Дело №2-2527/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июня 2011 года г. Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Стройковой Н.И.,
при секретаре Халиловой Л.М
с участием истца Мусина Х.Х.,
представителя ответчика Управления Пенсионного фонда по г. Стерлитамак по доверенности Феоктистовой Л.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мусина Х.Х. к Управлению Пенсионного фонда по г. Стерлитамак о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, суд
Установил:
Мусин Х.Х. обратился в суд с указанным иском к Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Стерлитамак, просит отменить решение Управления Пенсионного фонда в РФ по г. Стерлитамак РБ в части отказа включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика включить в стаж для назначения досрочной пенсии период службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать за Мусиным Х.Х. право на досрочную пенсию, назначить досрочную пенсию по старости со дня обращения в Управление Пенсионного фонда с ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя тем, что работает <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Стерлитамак РБ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. ДД.ММ.ГГГГ решением органа Пенсионного фонда ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, при этом не засчитывают период службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ С решением Управления Пенсионного фонда РФ по г. Стерлитамак не согласен, так как до 1993 года действовали списки, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397, в соответствии с которым в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости включались периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР и органах милиции, при этом не имеет значения, работал ли человек до и после армии в педагогической деятельности.
Истец Мусин Х.Х. в судебном заседании исковые требования поддержал, просит их удовлетворить в полном объеме, дал соответствующие показания, пояснил, что служил в составе Вооруженных Сил СССР в течение двух лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Этот период Пенсионный фонд не включил в педагогический трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.
Представитель ответчика Управления пенсионного фонда РФ по г. Стерлитамак РБ по доверенности Феоктистова Л.Е. в судебном заседании иск не признала и пояснила, что служба в составе Вооруженных Сил СССР не засчитывается в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, просит в иске отказать.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, определив возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту… и в иных случаях, установленных законом (ст.39 ч.1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (ст.4 ГК РФ).
Федеральный закон от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии, предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданином до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии со ст. 27 п.1 п.п.19 Закона «О трудовых пенсиях в РФ»/с изменениями/ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 предусмотрено (п. 4): периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Судом установлено, что решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стерлитамаке Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ истцу в назначении досрочной пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемого 25 летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей, на день обращения с соответствующим заявлением ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>. Не учтен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - прохождения истца службы в составе Вооруженных сил СССР.
Согласно представленной истцом трудовой книжки Мусин Х.Х. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Советской армии /л.д.3-9/, что также подтверждается военным билетом серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Мусину Х.Х. в том, что ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служил в воинской части № /л.д.10-11/.
Согласно ч.1 п. г Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» от 17.12.1959 г. №1397 учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет засчитываются служба в составе Вооруженных сил СССР. (Постановление СМ СССР от 17. 12.1959г. №1397).
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463.
Период военной службы истца относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год /согласно сведений трудовой книжки и военного билета/, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Доводы ответчика об отказе в иске, поскольку в момент обращения истца за назначением досрочной трудовой пенсии Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшее на момент прохождения службы, утратило силу, следовательно, условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено не на момент обращения гражданина за пенсией, а на момент утраты силы названного Постановления, суд считает несостоятельным.
Таким образом, вышеназванный период службы истца подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы.
В абзаце 1 пункта 3 статьи 10 ФЗ "О статусе военнослужащих" содержится норма о включении в стаж службы по контракту и призыву при нормальных условиях, а абзац 2 пункта 3 статьи 10 Закона "О статусе военнослужащих" предусматривает прохождение военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, которое засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет.
Таким образом, вышеназванный период службы истца подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
С учетом наличия необходимого требуемого стажа работы педагогической деятельности 25 лет на момент обращения в УПФ за назначением досрочной пенсии по старости, решение УПФ в г. Стерлитамак от ДД.ММ.ГГГГ № подлежит отмене. Требования истца о включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- период службы в Советской армии и назначении досрочной пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента первоначального обращения, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.39 Конституции РФ, ст.4, 12 ГК РФ, ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Мусина Х.Х. – удовлетворить.
Отменить решение Управления Пенсионного фонда в РФ по г. Стерлитамак РБ в части отказа включить Мусину Х.Х. в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
Обязать Управление Пенсионного фонда по г. Стерлитамак включить в стаж для назначения досрочной пенсии период службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Мусиным Х.Х. право на досрочную пенсию и назначить Мусину Х.Х. досрочную пенсию по старости со дня обращения в Управление Пенсионного фонда с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Стерлитамакский городской суд.
Председательствующий судья: Н.И.Стройкова