фонд с ДД.ММ.ГГГГ т.е. с момента первоначального обращения, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.39 Конституции РФ, ст.4 ГК РФ, ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст.ст.56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ваниной Е.С.– удовлетворить.

Признать решение Управления пенсионного фонда РФ по РБ в г. Стерлитамаке № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Ваниной Е.С. – незаконным.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ по РБ в г. Стерлитамаке включить в педагогический стаж работы Ваниной Е.С. период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>.

Признать право Ваниной Е.С. на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ по РБ в г. Стерлитамаке назначить Ваниной Е.С. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в Управление пенсионного фонда РФ по РБ в г. Стерлитамаке с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Стерлитамакский городской суд.

Председательствующий судья:Н.И.Стройкова