Дело №2–3555/2012 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 июля 2012 года г. Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи – Ланиной О.А.
при секретаре Ягафаровой З.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Стерлитамакского территориального отдела Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Трест жилищного хозяйства" о признании противоправными действий ООО "<данные изъяты>" по предоставлению жилищно - коммунальных услуг ненадлежащего качества в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий, суд
установил:
Стерлитамакский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан обратился в суд с исковым заявлением к ООО "<данные изъяты>" и просит признать действия ответчика по предоставлению жилищно - коммунальных услуг - круглосуточное обеспечение потребителя горячего водоснабжения ненадлежащего качества противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекратить их. Обязать с установлением срока ООО "Управляющая компания "<данные изъяты> предоставлять потребителям жилищно - коммунальные услуги - круглосуточное обеспечение потребителя горячего водоснабжения надлежащего качества, мотивируя тем, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Согласно ст. 40 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О защите прав потребителей", контроль и надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору ) в области защиты прав потребителей (его территориальными органом) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 46 Закона "О защите прав потребителей", п. 9.3.6. Положения о Территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в городе Стерлитамак и Аургазинском, Гафурийском, Стерлибашевском, Стерлитамакском районах (далее - территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан), утвержденного приказом руководителя Управления Роспотребнадзора по РБ от ДД.ММ.ГГГГ №, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан наделен полномочием обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей.
В период с января по ДД.ММ.ГГГГ в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан поступило 6 обращений граждан с претензией на предоставление жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества:
- коллективное обращение жителей жилого <адрес>
г. Стерлитамак;
- коллективное обращение жителей жилого <адрес>;
- коллективное обращение жителей жилого <адрес>;
- гр. ФИО2, проживающего по <адрес>
- гр. ФИО3, проживающего по <адрес>
-гр. ФИО4, проживающей по <адрес>.
По данным обращениям Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан проведены внеплановые выездные мероприятия в отношении исполнителя - Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Трест жилищного хозяйства» - далее 000 « УК «<данные изъяты>» (ЖЭУ№, ООО «<данные изъяты>», ЖЭУ № ООО «<данные изъяты>», ЖЭУ № УК <данные изъяты>») юридический адрес и место нахождения которого: <адрес>
В период проведения внеплановых выездных мероприятий непосредственно
обнаружено, что коммунальная услуга по горячему водоснабжению потребителям жильцам указанных домов, а именно: горячее водоснабжение предоставляется управляющей организацией ненадлежащего качества, т.е. с низким температурным режимом, что является нарушением требований статей 4, 7 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей» (с изменениями); СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (с изменениями), пунктов 4.1, 4.12., 4.12.1. ГОСТа Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия»; пунктов <данные изъяты>, подпункта «б» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями), а также раздела II пункта 6 Приложения №к указанным выше Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.
Факт предоставления управляющей организацией горячего водоснабжения жильцам ненадлежащего качества (температура горячей воды) подтверждается протоколами инструментальных замеров температуры воды, проведенных аккредитованным испытательным лабораторным центром Стерлитамакского межрайонного филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» (Свидетельство об аккредитации Н250-АК от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).
Температура горячей воды составляет:
- в квартирах № жилого <адрес> что ниже нормативной на <данные изъяты> соответственно ( протокол лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ);
- в квартирах № жилого жома № по <адрес>, что ниже нормативной на <данные изъяты> соответственно (протокол лабораторных исследований №," от ДД.ММ.ГГГГ);
- в квартирах № жилого <адрес>, что ниже нормативной на <данные изъяты> С (протокол лабораторных исследований № №, <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ);
- в <адрес> гр. ФИО2 по <адрес> что ниже нормативной - на <данные изъяты>°С (протокол лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ);
- в <адрес> гр. ФИО3 по <адрес>, что ниже нормативной на 16 С (протокол лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ);
- в <адрес> гр. ФИО4 по <адрес> С, что ниже нормативной на 15°С (протокол лабораторных исслед ований
№ от ДД.ММ.ГГГГ);.
Отобранные образцы воды не соответствует требованиям п. 2.4. СанПиН 2.1.4.2496 - 09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем о водоснабжения». Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
В теплой воде в диапазоне температур <данные изъяты> идет активное размножение легионелл, которые являются возбудителем острых тяжелых пневмоний с высоким процентом летальных исходов (<данные изъяты>%) и респираторных заболеваний. При температуре <данные изъяты> система горячего водоснабжения может быть контаминирована легионеллами, из-за чего возникает риск вспышки легионеллеза среди населения, использующего воду температура, которой не превышает <данные изъяты> С (при температуре выше <данные изъяты> С легионеллы полностью теряют жизнеспособность).
Согласно требованиям пунктов 75, 76 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, ООО «<данные изъяты>» несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества предоставления коммун альных услуг, а также за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потреб ителей, вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины. Управляющая организация ООО «<данные изъяты>», как исполн итель, приобретающее коммунальные ресурсы (горячее водоснабжение) и отвечающее за содержание общего имущества, обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителям предоставляются коммунальные услуги, не освобождается от ответственности за нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя (ресурсоснабжающие организацииии), а также отсутствие у него необходимых денежных средств.
Таким образом, управляющая организация ООО «<данные изъяты>» нарушило право
потребителя на получение коммунальной услуги горячего водоснабжения надлежащего качества с постоянным соответствием свойства воды по температуре санитарным нормам и правилам, необходимом ДШI бытового потребления.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона РФ № 52-ФЗ от30.0З.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 2.4. СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ - 09 " Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения". Изменение в СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ - 01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" температура горячей воды в местах водозабора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 С и не выше 75 С.
В соответствии с п. 9 "Правил предоставления коммунальных услуг "- при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов ненадлежащего качества.
Горячее водоснабжение - это круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества ( п. 6 "Правил предоставления коммунальных услуг").
Исходя из положений п. 49 "Правил предоставления коммунальных услуг", обеспечение потребителей жилищно - коммунальных услуг надлежащим горячим водоснабжением является для исполнителя обязательным.
При этом, согласно п. 5 ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" и п. 49 п.п. "б" Правил предоставления коммунальных услуг каждый потребитель имеет право на то, чтобы ему предоставлялись коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни и здоровья и соответствующие условиям договора. При отклонении качества услуг от установленного оплата потребителям соответственно уменьшается (п.п. "ж", п. 49 "Правил предоставления коммунальных услуг").
Исполнитель жилищно - коммунальных услуг в соответствии с п. 49 "Правил предоставления коммунальных услуг" обязан принимать своевременные меры по предупреждению и устранению нарушений качества этих услуг, повышать их потребительские свойства, обеспечивая, таким образом, строгое соблюдение п. 4.12.1. ГОСТа Р 51617 - 2000 "Жилищно - коммунальные услуги. Общие технические условия", утвержденные постановлением Госстандарта Российской Федерации 22.07.2003 года, № - ст.
Действия ответчика должны соответствовать нормативным актам, регулирующим порядок предоставления коммунальных услуг населению.
Таким образом, по результатам внеплановых выездных мероприятий установлено, что ответчиком осуществляется предоставление жилищно - коммунальных услуг ненадлежащего качества, чем нарушаются требования ст. 4, 7 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300 - 1 "О защите прав потребителей"; п. 2.4 СанПин 2.1.4.2496 - 09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения". Изменение к СанПин 2.1.4.1074 - 01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", п. 4.1, 4.12, 4.12.1 ГОСТа Р 51617 - 2000 "Жилищно - коммунальные услуги Общие технические условия", пунктов 6,9,75,76, подпункта "б" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, а также раздела 2 п. 6 Приложения № 1 к указанным выше Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, при этом затрагиваются интересы неопределенного круга потребителей, использующих услуги данного исполнителя.
Определить полный перечень потребителей, которым ООО "<данные изъяты>" представляет жилищно - коммунальные услуги с нарушением обязательных требований действующего законодательства РФ, не представляется возможным. Предоставление жилищно - коммунальных услуг надлежащего качества в соответствии с законодательством, позволит защитить нарушенные права потребителя и избежать их нарушений в дальнейшем.
В судебном заседании представители истца по доверенности - Лаптева А.И. и Евдошенко О.В. поддержали исковые требования и просят удовлетворить его в полном объеме, и добавили, что поступает много жалоб жильцов о низкой температуре воды, что при принятии душа возникает пневмония. Исполнителем является ООО УК ТЖХ, они и являются надлежащими ответчиками. Температура горячей воды должна соответствовать санитарным требованиям в районе 65-70 С.
Представитель ответчика по доверенности - Любишева О.В. в судебном заседании не признала исковые требования и просит отказать в полном объеме, так как воды поставляет Баш РТС, во многих домах система подачи воды поступает сверху вниз.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования Стерлитамакского территориального отдела Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Трест жилищного хозяйства" о признании противоправными действий ООО "<данные изъяты> по предоставлению жилищно - коммунальных услуг ненадлежащего качества в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий подлежит удовлетворению.
Выводы суда основаны на следующем:
Согласно ст. 42 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 4 ФЗ "О защите прав потребителей"
1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
(в ред. Федерального закона от 25.10.2007 N 234-ФЗ)
3. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.
4. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.
5. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Согласно ст. 7 ФЗ "О защите прав потребителей"
1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.
3. Если для безопасности использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее - правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.
4. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
5. Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).
Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает меры по отзыву такого товара (работы, услуги) с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.
(см. текст в предыдущей редакции)
В судебном заседании установлено, что в период с января по май 2012года в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан поступило 6 обращений граждан с претензией на предоставление жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества: Факт предоставления управляющей организацией горячего водоснабжения жильцам ненадлежащего качества (температура горячей воды) подтверждается протоколами инструментальных замеров температуры воды, проведенных аккредитованным испытательным лабораторным центром Стерлитамакского межрайонного филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» (Свидетельство об аккредитации № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека). Температура горячей воды составляет: - в квартирах №, № жилого <адрес> что ниже нормативной на 6 гр. С и 5 С соответственно ( протокол лабораторных исследований №, <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ); - в квартирах №, 48 жилого жома № по <адрес> - 46 С., 47 С., 36 С, что ниже нормативной на № соответственно (протокол лабораторных исследований №, <данные изъяты>," от ДД.ММ.ГГГГ); - в квартирах № жилого <адрес>, что ниже нормативной на 5-6 С (протокол лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ); - в <адрес>. ФИО2 по <адрес> С, что ниже нормативной - на <данные изъяты>°С (протокол лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ); - в <адрес> гр. ФИО3 по <адрес> что ниже нормативной на <данные изъяты> С (протокол лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ); - в <адрес> гр. ФИО4 по <адрес> - <данные изъяты> С, что ниже нормативной на 15°С (протокол лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ);.
Отобранные образцы воды не соответствует требованиям п. 2.4. СанПиН 2.1.4.2496 - 09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем о водоснабжения». Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
При таких обстоятельствах иск Стерлитамакского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Конституции Российской Федерации, ст.194-198 ГПК РФ, ФЗ "О защите прав потребителей" суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Стерлитамакского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан – удовлетворить.
Признать действия ООО "<данные изъяты>" по предоставлению жилищно - коммунальных услуг - круглосуточное обеспечение потребителя горячего водоснабжения ненадлежащего качества противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекратить их.
Обязать ООО "<данные изъяты>" предоставлять потребителям жилищно - коммунальные услуги - круглосуточное обеспечение потребителя горячего водоснабжения надлежащего качества, установив срок исполнения устранения недостатков один год.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Башкортостан через Стерлитамакский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий судья: Ланина О.А.