Дело № 2-1664/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 апреля 2011 годаг. Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Хамидуллиной Э.М.,
при секретареЯкуповой С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Мамай М.М. о признании действий инспектора ОГИБДД УВД по г. Стерлитамак незаконными, признании действий УВД по г. Стерлитамак незаконными, обязании устранить допущенные нарушения, суд
У С Т А Н О В И Л:
Мамай М.М. обратился в суд с заявлением и просит признать действия инспектора ОГИБДД УВД по г. Стерлитамак ФИО1 по требованию документов, не предусмотренных ПДД РФ по остановке и проверке документов вне стационарного поста незаконными, признать действия инспектора ОГИБДД УВД по г. Стерлитамак ФИО1 по составлению протокола об административном правонарушении с превышением полномочий и по нарушению установленного законом порядка привлечения к административной ответственности незаконными, признать действия УВД по г. Стерлитамак незаконными, обязать устранить допущенные нарушения, исключить случаи незаконного требования сотрудниками ОГИБДД УВД по г. Стерлитамак документов, не предусмотренных ПДД РФ и незаконного составления протоколов об административном правонарушении с превышением полномочий. Свои требования обосновывает тем, что инспектором ОГИБДД УВД по г. Стерлитамак ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, был остановлен автобус под его управлением. Инспектор потребовал предъявить карточку допуска, расписание движения и схему маршрута, согласованные с администрацией г. Стерлитамак, и в связи с их отсутствием, составил в отношении него протокол об административном правонарушении. Постановлением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.30.1 Закона РБ «Об административном правонарушении». Решением Стерлитамакского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление отменено, а дело об административном правонарушении прекращено. Считает действия инспектора ОГИБДД УВД по г.Стерлитамак противоречащими Федеральному Закону №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», п.2.1.1 ПДД РФ, Закону РБ «Об административном правонарушении», и нарушающими его права.
Заявитель Мамай М.М. на судебное заседание не явился, суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Представитель заявителя по доверенности Савоськин М.И. в судебном заседании заявление поддержал, просит его удовлетворить, пояснив суду, что Мамай М.М. узнал о нарушении своего права получив копию решения Стерлитамакского городского суда РБ – ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель УВД по г. Стерлитамак по доверенности Галичева О.Б. заявленные требования не признала и пояснила суду, что действия сотрудника ОГИБДД УВД по г. Стерлитамак законны и обоснованны. Инспектор ОГИБДД УВД по г. Стерлитамак находился на службе, действовал в соответствии со своими должностными инструкциями, и его действия в части составления протоколов не противоречат требованиям действующего законодательства. Исполнение сотрудниками административных процедур (административных действий) осуществляется на постах, маршрутах патрулирования, административных участках, а также в ходе передвижения сотрудника на патрульном транспортном средстве в зоне ответственности подразделения к месту несения службы и обратно и в иных случаях передвижения по указанию (разрешению) руководителя подразделения или дежурного (п.35 «Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного приказом МВД РФ от 02.03.2009г. №185). Определив в качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, Федеральный закон от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закрепил и основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств и при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств. На основании п.п.7 п.1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания в границах городского округа. В силу полномочий, представленных органам местного самоуправления названным Федеральным законом, Советом ГО г. Стерлитамак 29.04.2008г. утверждено Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на регулярных муниципальных маршрутах на территории ГО г. Стерлитамак. Согласно п.п. 5.5 Решения Совета ГО г. Стерлитамак от 29.04.2008г. №2-3/3з «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на регулярных муниципальных маршрутах на территории ГО г. Стерлитамак РБ», каждый водитель, осуществляющий перевозки пассажиров, должен быть обеспечен: лицензионной карточкой, талоном прохождения государственного технического осмотра, карточкой допуска к перевозке пассажиров по регулярному муниципальному маршруту, путевым листом, расписанием (графиком) движения, схемой маршрута с указанием опасных участков. Следовательно, действия инспектора ОГИБДД по составлению административного протокола за нарушение ст. 30.1 Закона РБ от 04.06.2004г. №84-з «Об административных правонарушениях» считает правомерными. Указанная норма действовала на момент составления административного протокола, сведений об обратной силе закона нет, поэтому ее применение не противоречит требованиям ст. 256 ГПК РФ пропущен трехмесячный срок для обращения в суд. Просит суд в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.
Представитель УВД по г. Стерлитамак по доверенности Киреев З.Х. требования заявителя не признал и суду пояснил, что действия сотрудника ОГИБДД УВД по г. Стерлитамак законны и обоснованны, просит отказать в заявлении в полном объеме.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского и административного дела, считает необходимым в удовлетворении заявления отказать по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 17 час. 30 мин. на <адрес> Мамай М.М., управляя автобусом <данные изъяты>, принадлежащим на договорной основе ПБОЮЛ ФИО2, перевозил на коммерческой основе пассажиров по маршруту, не утвержденному и не согласованному органами местного самоуправления ГО г. Стерлитамак.
Данное обстоятельство подтверждается протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением мирового судьи судебного участка №10 по г. Стерлитамак от ДД.ММ.ГГГГ Мамай М.М. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 30.1 Закона РБ «Об административных правонарушениях» назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Решением Стерлитамакского городского суда РБ от 06.12.2010 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Основанием для прекращения производства по делу явилось то, что определением Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2010 года ч.3 ст.30.1 Закона РБ «Об административных правонарушениях» признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей с момента вступления в законную силу данного определения.
В силу п. 20 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч.1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 256 Гражданско-процессуального кодекса РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Из п. 24 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» следует, что, принимая во внимание положения ст. 256 ГПК РФ, срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу ст. 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.
В судебном заседании установлено, что Мамай М.М. узнал о нарушенном праве в день получения решения суда, то есть ДД.ММ.ГГГГ, однако доказательств получения копии решения не представил, обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, в связи, с чем суд считает, что заявителем пропущен трехмесячный срок для обращения в суд, поскольку решение суда о прекращении производства по делу вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
Оспоренные Мамай М.М. действия инспектора ОГИББД УВД по г. Стерлитамак по составлению протокола об административном правонарушении с превышением полномочий и по нарушению установленного законом порядка привлечения к административной ответственности не противоречат требованиям закона, т.к. на момент составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ действовал Закон РБ от 04.06.2004г. №84-з «Об административных правонарушениях», в силу ст. 30.1 которого за нарушение законодательства Республики Башкортостан об осуществлении и организации пассажирских перевозок маршрутными и легковыми такси в Республике Башкортостан влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей; на должностных лиц - от 2 500 до 5 000 рублей; на юридических лиц – от 20 000 до 30 000 рублей.
В соответствии с ч.1 ст.1.1 КоАП РФ, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч.1 ст. 1.8 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п.1 ч.2 ст. 70 Закона РБ «Об административных правонарушениях», помимо случаев, предусмотренных ч.1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 30.1, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел.
Согласно п.1 ст. 6 ФЗ РФ от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», вопросы организации транспортного обслуживания населения не отнесены к предметам ведения РФ.
В силу п.3 ст. 6 вышеуказанного ФЗ, субъекты РФ вне пределов ведения РФ самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с подп. 7 п.1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа входит в компетенцию городского округа.
Совет городского округа г. Стерлитамак своим решением от 29.04.2008г. №2-3/3з утвердил Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на регулярных муниципальных маршрутах на территории городского округа г. Стерлитамак.
Согласно п.3.2. указанного Положения, администрация ГО г. Стерлитамак разрабатывает муниципальные маршруты регулярных перевозок с учетом минимальной и максимальной вместимости автотранспортных средств и их количества на маршрутах и вносит на утверждение Совета городского округа; организует и проводит конкурс на право осуществления пассажирских перевозок по регулярным муниципальным маршрутам, разрабатывает и утверждает проекты типовых договоров на право осуществления пассажирских перевозок, осуществляет контроль за исполнением условий договора; согласовывает паспорта регулярных муниципальных маршрутов и расписания (графики)движения автотранспорта по регулярным маршрутам.
В соответствии с п. 4.1. Положения, перевозчик принимает участие в конкурсах на право осуществления пассажирских перевозок; заключает соответствующий договор; выполняет перевозки пассажиров в соответствии с заключенным администрацией ГО договором; осуществляет контроль за исполнением условий договора; разрабатывает и утверждает паспорта регулярных муниципальных маршрутов и расписания движения по ним автотранспорта по согласованию с администрацией городского округа.
Доводы заявления Мамай М.М. о том, что сотрудник ОГИБДД УВД по г. Стерлитамак потребовал предоставить документы, не предусмотренные Правилами дорожного движения, не свидетельствуют о незаконности действий сотрудника ОГИБДД, протокол об административном правонарушении составлен не за управление автомашиной без документов, а за перевозку пассажиров без согласования маршрута.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом «О безопасности дорожного движения». Согласно ст.1 приведенного Федерального закона, его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу п.1,2,4 ст.24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать ил нарушать права других участников дорожного движения.
Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
П.3 ч.1 ст.1 Закона РБ «Об осуществлении и организации пассажирских перевозок маршрутными легковыми такси в РБ» установлено, что перевозкой маршрутными такси является перевозка пассажиров и их багажа маршрутными такси, осуществляемая по установленному маршруту.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований Мамай М.М. о признании действий инспектора ОГИБДД УВД по г. Стерлитамак незаконными, признании действий УВД по г. Стерлитамак незаконными, обязании устранить допущенные нарушения, необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199, 254-258 ГПК РФ, Законом РБ «Об осуществлении и организации пассажирских перевозок маршрутными легковыми такси в РБ», Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», Закона РБ «Об административных правонарушениях, Постановлением Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Мамай М.М. о признании действий инспектора ОГИБДД УВД по г. Стерлитамак незаконными, признании действий УВД по г. Стерлитамак незаконными, обязании устранить допущенные нарушения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через городской суд.
Председательствующий судьяХамидуллина Э.М.