Дело №2-3803/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июля 2012 года г.Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зиннатуллиной Г.Р.,
при секретаре Дюстер И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Батталова Р.Р. о признании действий ГБУЗ РБ Станция скорой медицинской помощи г. Стерлитамак незаконными и взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Батталов Р.Р. обратился в суд с заявлением, в котором просит действия диспетчера ГБУЗ РБ Станция скорой медицинской помощи г. Стерлитамак, отказавшегося принять вызов, считать незаконными и обязать руководство данной организации впредь не допускать подобные нарушения, считать незаконным то, что Станция скорой помощи г. Стерлитамака не дала своевременного ответа на его жалобу, считать незаконным сбор и распространение, использование информации о нем и о его родственниках и пресекать впредь подобные действия со стороны Станции Скорой помощи г. Стерлитамака, обязать Станцию скорой медицинской помощи и сотрудника, который нарушил закон и ущемил его права, выплатить компенсацию за моральный ущерб <данные изъяты> рублей, обязать Станцию скорой медицинской помощи г. Стерлитамака РБ возместить госпошлину в размере 1000 рублей, которую он заплатил. Заявленные требования мотивирует тем, что по причине резкого ухудшения состояния здоровья ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов вечера он решил обратиться в скорую помощь, но диспетчер службы «<данные изъяты> в грубой, неуважительной форме отказал принять вызов, ссылаясь на то, что он обратился не на русском языке, а на башкирском, то есть на втором государственном языке РБ. Его дальнейшие многократные обращения были прерваны подобным же образом. Просьба назвать фамилию или же позвать другого сотрудника была игнорирована. Заявитель не смог назвать даже своего адреса. Таким образом, этот сотрудник Скорой помощи грубо нарушил его права на получение скорой медицинской помощи и ущемил права на обращение в органы государственной службы на государственном языке Республики Башкортостан. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в это государственное учреждение с письменной жалобой. Организация получила жалобу по почте ДД.ММ.ГГГГ. По закону он должен был получить ответ в <данные изъяты> срок. Ответ за № был отправлен ДД.ММ.ГГГГ. Заявитель получил его в руки только ДД.ММ.ГГГГ. И тут ущемили его права в получении своевременного ответа на свою жалобу. Данный ответ его не удовлетворил. В ответе имеются персональные сведения о его родственниках. Заявитель и его родственники не давали разрешения на сбор, использование, распространение любой информации. Нет ни письменного, ни устного разрешения. Сотрудники данной организации совершили беззаконное деяние: без официального на то разрешения прослушивали и записывали его телефонные разговоры, собирали о нем персональные сведения. Прослушивать телефон, собирать и распространять сведения либо их использовать в каких - нибудь целях он ни устного, ни письменного разрешения не давал. Организация объясняет это тем, что хотели оценить его филологические знания и собрать доказательства. На это он так же не давал ни устного, ни письменного разрешения. Таким образом, со стороны сотрудников организации здравоохранения незаконно собирались сведения, обрабатывались, распространялись и использовались. Согласно Федеральному Закону «Основы охраны здоровья граждан» (323 – ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) основные принципы охраны здоровья граждан следующие: соблюдение прав граждан; при оказании медицинской помощи считать приоритетными интересы пациента; не допустить отказа в оказании медицинской помощи (4 статья). Согласно 2 части 5 статьи данного закона государство осуществляет охрану здоровья граждан всех национальностей и несмотря на то, на каком языке они говорят. Обращение к пациентам со стороны медицинских работников должно быть уважительным и корректным (1 часть, 6 статья). Согласно 11 статьи не должно допускаться отказ в оказании медицинской помощи. Скорая медицинская помощь должна оказываться безотлагательно (11 статья). Отказа тоже не должно быть. В случае не исполнения закона медицинские учреждения, медработники несут ответственность. Согласно части 1 статьи 79 Станция скорой медицинской г. Стерлитамака РБ так же должна оказывать экстренную помощь и так же должна нести ответственность в случае отказа или ущемления законных прав граждан. По закону РБ «О языках народов Башкортостана» (№ от ДД.ММ.ГГГГ) в деятельности госучреждений, организаций используются государственные языки РБ – русский и башкирский. Гражданин РБ имеет право обращаться на любом из этих языков. Согласно вышеуказанного закона (часть 2 статьи 5), согласно закону РФ «О языках народов РФ» (№ от ДД.ММ.ГГГГ) знание или незнание языка не может быть основанием для ущемления законных прав гражданина. То, что по закону РФ «О государственном языке РФ» ( 53-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ часть 1 статья 7-4) граждане обязательно должны знать и использовать государственный русский язык не значит, что другие языки должны игнорироваться и унижаться. По закону и РФ и РБ за подобные деяния юридические и физические лица должны быть наказаны. По закону РБ «Об обращении граждан» (№ от ДД.ММ.ГГГГ, статья 1) в Республике Башкортостан право обращения гарантировано. Ограничение волеизъявления граждан на каком бы ни было языке является ущемлением прав гражданина. Лицо, совершившее данное деяние, должно нести ответственность. Согласно Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан (№59-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ часть 1 статьи 9) обращение (заявление), поданное государственному учреждению или лицу, занимающему должность должно быть рассмотрено в обязательном порядке в течение 30 дней (часть 1 статьи 12). Согласно ст.15 лица, нарушившие данный закон, должны нести ответственность. По Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан» (часть 1 статьи 79) медицинские работники должны сохранять врачебную тайну и конфиденциальность информаций, касающихся пациента. По закону «Информация информационные технологии, и о конфиденциальности информаций» (149-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, части 3, 4 статьи 16), по закону «О персональных информациях» (№ 152-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, статья 7) Станция скорой помощи города Стерлитамака не имела права без согласия гражданина разглашать персональную информацию, также передавать третьим лицам.
Далее Батталов Р.Р. представил суду уточненное заявление, в котором просил признать действия диспетчера, который отказался принять его вызов от ДД.ММ.ГГГГ, считать незаконными и обязать руководство данной организации впредь не допускать подобные нарушения; считать незаконным то, что Станция скорой помощи г. Стерлитамака лишила его возможности в получении бесплатной медицинской помощи и обязать руководство данной организации принять меры к недопущению подобных нарушений; признать нарушение его права пользоваться на территории Республики Башкортостан (в том числе при обращении в государственную организацию) государственным языком (башкирским языком) и обязать руководство данной организации принять меры к недопущению подобных нарушений; считать незаконным то, что Станция скорой помощи г. Стерлитамака не дала своевременного ответа на его жалобу от ДД.ММ.ГГГГ и обязать руководство данной организации принять меры к недопущению подобных нарушений; считать незаконным сбор и распространение, использование информации о нем и о его родственниках и пресекать впредь подобные действия со стороны Станции Скорой помощи г. Стерлитамака; обязать Станцию скорой медицинской помощи и сотрудника, который нарушил закон и ущемил его права, выплатить компенсацию за моральный ущерб <данные изъяты> рублей; обязать Станцию скорой медицинской помощи г. Стерлитамака РБ возместить госпошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Заявитель Батталов Р.Р. в судебном заседании не участвовал. От него имеется заявление о рассмотрении дела без его участия. На основании ч. 5 ст.167 ГПК РФ истец вправе просить суд о рассмотрении дела в его отсутствие. Препятствий для рассмотрения дела без участия Батталова Р.Р. не имеется.
Представитель ГБУЗ РБ «Станция скорой медицинской помощи г. Стерлитамак» в судебном заседании не участвовал, представил суду отзыв, из которого следует, что ознакомившись с заявлением, считают требования Батталова Р.Р. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: истец реализовал свое право на обращение в скорую помощь, так как при поступлении на пульт «<данные изъяты>» звонка фельдшер по приему вызовов пыталась помочь истцу, выслушав его, однозначно не отказывала в предоставлении помощи. Истец не нуждался в оказании бесплатной медицинской помощи напрямую, так как при разговоре с фельдшером по приему вызовов он кроме просьбы дать ему консультацию, больше ничего не просил. Адреса для последующего выезда бригады скорой медицинской помощи он также не называл. В соответствие с порядком оказания скорой медицинской помощи (утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ) основными функциями станции скорой медицинской помощи являются - круглосуточное оказание своевременной и качественной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне территории ЛПУ, а также больным и пострадавшим, обратившимся за помощью непосредственно на станцию скорой медицинской помощи. Таким образом, скорая помощь консультации по телефону не дает. Отклонившись от правил оказания скорой медицинской помощи, с целью установления диагноза и в последующем дачей квалифицированной консультации фельдшер по приему вызовов неоднократно просила истца перейти на русский язык либо пригласить к телефону человека, владеющего русским языком, но истец абсолютно понимая, о чем идет речь, все равно, упорно игнорировал просьбу. Таким образом, можно сделать вывод, что истец не нуждался в помощи, а подобные действия осуществлял из хулиганских побуждений с целью извлечения прибыли. В соответствии с п.1 ст.3 закона «О языках народов Республики Башкортостан» государственными языками Республики Башкортостан на всей ее территории является башкирский и русский языки: башкирский как язык башкирской нации, реализовавший свое право на самоопределение, русский язык как государственный язык Российской Федерации. В соответствии с порядком оказания медицинской помощи указанном выше, все рабочие места в оперативном отделе (диспетчерской) должны быть оснащены средствами для записи разговоров и автоматическими определителями номеров телефонов. Таким образом, утверждения истца о незаконной записи телефонных разговоров опровергается, а звонок совершенный ДД.ММ.ГГГГ произведен в связи с возникшими у ответчика сомнениями по поводу незнания истцом русского языка - являющимся молодым человеком и проживающим в современном обществе, где в каждом учреждении, а также во всех документах используется русский язык. Просят в удовлетворении иска отказать.
Суд, изучив материалы настоящего гражданского дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные или единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК Российской Федерации).
В силу п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, регламентами, приказами).
Согласно п. 28 того же Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, исходя из положений ст. 258 ГПК Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Так, обращаясь с настоящим заявлением в суд Батталов Р.Р. указал, что действиями сотрудника ГБУЗ РБ Станция скорой медицинской помощи г. Стерлитамак нарушено его право на получение скорой медицинской помощи.
Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ 93-ФЗ) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. На территории Российской Федерации в целях оказания скорой медицинской помощи функционирует система единого номера вызова скорой медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №н) скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками.
Основаниями для предоставления услуги является информация, переданная диспетчеру отделения скорой медицинской помощи по телефону общегородской телефонной сети «03» получателем услуги (заболевший или пострадавший), или иным лицом, сообщившим об угрозе здоровью или жизни граждан услуги.
Услуга «Оказание скорой медицинской помощи» включает в себя следующие процедуры и действия: получатель услуги (заболевший или пострадавший), или иное лицо от имени получателя услуги передает информацию диспетчеру отделения скорой медицинской помощи по телефону общегородской телефонной сети «03»; прием вызовов и передача на подстанции скорой помощи осуществляется фельдшером (медицинской сестрой) по приему и передаче вызовов оперативного отдела (диспетчерской) отделения скорой медицинской помощи; прием вызова и передача вызова бригаде скорой медицинской помощи осуществляется диспетчером подстанции скорой помощи; выездная бригада скорой медицинской помощи осуществляет: немедленный выезд и прибытие к пациенту (на место происшествия).
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению РФ» фельдшер (медицинская сестра) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи осуществляет прием и своевременную передачу вызовов персоналу свободных выездных бригад. Не имеет права самостоятельного отказа в приеме вызова.
В ч. 2 ст. 26 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на пользование родным языком.
В силу Закона Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №-з) языки народов Республики Башкортостан находятся под защитой государства. В Республике Башкортостан признается равноправие языков. Равноправие языков - совокупность прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения. Республика Башкортостан гарантирует всем ее народам независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения. Республика Башкортостан гарантирует каждому право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания. Равноправие языков народов Республики Башкортостан охраняется законом. Никто не вправе устанавливать ограничения или привилегии при использовании того или иного языка, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Государственными языками Республики Башкортостан на всей ее территории являются башкирский и русский языки: башкирский язык как язык башкирской нации, реализовавшей свое право на самоопределение, русский язык как государственный язык Российской Федерации.
В своем заявлении Батталов Р.Р. указывает, что ДД.ММ.ГГГГ диспетчер службы <данные изъяты>» в грубой, неуважительной форме отказала принять вызов, ссылаясь на то, что он обратился не на русском языке, а на башкирском, чем ущемлено его право на обращение в органы государственной службы на государственном языке Республики Башкортостан. Между тем, заявителем не представлено суду доказательств в подтверждение данных обстоятельств.
Из представленных суду записей телефонных разговоров не следует, что Батталов Р.Р. нуждался в оказании ему услуги, предусмотренной Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Более того, из его обращения не следует, что он просил оказать ему помощь, предъявлял жалобы на боли его и его близких, называл адрес для выезда бригады скорой медицинской помощи.
Не нашли своего подтверждения и доводы заявителя о разглашении его персональных данных.
Согласно Федеральному закону РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (в редакции от 25 июля 2011 года №261-ФЗ, персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.
Кому и при каких обстоятельствах распространены или использованы в иных целях персональные данные Батталова Р.Р. или его родственников в заявлении не указано.
Что касается требований заявителя о возмещении ему компенсации морального вреда, то они являются несостоятельными. Заявителем не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих, что по вине ГБУЗ РБ Станция скорой медицинской помощи г. Стерлитамак ему был причинен моральный вред.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд также должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Кроме того, как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» от ДД.ММ.ГГГГ N 10 (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №), необходимо выяснить, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права, либо нарушающими имущественные права гражданина.
Доказательств нравственных и физических страданий, перенесенных заявителем в результате действия сотрудников ГБУЗ РБ Станция скорой медицинской помощи г.Стерлитамак, а также наличия причинно-следственной связи между действиями сотрудников ГБУЗ РБ Станция скорой медицинской помощи г.Стерлитамак и ухудшением состояния здоровья заявителя не имеется.
На основании ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В судебное заседание заявитель не явился, своим правом на участие в деле лично не воспользовался, в связи с чем при принятии решения по делу суд исходит исключительно из совокупности собранных доказательств и из анализа фактических обстоятельства, которые приводят суд к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в данной части.
Вместе с тем, суд соглашается с доводами заявителя о нарушении его права на получение в установленные законом сроки ответа на его жалобу на языке обращения.
Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 29 июня 2010 года N 126-ФЗ, от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2012 года N 19-П), его статьей 2 установлено, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
На основании ст. 10 указанного Федерального закона государственный орган или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 данного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Батталовым Р.Р. направлена жалоба ДД.ММ.ГГГГ, а ответ ему направлен только ДД.ММ.ГГГГ. При этом не указано, что продлевались сроки рассмотрения его обращения и об этом был уведомлен заявитель.
В ответ на жалобу Батталова Р.Р., главным врачом ГБУЗ РБ Станция скорой медицинской помощи г. Стерлитамак ФИО4 дан ответ, из которого следует, что в соответствии с п. 5 ст. 13 Закона Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» «Ответы на предложения, заявления и жалобы граждан, направленные в государственные органы, организации Республики Башкортостан, даются на языке обращения. В случае невозможности дать ответ на языке обращения используются государственные языки Республики Башкортостан». В соответствии с п. 1 ст. 3 данного закона «Государственными языками Республики Башкортостан на всей ее территории являются башкирский и русский языки: башкирский язык как язык башкирской нации, реализовавшей свое право на самоопределение, русский язык как государственный язык Российской Федерации». Поступившие на линию ГБУЗ РБ Станция скорой медицинской помощи г.Стерлитамак звонки <данные изъяты> были записаны (пульт автоматически включает звуковую дорожку, на которую записывается весь разговор фельдшера по приему вызовов с вызывающим абонентом). Обращение Батталова Р.Р. было на башкирском языке. Из всего сказанного на башкирском языке фельдшеру по приему вызовов было понятно только слово «консультация», т.к. она не знает и не владеет башкирским языком. Фельдшер по приему вызовов неоднократно просила перейти Батталова Р.Р. на русский язык либо пригласить к телефону человека владеющего русским языком, на что он абсолютно понимая, о чём идет речь всё равно упорно игнорировал просьбу. Так же ФИО5 не был сообщен адрес нахождения человека, нуждающегося в медицинской помощи для дальнейшего выезда бригады. С данного номера неоднократно поступали звонки от Зульфии Накиевны - его матери, которая прекрасно владеет русским языком (имеются записи телефонных разговоров). Фельдшеры по приему вызовов в должной мере оказывали ей помощь, давали консультацию. В связи с вышеуказанным, можно сделать вывод, что Батталов Р.Р., владея русским языком, вводил фельдшера по приему вызовов в заблуждение, непонятно с какой целью, тем самым, отвлекая самого фельдшера от основной работы. Ранее подобных инцидентов у ГБУЗ РБ Станция скорой медицинской помощи не возникало. Квалифицированную медицинскую помощь работники учреждения оказывают в полном объеме. Указанное решение ГБУЗ РБ «Станция скорой медицинской помощи г. Стерлитамак» было принято в соответствии с нормами действующего законодательства в пределах компетенции, при этом копия указанного решения заявителем была получена, что им не оспаривается.
В соответствии с ч.1 ст.249 ГПК РФ, ст. 6 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 года (в ред. Федеральных законов от 14.12.1995 N 197-ФЗ, от 09.02.2009 N 4-ФЗ), п.20 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года № (в редакции от 9 февраля 2012 года) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» на государственные органы, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений).
Как следует из материалов дела, доводы заявителя не опровергнуты, не представлено доказательств, подтверждающих своевременность направления ответа Батталову Р.Р..
Кроме того, в соответствии с Законом Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №-з) граждане вправе обращаться в государственные органы, организации Республики Башкортостан с предложениями, заявлениями, жалобами на государственных языках Республики Башкортостан, родном языке или на любом другом языке народов Российской Федерации, которым они владеют. Ответы на предложения, заявления и жалобы граждан, направленные в государственные органы, организации Республики Башкортостан, даются на языке обращения. В случае невозможности дать ответ на языке обращения используются государственные языки Республики Башкортостан.
Батталов Р.Р. обратился в ГБУЗ РБ Станция скорой медицинской помощи г.Стерлитамак с жалобой на башкирском языке, однако ответ им получен, в нарушение указанного Закона Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан», на русском языке.
В силу п.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению его прав и свобод.
При таких обстоятельствах, заявление Батталова Р.Р. в части не предоставления ГБУЗ РБ Станция скорой медицинской помощи г.Стерлитамак своевременного ответа на его жалобу на языке обращения, т.е. на башкирском языке, и признании в этой части действий ГБУЗ РБ Станция скорой медицинской помощи г.Стерлитамак незаконными подлежит удовлетворению, обязать ГБУЗ РБ Станция скорой медицинской помощи г.Стерлитамака впредь не допускать подобные нарушения.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Заявитель Батталов Р.Р. просит взыскать с ГБУЗ РБ Станция скорой медицинской помощи г.Стерлитамака государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб., которая им уплачена при подаче заявления в суд.
Вместе с тем, суд не может согласиться с размером уплаченной госпошлины, т.к. в соответствии с п.6 ч.1 ст. 333.19 НК РФ размер госпошлины при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, составляет <данные изъяты> руб.. Соответственно, с ГБУЗ РБ Станция скорой медицинской помощи г.Стерлитамака подлежит взысканию возврат государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб..
При этом, суд считает необходимым разъяснить заявителю о том, что он на основании п.1 ч.1 ст.333.40 НК РФ вправе обратиться в суд с заявлением о возврате излишне уплаченной государственной пошлины в сумме <данные изъяты> руб..
На основании изложенного, руководствуясь ст.26 Конституции РФ, Федеральным законом от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Законом РБ от 15 февраля 1999 года «О языках народов Республики Башкортостан», Федеральным законом РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 года,
ст. 151, ст. ст. 98, 194-198, 249, 254- 258 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Заявление Батталова Р.Р. о признании действий ГБУЗ РБ Станция скорой медицинской помощи г. Стерлитамак незаконными и взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Признать действия ГБУЗ РБ Станция скорой медицинской помощи г.Стерлитамак в части не предоставления своевременного ответа на жалобу Батталова Р.Р. от ДД.ММ.ГГГГ на языке обращения, т.е. на башкирском языке, незаконными.
Обязать ГБУЗ РБ Станция скорой медицинской помощи г.Стерлитамака впредь не допускать подобные нарушения.
Взыскать с ГБУЗ РБ Станция скорой медицинской помощи г.Стерлитамака в пользу Батталова Р.Р. возврат государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб..
В удовлетворении остальной части заявления Батталова Р.Р. - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан.
Судья: Зиннатуллина Г.Р.