2-2920/11 об отказе и установлении досрочной трудовой пенсии



    Дело №2-2920/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 октября 2011 года                                                                                    г. Стерлитамак

Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи     Стройковой Н.И.

при секретаре                                 Зариповой Э.Р.,

с участием сторон истца Ахметовой О.А..

представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ по РБ Феоктистовой Л.Е. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахметовой О.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ по РБ в г. Стерлитамак об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, суд

Установил:

Ахметова О.А. обратилась в суд с указанным иском к Управлению Пенсионного фонда РФ по РБ в г. Стерлитамак, просит отменить решение УПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ, включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ее учебы в Стерлитамакском педагогическим институте, назначить досрочно трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя тем, что решением от ДД.ММ.ГГГГ Управления пенсионного фонда РФ в г. Стерлитамак в назначении трудовой пенсии по старости отказано, в стаж работы не включены вышеуказанные периоды. Данное решение является необоснованным.

В ходе рассмотрения дела, ДД.ММ.ГГГГ Ахметова О.А. представила суду уточненное исковое заявление к управлению Пенсионного Фонда по г. Стерлитамак, просит отменить решение управления Пенсионного фонда по г. Стерлитамак в части отказа включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период учебы в Стерлитамакском педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать Управление Пенсионного Фонда по г. Стерлитамак РБ включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период учебы в Стерлитамакском педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать за истцом право на досрочную трудовую пенсию, назначить истцу трудовую пенсию по старости со дня обращения в Управление Пенсионного фонда по г. Стерлитамак, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, засчитать в педагогический стаж работы период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в должности заместителя директора на <данные изъяты> ставки и полной ставки учителя, мотивируя тем, что решением от ДД.ММ.ГГГГ Управления пенсионного фонда РФ в г. Стерлитамак в назначении трудовой пенсии по старости отказано, в стаж работы не включены вышеуказанные периоды. Данное решение является необоснованным.

Ахметова О.А. на судебном заседании исковые требования поддержала, просит их удовлетворить. Суду показала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ училась в Стерлитамакском педагогическим институте, просит назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, включить указанные период в стаж педагогической деятельности, отменить решение УПФ.

Представитель ответчика Управления пенсионного фонда РФ по РБ в г. Стерлитамак по доверенности Феоктистова Л.Е. иск не признала, просит отказать в удовлетворении иска. Поддержала представленный суду письменный отзыв.

              Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования Ахметовой О.А. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту… и в иных случаях, установленных законом (ст.39 ч.1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

    Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (ст.4 Гражданского Кодекса РФ).

В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 Закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно представленной трудовой книжки серии от ДД.ММ.ГГГГ общий трудовой стаж Ахметовой О.А. составил <данные изъяты>

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Ахметовой О.А. отказано в установлении досрочной трудовой пенсии /л.д.5-6/ причиной отказа является отсутствие <данные изъяты> летнего педагогического стажа, не включен в педагогический стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период обучения, за вычетом периодов, не подлежащих включению в специальный стаж, педагогический стаж Ахметовой О.А. составил <данные изъяты> /л.д. 5-6/.

Принимая решение об отказе во включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указанного периода учебы истца ответчик исходил из того, что Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27,28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516, разъяснением №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей…», утвержденный Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 г. №29, утвержденным Постановлениями Правительством РФ от 22.09.1999 г. №1067, от 29.10.2002 г. №781 не предусмотрены включения в педагогический стаж отпуска без сохранения заработной платы, учеба в педагогическом институте и должности заместителя директора по мотивам отсутствия полной педагогической нагрузки.

Согласно ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Об этом свидетельствует Определение Верховного Суда РФ от 14.06.2006 года №87-АО6-3 по жалобе К., согласно которого если заявитель имел право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.

На день обращения Ахметовой О.А. за назначением пенсии действовали ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173 - ФЗ; Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»; Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 «О списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогическим работникам».

Согласно ст. 17 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Учитывая правовую позицию Конституционного Суда РФ, сформулированной в определении от 05.11.2002 года N 320-О и в постановлении от 29.01.2004 года N 2-П, состоящих в следующем: если при подсчете страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ по закону "О трудовых пенсиях в РФ" недостаточен для назначения пенсии, то в его состав могут быть включены периоды трудовой или иной деятельности, которая засчитывалась в стаж по условиям и нормам действующего законодательства, независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату и времени наступления права на пенсию.

До 01.10.1993 года пенсионные права педагогических работников, регулировались Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", где был установлен Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.

В соответствии с п. 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953, был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Под педагогической деятельностью понимается работа, предусмотренная в разделе I Перечня (кроме подраздела 2), а также работа, предусмотренная в п.п. "д", "е" (кроме исследовательской работы в высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах), "и" п. 1 Положения, в абзацах втором и четвертом п. 2 Положения.

Между тем, истицей не соблюдены требования п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для пенсии по выслуге лет, поскольку у Ахметовой О.А. до зачисления на первый курс, на подготовительные курсы СГПИ непосредственной педагогической деятельности не имелось, принимая во внимание, что досрочная пенсия по старости за педагогическую деятельность в учреждениях для детей носит льготный характер по сравнению с другими видами пенсионного обеспечения.

Суд считает, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ периоды учебы в Стерлитамакском педагогическим институте не подлежит включению в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии истца, в связи с отсутствием обязательного двух условий одновременно - наличие педагогической деятельности непосредственно перед учебой и непосредственно после нее.

В соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации каждое учебное заведение свои цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых программ, срок обучения закрепляется уставом. Данным документом учебному заведению разрешено заниматься дополнительными видами услуг. Обучение на восьмимесячном подготовительном отделении не входит в программу освоения определенной специальности, после которой студент при окончании учебного заведения получает документ о наличии высшего образования с указанием периода учебы по данной программе.

В соответствии с принципами пенсионного обеспечения она предоставляются в связи с потерей профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного психологического, физического и другого воздействия на организм человека в соответствующих профессиях и должностях.

Доводы истца об осуществлении педагогической деятельности с полной педагогической нагрузкой в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора на <данные изъяты> ставки и полной ставки учителя, в судебном заседании не опровергнуты, Ахметова О.А. имеет право на включение данного периода в специальный стаж.

Вместе с тем, принимая во внимание, что при включении указанного период в специальный стаж при отсутствии права на включение в этот стаж других периодов, у истицы, тем не менее, отсутствует требуемый <данные изъяты> стаж педагогической деятельности, оснований для отмены решения УПФ не имеется, исковые требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.39 Конституции РФ, ст.4, 10, 12 ГК РФ, ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд

                    Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ахметовой О.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ по РБ в г. Стерлитамак об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии – оставить без удовлетворения.

            Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Стерлитамакский городской суд.

Председательствующий судья:                                              Н.И.Стройкова