2-858/2011 о признании бездействий администрации ГО г.Стерлитамак



Дело №2-858/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 февраля 2011 годаг. Стерлитамак

Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьиСтройковой Н.И.,

при секретареСтаровойт Ж.А

с участием сторон: прокурораШабриной Е.В.,

представителя Администрации городского округа г. Стерлитамак Байгуловой А.Р. по доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Стерлитамак в интересах Российской Федерации к Администрации городского округа г. Стерлитамак о признании бездействия администрации городского округа г. Стерлитамак и обязании отменить нормативно-правовой акт, суд

Установил:

Прокурор г. Стерлитамак в интересах Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации городского округа г. Стерлитамак, выразившееся в непринятии нормативно-правовых актов-порядка предоставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательства имущественного характера, а также сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах своих супругов и несовершеннолетних детей гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, а также муниципальными служащими, а также Порядка проверки доверенности сведений представляемых лицами при поступлении на муниципальную службу и муниципальным служащим, просит обязать ответчика принять нормативно-правовые акты- Порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательства имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах своих супругов и несовершеннолетних детей гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, а также муниципальными служащими, а также Порядок проверки достоверности сведений представляемых лицами при поступлении на муниципальную службу и муниципальными служащими, мотивируя тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения администрацией городского округа г. Стерлитамак законодательства в сфере противодействия коррупции, в ходе которой установлено, что в городском округе не приняты ряд нормативно-правовых актов в указанной сфере. Так, решением Совета ГО г. Стерлитамак № 9/15з от 03.10.2006 года, с изм. внесенными решением Совета ГО г. Стерлитамак № 17/23з от 05.06.2007 года утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда ГО г. Стерлитамак. В ходе анализа исполнения администрацией городского округа г. Стерлитамак законодательства о противодействии коррупции установлено, что в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» администрацией городского округа постановлением № 1593 от 31.08.2009 года утвержден Перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах своих супругов и несовершеннолетних детей. Однако порядок их предоставления не принят.

В судебном заседании прокурор г. Стерлитамак заявление поддержала, просила удовлетворить, дала соответствующие показания. Считает, что в нарушение требований ч. 6 ст. 8 Федерального Закона от 25.12.2008 года № 273 –ФЗ «О противодействии коррупции» администрацией городского округа г. Стерлитамак не принят Порядок проверки достоверности сведений, представляемых лицами при поступлении на муниципальную службу и муниципальными служащими.

Представитель Администрации городского округа г. Стерлитамак по доверенности Байгулова А.Р. в судебном заседании требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, пояснила, что деятельность администрации городского округа г. Стерлитамак осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, определяемым перечень полномочий. Органы местного самоуправления не обладают полномочиями по утверждению вышеназванных актов, осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий. Порядок предоставления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые уже установлены для предоставления сведений и доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных служащих субъектов РФ. Просит отказать.

Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, считает заявление прокурора г. Стерлитамак подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, поскольку ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» целью участия прокурора в гражданском является защита государственных и общественных интересов, прав и охраняемых законом интересов граждан.

Судом установлено, что решением от 27 февраля 2007 года Администрации городского округа г. Стерлитамак «Об утверждении положения об Администрации городского округа г. Стерлитамак РБ» утверждено положение об Администрации городского округа г. Стерлитамак. Решением Администрации городского округа г. Стерлитамак № 2-2/44з от 17 ноября 2010 г. «О внесении дополнения в Положения об Администрации городского округа г. Стерлитамак» пункт 2.8.3. положения об Администрации городского округа г. Стерлитамак РБ дополнен абзацем: «проводит экспертизу» проектов административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг».

Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что одними из направлений противодействия коррупции являются унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности РФ, а также принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.01.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, обязаны представлять представителю нанимателя /работодателю/ сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги /супруга/ и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Проверка достоверности и полноты указанных в части 1 настоящей статьи сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги /супруга/ и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя /руководителем/ или лицом, которому такие полномочия представлены представителем нанимателя /руководителем/, самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом РФ запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги /супруга/ и несовершеннолетних детей / ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Аналогичные требования установлены с. 8 Закона РФ от 16.07.2007 года № 453-з «О муниципальной службе в РФ».

В судебном заседании установлено, что на основании вышеуказанных положений закона администрацией городского округа г. Стерлитамак постановлением № 1593 от 31.08.2009 года утвержден Перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане, и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах и обязательствах своих супругов и несовершеннолетних детей.

Доводы истца – прокурора г. Стерлитамак, что в нарушение требований ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» ответчиком - администрацией городского округа не принят порядок предоставления и проверки достоверности сведений, представляемых лицами при поступлении на муниципальную службу и муниципальными служащими, суд считает обоснованным.

Ответчиком указанные обстоятельства не оспаривались. Указанное бездействие органа местного самоуправления противоречит требованиям федерального законодательства и является незаконным.

Удовлетворяя исковые требования, суд учитывает положения статуса муниципальных служащих в соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации". Реализация положений названных Законов и норм Трудового кодекса РФ служит основой для разработки должностных и служебных контрактов, в которых наиболее важно - закрепление их прав и обязанностей и обеспечение соблюдения законодательства. Недооценка этого элемента статуса служащих служит потенциальным фактором коррупциогенности.

При этом суд учитывает взаимосвязь положений вышеуказанных нормативных актов. Так ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает виды дисциплинарных взысканий за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей. Статья 59 регулирует порядок проведения служебной проверки. В Кодексе РФ об административных правонарушениях есть составы правонарушений порядка управления, в Уголовном кодексе РФ предусмотрены составы преступлений о взятках, злоупотреблении и превышении служебных полномочий, халатности. Есть и гражданско-правовая ответственность служащих.

Федеральный закон "О противодействии коррупции" содержит комплекс мер в этой сфере, в том числе о недопущении и преодолении конфликта интересов на государственной и муниципальной службе (ст. 10). Мотивация и действия должны быть строго правомерными. В противном случае физические и юридические лица привлекаются к ответственности за коррупционные правонарушения (ст. ст. 13 и 14).

Противодействие коррупции является важнейшим направлением политики РФ, представляющей собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающей федеральное устройство РФ, охватывающей федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленной на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемой федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами, что отражено в Федеральном Законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Национальном плане противодействия коррупции, утвержденного Президентом РФ 31 июля 2008 года № ПР-1568, Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом президента РФ от 13.04.2010 г. № 460.

Обосновывая выводы, суд учитывает, что ст. 9 Федерального закона N 273-ФЗ от 25.12.2008 года "О противодействии коррупции" предусматривает обязанность государственного или муниципального служащего уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего. Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Частью 5 статьи 9 Закона установлено, что порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).

Федеральным законом N 40-ФЗ от 08.03.2003 года Российской Федерацией ратифицирована Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. 31 июля 2008 года Президентом Российской Федерации (N Пр-1568) утвержден национальный план противодействия коррупции, из содержания которых следует, что в принимаемых мерах по противодействию коррупции, предупреждению коррупции, уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, минимизации и ликвидации последствий коррупционных проявлений заключается публичный интерес Российской Федерации. В соответствии с Уставом муниципального образования городской округ г. Стерлитамак, глава муниципального образования выступает в качестве представителя нанимателя (работодателя) в отношении сотрудников администрации муниципального образования. Бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в неопределении порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечня сведений, содержащихся в уведомлении, порядка организации проверок таких сведений, недопустимым образом затрагивает интересы государства в сфере противодействия коррупции.

Согласно части 6 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 года N 1065 утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (далее - федеральное Положение).

Пунктом 6 настоящего Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться данным Указом при разработке и утверждении собственных положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также о проверке соблюдения государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Статья 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" определяет противодействие коррупции как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.

Правовую основу противодействия коррупции составляют названный выше Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты (статья 2 Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").

Национальный план противодействия коррупции обязывает руководителей федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации разработать и до 1 октября 2008 года принять планы противодействия коррупции в соответствующих федеральных государственных органах и государственных органах субъектов Российской Федерации (пункт 5 раздела 1У Национального плана).

Анализ приведенных норм федерального законодательства свидетельствует о том, что борьба с коррупцией - это совместная деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которая в пределах Российской Федерации координируется и контролируется Президентом Российской Федерации. Существование в Российской Федерации Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции не исключает создания в субъекте Российской Федерации такого же по организационной правовой форме органа, реализующего полномочия, предоставленные субъектам Российской Федерации федеральным законодательством, в частности, Федеральным законом "О противодействии коррупции".

Согласно пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (в ред. Указа Президента РФ от 12.01.2010 N 59) рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Аналогичные положения содержатся и в Указах Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", в том числе о разработке и утверждении перечней должностей муниципальной службы, предусмотренных статьей 12 Федерального закона "О противодействии коррупции".

В то же время в силу положений статьи 9, 12 ГК РФ суд не может обязать соответствующие органы принять соответствующие акты.

При таких обстоятельствах, доводы ответчика суд считает несостоятельными, а требования прокурора г. Стерлитамак подлежат удовлетворению в части признания незаконными бездействие администрации городского округа г. Стерлитамак, выразившееся в непринятии нормативно-правовых актов-порядка представления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательства имущественного характера, а также сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах своих супругов и несовершеннолетних детей гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, а также муниципальными служащими, а также Порядке проверки доверенности сведений представляемых лицами при поступлении на муниципальную службы и муниципальным служащим.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 9, 12 ГК РФ, ст. ст. 56, 194-199, 254 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора г. Стерлитамак в интересах Российской Федерации – удовлетворить частично:

Признать незаконными бездействия администрации городского округа г. Стерлитамак, выразившиеся в непринятии нормативно-правовых актов - порядка представления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательства имущественного характера, а также сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах своих супругов и несовершеннолетних детей гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, а также муниципальными служащими, а также Порядке проверки доверенности сведений представляемых лицами при поступлении на муниципальную службы и муниципальным служащим.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Стерлитамакский городской суд.

Председательствующий судья:Стройкова Н.И.