Дело № 2- 2568/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июля 2011 года г. Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Стройковой Н.И.
при секретаре Халиловой Л.М.,
с участием истца Рафиковой Л.С., представляющей также по доверенности интересы истцов Рафиковой А.Х., Курбоновой О.З
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рафиковой А.Х., Рафиковой Л.С., Курбоновой О.З. к Администрации городского округа г. Стерлитамак о постановке на учет нуждающихся в улучшении условий в органе местного самоуправления для включения в список участников подпрограммы по более ранней дате,
установил:
Истцы Рафикова А.Х., Рафикова Л.С., Курбонова О.З. обратились в суд с исковым заявлением к Администрациии городского округа г. Стерлитамак о признании за ними, вынужденными переселенцами право состоять на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления по месту жительства в Администрацию городского округа г. Стерлитамак с момента постановки на жилищный учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, обязании Администрации городского округа г. Стерлитамак включить их в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, то есть по дате постановке на жилищный учет Миграционной службой РБ-ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя тем, что истец Рафикова А.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, и две дочери Рафикова Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Курбонова О.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до ДД.ММ.ГГГГ года проживали вместе с мужем истицы в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ истец Рафикова А.Х. из-за сложившейся политической обстановки в <данные изъяты> решила вернуться в <адрес>, на свою Родину – в Башкортостан. Супруг уезжать отказался, остался в <данные изъяты>, истец же с дочерьми в том же году переехали на постоянное место жительства в <адрес>. На основании решения УФМС по РБ от ДД.ММ.ГГГГ истцам присвоен статус вынужденных переселенцев, срок действия статуса ежегодно продлевается, в настоящее время он продлен до ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> истец и дети проживали на частных квартирах около 2-х лет. ДД.ММ.ГГГГ переехали в г. Стерлитамак, где и зарегистрировались по месту жительства. ДД.ММ.ГГГГ в частном доме <адрес>, принадлежащем на праве собственности лицу, не являющимся их родственником. С ДД.ММ.ГГГГ истцы проживают и зарегистрированы по месту жительства по адресу <адрес>, данное жилье также арендуют. Их семья ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Миграционной службе РБ. ДД.ММ.ГГГГ поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту их жительства в администрацию г. Стерлитамак. ДД.ММ.ГГГГ правительство РФ приняло постановление за №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г. истцы решили воспользоваться своим правом и получить государственный жилищный сертификат, чтобы на субсидию приобрести жилье и таким образом улучшить свои жилищные условия. Администрация городского округа г. Стерлитамак включила их в состав участников данной программы по категории вынужденных переселенцев, но в той же хронологической последовательности в какой были приняты на учет нуждающихся, то есть с ДД.ММ.ГГГГ подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» в настоящее время продлена на период 2011 -2015 г. поскольку истцы считали, что должны быть включены в списки граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат, по дате постановке на учет Миграционной службой РБ, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, истец Рафикова А.Х. – ДД.ММ.ГГГГ обратилась с соответствующим заявлением в Администрацию городского округа г. Стерлитамак, однако Администрация городского округа г. Стерлитамак им отказала, указав следующее: «… По вопросу признания за истцами права состоять в списке участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г., с момента постановки на жилищный учет Миграционной службой РБ с ДД.ММ.ГГГГ необходимо обратиться в суд». Истцы жилья в настоящее время не имеют, ссуд и субсидий на строительство жилья, компенсаций за утраченное жилье не получали. Считают, что администрация городского округа г. Стерлитамак незаконно не включает истцов - вынужденных переселенцев, в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий органов местного самоуправления с момента постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ в Миграционной службе РБ, тем самым нарушают их конституционное право на справедливое решение жилищного вопроса.
Истец Рафикова Л.С. в судебном заседании исковое заявление в полном объеме поддержала, просила его удовлетворить по основаниям, указанным в иске, дала соответствующие показания.
Истцы Рафикова А.Х., Курбонова О.З. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело без их участия, с участием представителя РАфиковой Л.С.
Представители ответчика Администрации городского округа г. Стерлитамак, третьих лиц Управления Федеральной миграционной службы, Управления Государственной службы занятости населения при Министерстве труда и социальной защите населения РБ в судебное заседание не явились, представили суду письменный отзыв, согласно которого считают, что граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, которые состояли в списке нуждающихся в получении жилых помещений, поставленных территориальными органами упраздненной Федеральной миграционной службы по РБ, подлежат включению в списки нуждающихся по улучшению жилищных условий органов местного самоуправления с даты, по которой они были приняты на жилищный учет в миграционной службе. Включение в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий органов местного самоуправления с момента обращения в эти органы без учета даты принятия их на учет в миграционной службе, нарушает права на справедливое решение жилищного вопроса.
Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени судебного заседания, до судебного заседания представили заявление о рассмотрении дела без их участия, в соответствии с нормами действующего законодательства.
Суд, заслушав истца Рафикову Л.С., представляющей также по доверенности интересы истцов Рафиковой А.Х., Курбоновой О.З., исследовав материалы дела, определив возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, представителей третьих лиц согласно письменных сообщений, считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению подлежит по следующим основаниям.
Судом установлено, что Рафикова А.Х., Курбонова О.З., Рафикова Л.С. являются вынужденными переселенцами, что подтверждается удостоверениями серии <данные изъяты>,, приняты Управлением ФМС по РБ на учет ДД.ММ.ГГГГ /л.д.12-15, 16-17, 18-19/, являются вынужденными переселенцами. Данные обстоятельства участниками не оспариваются, доказательств в опровержение доводов не представлено суду.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
В статье 56 Жилищного Кодекса РФ, вступившего в действие с 01 марта 2005г. указаны основания, по которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Оснований, предусмотренных ст.56 ЖК РФ по которым Рафикова А.Х., истцы не подлежит включению в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления с момента постановки их на учет, суду не представлено, в судебном заседании не установлено.
Нормы Жилищного кодекса РФ не лишают граждан, ранее состоящих на учете в качестве нуждающихся, права на получение жилого помещения по договору социального найма. Согласно ст.6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 01 марта 2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых квартир. Порядок постановки на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определялся ранее Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984г. №335. Согласно п.3 Правил жилые помещения на условиях социального найма предоставлялись гражданам в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Кроме того, возможность учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту их работы не отменяла, а лишь дополняла соответствующую обязанность, возложенную на местные органы власти – исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов. Так, в соответствии с п.19 Правил предприятия, учреждения и организации ежегодно были обязаны производить перерегистрацию граждан, состоявших на учете для улучшения жилищных условий, и не позднее 15 апреля уточненные списки направлять в соответствующий исполнительный комитет местного Совета народных депутатов. Ранее существовавший порядок постановки на учет и представление жилья на условиях социального найма не распространялся на жилой фонд, принадлежащий на праве собственности коммерческим организациям. Представитель ЗАО <данные изъяты> не отрицает, во время ведения списков очередности на улучшение жилищных условий на предприятии, списки очередников ежегодно до <данные изъяты> года предоставлялись в местные органы государственной власти.
Из протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в комиссии в составе руководителя Миграционной службы, ведущего специалиста Минтруда, специалиста Миграционной службы, начальника сектора Минтруда, начальника ОК Министерства ЖКХ РБ, ст. инспектора паспортно-визовой службы МВД РБ, главного специалиста Минсоцзащиты РБ, специалиста Совета Федерации профсоюзов РБ рассмотрены заявления вынужденных переселенцев и беженцев о предоставлении жилья из специализированных помещений и домов, приняты решения о постановке на очередь для получения жилья, где Рафикова А.Х. включена в списки очередников вынужденных переселенцев на получение жилья /пункт 4 решения/ /л.д.21-23/.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Администрация городского округа г. Стерлитамак предлагает Рафиковой А.Х. по вопросу признания права состоять в списке участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 г.- 2015 г., с момента постановки на жилищный учет Миграционной службой РБ с ДД.ММ.ГГГГ обратиться в суд /л.д.25-26/.
Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что зарегистрированные права на недвижимое имущество и сделок с ним у истцов Рафиковой А.Х., Рафиковой Л.С., отсутствует /л.д.27-28/.
Согласно договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ФИО1 /Наймодатель/ и Рафиковой А.Х. /Нанимателем/, наймодатель передает во временное пользование жилого помещения нанимателю и членам его семьи, наниматель принимает жилое помещение по адресу <адрес> также и членам семьи наймодателя – Рафиковой Л.С., Курбоновой О.З., с условием использования жилого помещения с назначением, своевременностью осуществления всех необходимых коммунальных платежей, в течение 3-х дней со дня расторжения договора освободить занимаемую площадь /л.д.30-32/.
В соответствии с Временным положением о комиссии при Миграционной службе при Министерстве труда и занятости Республики Башкортостан по распределению жилья в специализированного жилищного фонда вынужденным переселенцам и беженцам» от 23.03.1995 г., разработанным с учетом требований приказа ФМС России от 19.01.1995 г. №18 «о реорганизации комиссии ФМС России по распределению жилья беженцам и вынужденным переселенцем» и согласно постановления Правительства РФ от 08.11.2000 г. №845 «Об утверждении положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ, списки учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилых помещений, составленных ранее территориальным органом Федеральной миграционной службы, считаются действительными и включаются в Сводный список с сохранением ранней даты принятия на жилищный учет на получение жилищного сертификата как участник подпрограммы. Согласно указанного постановления постановил: «1. Установить, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. №675 является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидий на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Управлением Федеральной Миграционной службы по РБ Рафикова А.Х., ее дочери Рафикова Л.С., Курбонова О.З. состоят на учете в УФМС России по РБ как вынужденные переселенцы с ДД.ММ.ГГГГ, карточка регистрации №, жилья не получали для постоянного проживания, ссуды и субсидии на строительство /приобретение/ жилья, компенсации за утраченное жилье не получали /л.д.24/.
В соответствии со ст. 7 Закона «О вынужденных переселенцах» №4530-1 от 19.02.1993 федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий: предоставляют вынужденному переселенцу полный перечень населенных пунктов, рекомендуемых для постоянного проживания, и информацию об условиях проживания и о возможности трудоустройства в этих населенных пунктах; включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
В связи с вышеизложенным, принимая во внимание признание ответчиком искового заявления в соответствии со ст. 173 ГПК РФ, отсутствие доказательств в опровежение зая\вленных требований, суд считает исковые требования Рафиковой А.Х., Рафиковой Л.С., Курбоновой О.З. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.40 Конституции РФ, ст.ст. 30,31 ЖК РСФСР, ст.56 ЖК РФ, ст. 9, 12 ГК РФ, ст.6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», ст.ст.56, 173, 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Рафиковой А.Х., Рафиковой Л.С., Курбоновой О.З. удовлетворить.
Признать за Рафиковой А.Х., Рафиковой Л.С., Курбоновой О.З. право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления по месту жительства - в Администрации городского округа г. Стерлитамак с момента постановки на жилищный учет Миграционной службой РБ с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Администрацию городского округа г. Стерлитамак включить Рафикову А.Х., Рафикову Л.С., Курбонову О.З. в ДД.ММ.ГГГГ в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г., то есть по дате постановке на жилищный учет Миграционной службой РБ – ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.
Председательствующий судья: Н.И.Стройкова