2-1090/12 о включение в периодов в стаж работы и назначении трудовой пенсии



Дело № 2 – 1090/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 августа 2012 года г.Стерлитамак

Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Зиннатуллиной Г.Р.,

при секретаре Дюстер И.А.,

рассмотрев в предварительном судебном заседании гражданское дело по иску Муллагильдина М.М. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Стерлитамак РБ о признании решения незаконным и его отмене, признании периодов работы дающими право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Муллагильдин М.М. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Стерлитамак РБ, в котором просит признать незаконным и отменить решение об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии от ДД.ММ.ГГГГ Управления Пенсионного фонда г. Стерлитамак РБ, признать период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в цехе фасовки производства синтетических моющих средств (детергентов) в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования, электромонтером по ремонту электрооборудования ОАО «<данные изъяты> дающим право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании Списка Постановления Кабинета Министров ССССР от ДД.ММ.ГГГГ Муллагильдину М.М., мотивируя тем, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ, ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ , в связи с отсутствием требуемого стажа на работах с тяжелыми условиями труда не менее <данные изъяты> 6 месяцев при возрасте 55 лет. Фактически период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 14 лет 3 месяцев 4 дней в цехе фасовка производства синтетических моющих средств (детергентов) в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования, электромонтером по ремонту электрооборудования ОАО «<данные изъяты>» на основании Постановления Кабинета Министров ССССР от ДД.ММ.ГГГГ должно учитываться по списку п\р А

Муллагильдин М.М. обратился в суд с уточненным иском от ДД.ММ.ГГГГ к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Стерлитамак РБ, в котором просит признать незаконным и отменить решение ответчика, признать период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в цехе фасовки производства синтетических моющих средств (детергентов) в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования, электромонтером по ремонту электрооборудования ОАО «<данные изъяты>», дающим право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании Списка Постановления Кабинета Министров ССССР ДД.ММ.ГГГГ Муллагильдину М.М. с ДД.ММ.ГГГГ.

Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ Муллагильдиным М.М. представлено уточненное исковое заявление, в котором он просил признать период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в цехе фасовки производства синтетических моющих средств (детергентов) в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования, электромонтером по ремонту электрооборудования ОАО «<данные изъяты>», дающим право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании Списка Постановления Кабинета Министров ССССР ДД.ММ.ГГГГ Муллагильдину М.М. с ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Стерлитамакского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворении искового заявления Муллагильдина М.М. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Стерлитамак РБ о признании решения незаконным и его отмене, признании периодов работы дающими право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости - отказано.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ решение Стерлитамакского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение.

Решением Стерлитамакского городского суда РБ от 13 октября 2011 года в удовлетворении искового заявления Муллагильдина М.М. к ГУ- Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Стерлитамак РБ о признании решения незаконным и его отмене, признании периодов работы дающими право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости - отказано.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ решение Стерлитамакского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.

Истец Муллагильдин М.М. в судебном заседании исковое заявление поддержал, просил удовлетворить его уточненные требования от ДД.ММ.ГГГГ. Суду показал, что синтетическое моющее средство – это детергент, они производят детергенты, люди болеют. В трудовой книжке написано детергент. Он имеет право на пенсию по Списку .

Представитель истца адвокат Исмагилов Р.Г. в судебном заседании исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ поддержал. Комиссионная экспертиза не проведена. Просит повторно назначить экспертизу.

Представитель ГУ- Управления Пенсионного фонда в г. Стерлитамак по доверенности Киняева О.А. в судебном заседании пояснила, что на ОАО «<данные изъяты> детергенты не производят, а производят синтетические моющие средства. Права на назначение досрочно пенсии у истца нет. Производство синтетических моющих средств списком не предусмотрено. По определению суда была проведена экспертиза.

Представитель ответчика ГУ- Управления Пенсионного фонда в г. Стерлитамак по доверенности Мунасыпова Г.Ф. в судебном заседании пояснила, что досрочно пенсия назначается в соответствии со списками.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с п. 9 Постановления N 25 Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (п. 1 ст. 27 и пп. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Основополагающими законодательными актами, устанавливающими с 01 января 2002 г. условия и нормы пенсионного обеспечения, являются федеральные законы от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:

1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;

2) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

На основании ч.2 данной статьи Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Одновременно из нормы ч. 2 ст. 27 Закона прямо следует, что утверждение Правительством РФ Списка должностей и учреждения не является обязательным.

В судебном заседании установлено, что решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Стерлитамак РБ от ДД.ММ.ГГГГ Муллагильдину М.М. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.2 п.1 статьи 27 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием требуемого стажа на работах с тяжелыми условиями труда (по Списку ) не менее 12 лет 6 месяцев при возрасте 55 лет. Не зачтены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электромонтера по обслуживанию электрооборудования, электромонтера по ремонту оборудования в цехе фасовки производства синтетических моющих средств (детергентов) на предприятии ОАО «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования участка по текущему ремонту и обслуживанию электрооборудования цехов очищенного бикарбоната натрия, производства бариевых солей и белых саж, синтетических моющих средств, в цехе электроснабжения ОАО «<данные изъяты>».

Муллагильдиным М.М. заявлено требование о зачете в стаж работы по Списку период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования, электромонтера по ремонту оборудования в цехе фасовки производства синтетических моющих средств (СМС) в ОАО «<данные изъяты>».

В судебном заседании Муллагильдин М.М. поддержал уточненные исковые требования от ДД.ММ.ГГГГ, просил засчитать период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы по Списку , уточненное исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ просил не рассматривать.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная комиссионная экспертиза условий труда, проведение которой поручено: главному специалисту – государственному эксперту по химической отрасли промышленности Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан ФИО10; представителям ГУ - Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>, тел.: ); главному техническому инспектору труда Федерации профсоюзов Республики Башкортостан ФИО11; техническому инспектору труда Федерации профсоюзов Республики Башкортостан ФИО12.

Вместе с тем, эксперты Министерства труда и социальной защиты населения РБ, ГУ – Отделение пенсионного фонда РФ по РБ, ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в г.Стерлитамак РБ, с одной стороны, и главный технический инспектор труда Федерации профсоюзов РБ ФИО11, технический инспектор труда Федерации профсоюзов РБ ФИО12, с другой стороны, не согласились с выводами друг друга и представили суду отдельные заключения.

Ведущим специалистом- экспертом – ведущим государственным экспертом условий труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан ФИО10, ведущим специалистом –экспертом отдела назначения пенсий с учетом специального стажа ГУ – Отделение пенсионного фонда РФ по РБ ФИО13, главным специалистом-экспертом отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в г.Стерлитамак РБ Мунасыповой Г.Ф., главным специалистом-экспертом отдела назначения и перерасчета пенсий ГУ- Управления Пенсионного фонда РФ в г.Стерлитамак РБ Киняевой О.А. проведена экспертиза условий труда и представлено заключение, согласно которому сделаны выводы: производство синтетических моющих средств Стерлитамакского ОАО «<данные изъяты>» не является производством детергентов, предусмотренным перечнем производств химической продукции, приведенного в пункте <данные изъяты> , утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ .Цех фасовки производства синтетических моющих средств Стерлитамакского ОАО «<данные изъяты>» не является цехом, выполняющим одну из стадий технологического процесса производства детергентов. Рабочее место электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования цеха фасовки производства синтетических моющих средств Стерлитамакского ОАО «<данные изъяты>» не является рабочим местом с особо вредными условиями труда.

Главным техническим инспектором труда Федерации профсоюзов Республики Башкортостан ФИО11 и Техническим инспектором труда Федерации профсоюзов Республики Башкортостан ФИО12 представлено заключение по результатам независимой экспертизы условий труда электромонтера по обслуживанию электрооборудования в цехе фасовки производства синтетических моющих средств (детергентов) ОАО «<данные изъяты>» Муллагильдина М.М., согласно которого сделаны выводы, что термин «детергенты» является синонимом термина «моющие средства» или в более узком смысле «синтетические моющие средства». Соответственно, термин «производство детергентов» соответствует термину «производство синтетических моющих средств», следовательно производство синтетических моющих средств на Стерлитамакском ОАО «<данные изъяты>» является производством детергентов, предусмотренного перечнем производств химической продукции, приведенного в пункте <данные изъяты> производство» Списка , утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ ; на основании вышеизложенного цех фасовки производства СМС Стерлитамакского ОАО «<данные изъяты>» относится к цеху, выполняющему одну из стадий технологического процесса производства детергентов; на основании вышеизложенного, учитывая постоянное воздействие вредных факторов (шум), а так же вредных веществ 2-го и 3-го классов опасности на рабочих (электромонтеры), занятых на обслуживании электрооборудования в течение всего рабочего дня приходим к заключению, что условия труда Муллагильдина М.М. электромонтера по обслуживанию электрооборудования цеха фасовки производства синтетических моющих средств (детергентов) относятся к классу условий труда 3.1 как рабочее место с вредными условиями труда (карта аттестации 6 рабочего места по условиям труда а, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования -

Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается по общим правилам оценки доказательств, то есть объективно, всесторонне, с учетом всех доказательств по делу в их совокупности.

На основании ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта должно содержать подробное описание произведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные вопросы.

Оценивая представленные заключения, суд считает, что в основу решения суда должно быть положено заключение по результатам экспертизы условий труда, представленное экспертами Министерства труда и социальной защиты населения РБ, ГУ – Отделение пенсионного фонда РФ по РБ, ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в г.Стерлитамак РБ, поскольку содержание ответов на поставленные вопросы подробно мотивировано. Эксперты об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УПК РФ предупреждены. Данная экспертиза проведена в соответствии со ст.216.1 ГК РФ и Положением о проведении государственной экспертизы условий труда в РФ, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ), согласно которому экспертное заключение подписывается лицом (лицами), проводившим экспертизу, и руководителем. Суд признает указанное заключение полным, обоснованным, достаточно ясным, тогда как оснований для вывода об обратном, то есть о необоснованности и наличии сомнений в правильности указанного заключения у суда не имеется.

Проведя обследование условий труда и исследовав государственные требования в области охраны труда и промышленной безопасности, главный технический инспектор труда Федерации профсоюзов РБ ФИО11 и технический инспектор труда Федерации профсоюзов РБ ФИО12 пришли к заключению, что производство синтетических моющих средств на Стерлитамакском ОАО «<данные изъяты>» является производством детергентов, предусмотренного перечнем производств химической продукции, приведенного в пункте <данные изъяты>» Списка , утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ , исходя из того, что термин «детергенты» является синонимом термина «моющие средства» или в более узком смысле «синтетические моющие средства». На основании данного обстоятельства пришли к выводу, что цех фасовки производства СМС Стерлитамакского ОАО «<данные изъяты>» относится к цеху, выполняющему одну из стадий технологического процесса производства детергентов.

Между тем, при ответе на вопросы: «является ли производство синтетических моющих средств Стерлитамакского ОАО «<данные изъяты>» производством детергентов, предусмотренным перечнем производств химической продукции, приведенного в п.1 подраздела подразделов «А» разделов VIII и X «<данные изъяты>» Списков и », и «является ли цех фасовки производства синтетических моющих средств Стерлитамакского ОАО «<данные изъяты> цехом, выполняющим одну из стадий технологического процесса производства детергентов», эксперты Министерства труда и социальной защиты населения РБ, ГУ – Отделение пенсионного фонда РФ по РБ, ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в г.Стерлитамак РБ исходили из следующего.

В соответствии с пунктом 25 Разъяснения от ДД.ММ.ГГГГ , утвержденного Постановлением Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ , при рассмотрении вопроса о том, относится ли конкретная продукция к той химической продукции, которая определена п.1 подразделов «А» разделов <данные изъяты> и X «<данные изъяты>» Списков и , руководствуются Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с ОК 005-93 подгруппа продукции «средства синтетические моющие» (код <данные изъяты>) входит в группу «средства моющие» (код <данные изъяты>) подкласса «товары бытовой химии» (код <данные изъяты>) класса «материалы лакокрасочные, полупродукты, кино-, фото- и магнитные материалы и товары бытовой химии» (код <данные изъяты>).

Таким образом, «синтетические моющие средства» являются самостоятельным видом продукции, которая пунктами 1 подразделов «А» разделов <данные изъяты> и X Списков не предусмотрена. На порошкообразные синтетические моющие средства (порошки), предназначенные для стирки изделий из различных тканей, распространяется ГОСТ 25644-96 «Средства моющие синтетические порошкообразные. Общие технические требования» (далее - ГОСТ 25644-96).

Согласно п. 3.2 ГОСТ 25644-96 порошки представляют собой смесь поверхностно-активных веществ, органических и неорганических компонентов.

Поверхностно-активные вещества (ПАВ), детергенты - вещества, снижающие поверхностное натяжение («<данные изъяты>», ФИО14, <данные изъяты>

ПАВ (детергенты) являются составной частью и активным началом синтетических моющих средств, придающим СМС моющую способность. Некоторые детергенты обладают бактерицидными свойствами и входят в состав дезинфицирующих средств.

Перечень продукции, относящийся к поверхностно-активным веществам, предусмотрен в подклассом «вещества поверхностно-активные, текстильно-вспомогательные и препараты отделочные» (код <данные изъяты>) класса «продукция органического синтеза, синтетические красители и нефте-коксо-лесо- химическая продукция» (код

Согласно «Описанию технологического процесса и схемы (выписка из постоянного технологического регламента № СТ 26-04 «Производство порошкообразных синтетических моющих средств - СМС») в ОАО «<данные изъяты>» (листы № тома 1 гражданского дела ) и «Общей характеристике производства СМС в ОАО «Сода» (лист тома 1 гражданского дела ) метод производства СМС основан на дозировке исходных сухих и жидких компонентов, в том числе готовых ПАВ (детергентов), их смешивании, приготовлении композиции в сушильной бане, введении нетермостабильных добавок, расфасовке продукта в мелкую и крупную тару.

То есть, работники, занятые в производстве СМС ОАО «<данные изъяты>», выполняют работы по приему, хранению и подготовке жидкого и сыпучего сырья, в том числе готовых ПАВ (детергентов), смешению в соответствующем оборудовании готовых ПАВ (детергентов) с различными добавками по заданной рецептуре, сушке, расфасовке и упаковке СМС.

Пунктом <данные изъяты> предусмотрено только производство детергентов.

Производство СМС, в котором работники заняты смешением готовых ПАВ (детергентов) с другими компонентами с последующей расфасовкой и упаковкой, прямо предусмотрено пунктом 2 подраздела «А» раздела X Списка («...на размоле, сушке, смешении, растворении, подготовке, расфасовке, разливке, затаривании, погрузке, разгрузке насыпью, упакованных в бумажные (полиэтиленовые) мешки химпродуктов, перечисленных в Списке ;...»).

Так как в производство СМС поступают уже готовые ПАВ (детергенты), то цех фасовки производства синтетических моющих средств ОАО «<данные изъяты>» не является цехом, выполняющим одну из стадий технологического процесса производства детергентов.

Суд соглашается с данным выводом экспертов, поскольку согласно Постоянному технологическому регламенту производства порошкообразных синтетических моющих средств Ст. 26-2004, утвержденному генеральным директором ОАО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, полное наименование производства – Производство порошкообразных синтетических моющих средств. Производимая продукция - средства моющие синтетические порошкообразные – представляет собой смесь поверхностно-активных веществ и активных добавок органического и неорганического происхождения. Технологический процесс производство порошкообразных синтетических моющих средств основан на приеме, хранении и подготовке жидкого и сыпучего сырья, приготовлении химраствора, приготовлении композиции, сушки композиции, введении в порошок нетермостабильных добавок, очистка отходящих газов, расфасовка и упаковка готовой продукции.

Отвечая на вопрос «является ли рабочим местом с особо вредными условиями труда рабочее место электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования цеха фасовки производства синтетических моющих средств Стерлитамакского ОАО «<данные изъяты>

главный технический инспектор труда Федерации профсоюзов РБ ФИО11, технический инспектор труда Федерации профсоюзов РБ ФИО12 указали, что, учитывая постоянное воздействие вредных факторов (шум), а так же вредных веществ 2-го и 3-го классов опасности на рабочих (электромонтеры), занятых на обслуживании электрооборудования в течение всего рабочего дня приходим к заключению, что условия труда Муллагильдина М.М. электромонтера по обслуживанию электрооборудования цеха фасовки производства синтетических моющих средств (детергентов) относятся к классу условий труда 3.1 как рабочее место с вредными условиями труда (карта аттестации 6 рабочего места по условиям труда а, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования - код ). Между тем, на основании чего они пришли к такому выводу не указано.

Эксперты Министерства труда и социальной защиты населения РБ, ГУ – Отделение пенсионного фонда РФ по РБ, ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в г.Стерлитамак РБ ответ на данный вопрос мотивировали следующим образом.

Согласно ст. 209 ТК РФ, условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Пунктом 2 Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда» определено: установить, что доплаты за условия производятся на рабочих местах, на которых выполняются работы, предусмотренные отраслевым перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, в процентах к тарифной ставке (окладу) в следующих размерах: на работах с тяжелыми и вредными условиями труда - <данные изъяты> процентов; на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда - 16, 20, 24 процента.

Конкретные размеры доплат определяются на основе аттестации рабочих мест и оценки условий труда на них в соответствии с Типовым положением, утвержденным настоящим Постановлением.

Для оценки условий труда на основе аттестации рабочих мест Приложением 2 к Типовому положению была определена «Гигиеническая классификация труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса), утвержденная Минздравом СССР ДД.ММ.ГГГГ .

Гигиеническая классификация утратила силу в ДД.ММ.ГГГГ с момента опубликования ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ-94 «Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса».

С ДД.ММ.ГГГГ взамен ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ-94 введено ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ-99 «Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса».

С ДД.ММ.ГГГГ оценка условий труда осуществляется в соответствии с требованиями ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (далее — ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, в течение оспариваемого периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовали ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ этих Руководствах не дается определение термину «особо вредные условия труда».

При этом, в соответствии с п. 3 ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ, п. 4.1 ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ, п. 4.2. ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ-05 вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство.

Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

В мае 2009 года, то есть в период времени, входящий в оспариваемый период работы Муллагильдина М.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, проведена аттестация рабочего места электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования (СМС фасовка) ОАО «<данные изъяты>» в соответствии с «Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ .

По результатам АРМ оформлена Карта аттестации (листы № тома 1 гражданского дела ), согласно которой условия труда по степени вредности и (или) опасности производственной среды и трудового процесса на рабочем месте электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования (СМС фасовка) ОАО «<данные изъяты>» относятся к классу 2 (допустимый).

Термин «особо вредные условия труда» предусмотрен «Списком производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях», утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ .

Работы, выполняемые ремонтным персоналом (в том числе электромонтерами по ремонту и обслуживанию электрооборудования) производства СМС, не предусмотрены ни Списком , ни Списком , утвержденными указанным постановлением.

Согласно пункту 1 Указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ -У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет»: при назначении работникам льготных пенсий нет необходимости требовать от руководителей предприятий, организаций и учреждений данных о результатах аттестации рабочих мест, заключений органов государственной экспертизы, санитарно-эпидемиологических станций и других органов о фактических условиях труда на их рабочих местах. Однако, если в Списках для некоторых категорий рабочих, руководителей и специалистов указываются показатели (условия), при которых им предоставляются пенсионные льготы: классы опасности получаемых или применяемых вредных веществ, занятость на горячих участках работ, на добыче полезных ископаемых в карьерах и разрезах глубиной 150 м и ниже и т.п., то такие сведения должны быть подтверждены уточняющей справкой со ссылкой на документы».

В подразделе «А» раздела <данные изъяты> «<данные изъяты>» Списка , утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ такие показатели (условия) не указаны.

Таким образом, для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в данном случае не учитываются фактические условия труда на рабочем месте Муллагильдина М.М. в оспариваемый период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Анализируя вышеприведенные доводы, суд приходит к выводу, что Муллагильдин М.М. в оспариваемый период не работал на производстве детергентов, поэтому правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку не пользуется.

Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 91 г. N 10 утверждены наименование профессий, должностей и производств, при выполнении которых назначается досрочная пенсия по п. 1 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ.

В соответствии с действующим законодательством, работникам предприятий химической отрасли промышленности трудовая пенсия по старости назначается досрочно по перечню производств и отдельных работ, предусмотренных в подразделе "<адрес>

Разделом VIII «Химическое производство» Подразделом «А» п.1, позиции Списка предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение работникам, занятым полный рабочий день в производствах детергентов, а по Списку раздела Х «Химическое производство» подраздела <данные изъяты> п. 2 позиции предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение работникам, занятым полный рабочий день в производствах на размоле, сушке, смешении, растворении, подготовке, расфасовке, разливке, затаривании, погрузке, разгрузке насыпью, упакованных в бумажные (полиэтиленовые) мешки химпродуктов, перечисленных в Списке .

Производство синтетических моющих средств разделом «Химическое производство» Списка и Списка не показано.

В письме Исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», также разъяснено, что право на досрочное пенсионное обеспечение по подразделу «А» раздела VIII Списка предоставляется работникам, занятым непосредственно в технологическом процессе производства детергентов, к которым относятся поверхностно-активные вещества. Производство синтетических моющих средств не предусмотрено разделами «Химическое производство» Списков и .

При данных обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Муллагильдина М.М. о признании незаконным и отмене решения ответчика, признании периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в цехе фасовки производства синтетических моющих средств (детергентов) в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования, электромонтером по ремонту электрооборудования ОАО «Сода», дающим право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании Списка Постановления Кабинета Министров ССССР ри ДД.ММ.ГГГГ Муллагильдину М.М. с ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

    Руководствуясь ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    В удовлетворении искового заявления Муллагильдина М.М. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Стерлитамак о признании решения незаконным и его отмене, признании периодов работы дающими право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан.

Судья: Зиннатуллина Г.Р.