Дело № 2 – 1090/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2012 года г.Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зиннатуллиной Г.Р.,
при секретаре Дюстер И.А.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании гражданское дело по иску Муллагильдина М.М. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Стерлитамак РБ о признании решения незаконным и его отмене, признании периодов работы дающими право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Муллагильдин М.М. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Стерлитамак РБ, в котором просит признать незаконным и отменить решение об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Пенсионного фонда г. Стерлитамак РБ, признать период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в цехе фасовки производства синтетических моющих средств (детергентов) в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования, электромонтером по ремонту электрооборудования ОАО «<данные изъяты> дающим право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании Списка № Постановления Кабинета Министров ССССР № от ДД.ММ.ГГГГ Муллагильдину М.М., мотивируя тем, что решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ, № ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с отсутствием требуемого стажа на работах с тяжелыми условиями труда не менее <данные изъяты> 6 месяцев при возрасте 55 лет. Фактически период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 14 лет 3 месяцев 4 дней в цехе фасовка производства синтетических моющих средств (детергентов) в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования, электромонтером по ремонту электрооборудования ОАО «<данные изъяты>» на основании Постановления Кабинета Министров ССССР № от ДД.ММ.ГГГГ должно учитываться по списку № п\р А №
Муллагильдин М.М. обратился в суд с уточненным иском от ДД.ММ.ГГГГ к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Стерлитамак РБ, в котором просит признать незаконным и отменить решение ответчика, признать период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в цехе фасовки производства синтетических моющих средств (детергентов) в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования, электромонтером по ремонту электрооборудования ОАО «<данные изъяты>», дающим право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании Списка № Постановления Кабинета Министров ССССР № ДД.ММ.ГГГГ Муллагильдину М.М. с ДД.ММ.ГГГГ.
Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ Муллагильдиным М.М. представлено уточненное исковое заявление, в котором он просил признать период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в цехе фасовки производства синтетических моющих средств (детергентов) в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования, электромонтером по ремонту электрооборудования ОАО «<данные изъяты>», дающим право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании Списка № Постановления Кабинета Министров ССССР № ДД.ММ.ГГГГ Муллагильдину М.М. с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Стерлитамакского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворении искового заявления Муллагильдина М.М. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Стерлитамак РБ о признании решения незаконным и его отмене, признании периодов работы дающими право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости - отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ решение Стерлитамакского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение.
Решением Стерлитамакского городского суда РБ от 13 октября 2011 года в удовлетворении искового заявления Муллагильдина М.М. к ГУ- Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Стерлитамак РБ о признании решения незаконным и его отмене, признании периодов работы дающими право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости - отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ решение Стерлитамакского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
Истец Муллагильдин М.М. в судебном заседании исковое заявление поддержал, просил удовлетворить его уточненные требования от ДД.ММ.ГГГГ. Суду показал, что синтетическое моющее средство – это детергент, они производят детергенты, люди болеют. В трудовой книжке написано детергент. Он имеет право на пенсию по Списку №.
Представитель истца адвокат Исмагилов Р.Г. в судебном заседании исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ поддержал. Комиссионная экспертиза не проведена. Просит повторно назначить экспертизу.
Представитель ГУ- Управления Пенсионного фонда в г. Стерлитамак по доверенности Киняева О.А. в судебном заседании пояснила, что на ОАО «<данные изъяты> детергенты не производят, а производят синтетические моющие средства. Права на назначение досрочно пенсии у истца нет. Производство синтетических моющих средств списком не предусмотрено. По определению суда была проведена экспертиза.
Представитель ответчика ГУ- Управления Пенсионного фонда в г. Стерлитамак по доверенности Мунасыпова Г.Ф. в судебном заседании пояснила, что досрочно пенсия назначается в соответствии со списками.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с п. 9 Постановления N 25 Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (п. 1 ст. 27 и пп. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Основополагающими законодательными актами, устанавливающими с 01 января 2002 г. условия и нормы пенсионного обеспечения, являются федеральные законы от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:
1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;
2) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
На основании ч.2 данной статьи Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Одновременно из нормы ч. 2 ст. 27 Закона прямо следует, что утверждение Правительством РФ Списка должностей и учреждения не является обязательным.
В судебном заседании установлено, что решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Стерлитамак РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Муллагильдину М.М. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.2 п.1 статьи 27 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с отсутствием требуемого стажа на работах с тяжелыми условиями труда (по Списку №) не менее 12 лет 6 месяцев при возрасте 55 лет. Не зачтены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электромонтера по обслуживанию электрооборудования, электромонтера по ремонту оборудования в цехе фасовки производства синтетических моющих средств (детергентов) на предприятии ОАО «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования участка по текущему ремонту и обслуживанию электрооборудования цехов очищенного бикарбоната натрия, производства бариевых солей и белых саж, синтетических моющих средств, в цехе электроснабжения ОАО «<данные изъяты>».
Муллагильдиным М.М. заявлено требование о зачете в стаж работы по Списку № период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования, электромонтера по ремонту оборудования в цехе фасовки производства синтетических моющих средств (СМС) в ОАО «<данные изъяты>».
В судебном заседании Муллагильдин М.М. поддержал уточненные исковые требования от ДД.ММ.ГГГГ, просил засчитать период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы по Списку №, уточненное исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ просил не рассматривать.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная комиссионная экспертиза условий труда, проведение которой поручено: главному специалисту – государственному эксперту по химической отрасли промышленности Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан ФИО10; представителям ГУ - Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>, тел.: №); главному техническому инспектору труда Федерации профсоюзов Республики Башкортостан ФИО11; техническому инспектору труда Федерации профсоюзов Республики Башкортостан ФИО12.
Вместе с тем, эксперты Министерства труда и социальной защиты населения РБ, ГУ – Отделение пенсионного фонда РФ по РБ, ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в г.Стерлитамак РБ, с одной стороны, и главный технический инспектор труда Федерации профсоюзов РБ ФИО11, технический инспектор труда Федерации профсоюзов РБ ФИО12, с другой стороны, не согласились с выводами друг друга и представили суду отдельные заключения.
Ведущим специалистом- экспертом – ведущим государственным экспертом условий труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан ФИО10, ведущим специалистом –экспертом отдела назначения пенсий с учетом специального стажа ГУ – Отделение пенсионного фонда РФ по РБ ФИО13, главным специалистом-экспертом отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в г.Стерлитамак РБ Мунасыповой Г.Ф., главным специалистом-экспертом отдела назначения и перерасчета пенсий ГУ- Управления Пенсионного фонда РФ в г.Стерлитамак РБ Киняевой О.А. проведена экспертиза условий труда и представлено заключение, согласно которому сделаны выводы: производство синтетических моющих средств Стерлитамакского ОАО «<данные изъяты>» не является производством детергентов, предусмотренным перечнем производств химической продукции, приведенного в пункте <данные изъяты> №, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №.Цех фасовки производства синтетических моющих средств Стерлитамакского ОАО «<данные изъяты>» не является цехом, выполняющим одну из стадий технологического процесса производства детергентов. Рабочее место электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования цеха фасовки производства синтетических моющих средств Стерлитамакского ОАО «<данные изъяты>» не является рабочим местом с особо вредными условиями труда.
Главным техническим инспектором труда Федерации профсоюзов Республики Башкортостан ФИО11 и Техническим инспектором труда Федерации профсоюзов Республики Башкортостан ФИО12 представлено заключение по результатам независимой экспертизы условий труда электромонтера по обслуживанию электрооборудования в цехе фасовки производства синтетических моющих средств (детергентов) ОАО «<данные изъяты>» Муллагильдина М.М., согласно которого сделаны выводы, что термин «детергенты» является синонимом термина «моющие средства» или в более узком смысле «синтетические моющие средства». Соответственно, термин «производство детергентов» соответствует термину «производство синтетических моющих средств», следовательно производство синтетических моющих средств на Стерлитамакском ОАО «<данные изъяты>» является производством детергентов, предусмотренного перечнем производств химической продукции, приведенного в пункте <данные изъяты> производство» Списка №, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №; на основании вышеизложенного цех фасовки производства СМС Стерлитамакского ОАО «<данные изъяты>» относится к цеху, выполняющему одну из стадий технологического процесса производства детергентов; на основании вышеизложенного, учитывая постоянное воздействие вредных факторов (шум), а так же вредных веществ 2-го и 3-го классов опасности на рабочих (электромонтеры), занятых на обслуживании электрооборудования в течение всего рабочего дня приходим к заключению, что условия труда Муллагильдина М.М. электромонтера по обслуживанию электрооборудования цеха фасовки производства синтетических моющих средств (детергентов) относятся к классу условий труда 3.1 как рабочее место с вредными условиями труда (карта аттестации 6 рабочего места по условиям труда №а, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования - №
Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается по общим правилам оценки доказательств, то есть объективно, всесторонне, с учетом всех доказательств по делу в их совокупности.
На основании ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта должно содержать подробное описание произведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные вопросы.
Оценивая представленные заключения, суд считает, что в основу решения суда должно быть положено заключение по результатам экспертизы условий труда, представленное экспертами Министерства труда и социальной защиты населения РБ, ГУ – Отделение пенсионного фонда РФ по РБ, ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в г.Стерлитамак РБ, поскольку содержание ответов на поставленные вопросы подробно мотивировано. Эксперты об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УПК РФ предупреждены. Данная экспертиза проведена в соответствии со ст.216.1 ГК РФ и Положением о проведении государственной экспертизы условий труда в РФ, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), согласно которому экспертное заключение подписывается лицом (лицами), проводившим экспертизу, и руководителем. Суд признает указанное заключение полным, обоснованным, достаточно ясным, тогда как оснований для вывода об обратном, то есть о необоснованности и наличии сомнений в правильности указанного заключения у суда не имеется.
Проведя обследование условий труда и исследовав государственные требования в области охраны труда и промышленной безопасности, главный технический инспектор труда Федерации профсоюзов РБ ФИО11 и технический инспектор труда Федерации профсоюзов РБ ФИО12 пришли к заключению, что производство синтетических моющих средств на Стерлитамакском ОАО «<данные изъяты>» является производством детергентов, предусмотренного перечнем производств химической продукции, приведенного в пункте <данные изъяты>» Списка №, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, исходя из того, что термин «детергенты» является синонимом термина «моющие средства» или в более узком смысле «синтетические моющие средства». На основании данного обстоятельства пришли к выводу, что цех фасовки производства СМС Стерлитамакского ОАО «<данные изъяты>» относится к цеху, выполняющему одну из стадий технологического процесса производства детергентов.
Между тем, при ответе на вопросы: «является ли производство синтетических моющих средств Стерлитамакского ОАО «<данные изъяты>» производством детергентов, предусмотренным перечнем производств химической продукции, приведенного в п.1 подраздела подразделов «А» разделов VIII и X «<данные изъяты>» Списков № и №», и «является ли цех фасовки производства синтетических моющих средств Стерлитамакского ОАО «<данные изъяты> цехом, выполняющим одну из стадий технологического процесса производства детергентов», эксперты Министерства труда и социальной защиты населения РБ, ГУ – Отделение пенсионного фонда РФ по РБ, ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в г.Стерлитамак РБ исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 25 Разъяснения от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержденного Постановлением Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №, при рассмотрении вопроса о том, относится ли конкретная продукция к той химической продукции, которая определена п.1 подразделов «А» разделов <данные изъяты> и X «<данные изъяты>» Списков № и №, руководствуются Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с ОК 005-93 подгруппа продукции «средства синтетические моющие» (код <данные изъяты>) входит в группу «средства моющие» (код <данные изъяты>) подкласса «товары бытовой химии» (код <данные изъяты>) класса «материалы лакокрасочные, полупродукты, кино-, фото- и магнитные материалы и товары бытовой химии» (код <данные изъяты>).
Таким образом, «синтетические моющие средства» являются самостоятельным видом продукции, которая пунктами 1 подразделов «А» разделов <данные изъяты> и X Списков № № не предусмотрена. На порошкообразные синтетические моющие средства (порошки), предназначенные для стирки изделий из различных тканей, распространяется ГОСТ 25644-96 «Средства моющие синтетические порошкообразные. Общие технические требования» (далее - ГОСТ 25644-96).
Согласно п. 3.2 ГОСТ 25644-96 порошки представляют собой смесь поверхностно-активных веществ, органических и неорганических компонентов.
Поверхностно-активные вещества (ПАВ), детергенты - вещества, снижающие поверхностное натяжение («<данные изъяты>», ФИО14, <данные изъяты>
ПАВ (детергенты) являются составной частью и активным началом синтетических моющих средств, придающим СМС моющую способность. Некоторые детергенты обладают бактерицидными свойствами и входят в состав дезинфицирующих средств.
Перечень продукции, относящийся к поверхностно-активным веществам, предусмотрен в № подклассом «вещества поверхностно-активные, текстильно-вспомогательные и препараты отделочные» (код <данные изъяты>) класса «продукция органического синтеза, синтетические красители и нефте-коксо-лесо- химическая продукция» (код №
Согласно «Описанию технологического процесса и схемы (выписка из постоянного технологического регламента № СТ 26-04 «Производство порошкообразных синтетических моющих средств - СМС») в ОАО «<данные изъяты>» (листы №№ тома 1 гражданского дела №) и «Общей характеристике производства СМС в ОАО «Сода» (лист № тома 1 гражданского дела №) метод производства СМС основан на дозировке исходных сухих и жидких компонентов, в том числе готовых ПАВ (детергентов), их смешивании, приготовлении композиции в сушильной бане, введении нетермостабильных добавок, расфасовке продукта в мелкую и крупную тару.
То есть, работники, занятые в производстве СМС ОАО «<данные изъяты>», выполняют работы по приему, хранению и подготовке жидкого и сыпучего сырья, в том числе готовых ПАВ (детергентов), смешению в соответствующем оборудовании готовых ПАВ (детергентов) с различными добавками по заданной рецептуре, сушке, расфасовке и упаковке СМС.
Пунктом <данные изъяты> предусмотрено только производство детергентов.
Производство СМС, в котором работники заняты смешением готовых ПАВ (детергентов) с другими компонентами с последующей расфасовкой и упаковкой, прямо предусмотрено пунктом 2 подраздела «А» раздела X Списка № («...на размоле, сушке, смешении, растворении, подготовке, расфасовке, разливке, затаривании, погрузке, разгрузке насыпью, упакованных в бумажные (полиэтиленовые) мешки химпродуктов, перечисленных в Списке №;...»).
Так как в производство СМС поступают уже готовые ПАВ (детергенты), то цех фасовки производства синтетических моющих средств ОАО «<данные изъяты>» не является цехом, выполняющим одну из стадий технологического процесса производства детергентов.
Суд соглашается с данным выводом экспертов, поскольку согласно Постоянному технологическому регламенту производства порошкообразных синтетических моющих средств Ст. 26-2004, утвержденному генеральным директором ОАО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, полное наименование производства – Производство порошкообразных синтетических моющих средств. Производимая продукция - средства моющие синтетические порошкообразные – представляет собой смесь поверхностно-активных веществ и активных добавок органического и неорганического происхождения. Технологический процесс производство порошкообразных синтетических моющих средств основан на приеме, хранении и подготовке жидкого и сыпучего сырья, приготовлении химраствора, приготовлении композиции, сушки композиции, введении в порошок нетермостабильных добавок, очистка отходящих газов, расфасовка и упаковка готовой продукции.
Отвечая на вопрос «является ли рабочим местом с особо вредными условиями труда рабочее место электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования цеха фасовки производства синтетических моющих средств Стерлитамакского ОАО «<данные изъяты>
главный технический инспектор труда Федерации профсоюзов РБ ФИО11, технический инспектор труда Федерации профсоюзов РБ ФИО12 указали, что, учитывая постоянное воздействие вредных факторов (шум), а так же вредных веществ 2-го и 3-го классов опасности на рабочих (электромонтеры), занятых на обслуживании электрооборудования в течение всего рабочего дня приходим к заключению, что условия труда Муллагильдина М.М. электромонтера по обслуживанию электрооборудования цеха фасовки производства синтетических моющих средств (детергентов) относятся к классу условий труда 3.1 как рабочее место с вредными условиями труда (карта аттестации 6 рабочего места по условиям труда №а, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования - код №). Между тем, на основании чего они пришли к такому выводу не указано.
Эксперты Министерства труда и социальной защиты населения РБ, ГУ – Отделение пенсионного фонда РФ по РБ, ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в г.Стерлитамак РБ ответ на данный вопрос мотивировали следующим образом.
Согласно ст. 209 ТК РФ, условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Пунктом 2 Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда» определено: установить, что доплаты за условия производятся на рабочих местах, на которых выполняются работы, предусмотренные отраслевым перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, в процентах к тарифной ставке (окладу) в следующих размерах: на работах с тяжелыми и вредными условиями труда - <данные изъяты> процентов; на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда - 16, 20, 24 процента.
Конкретные размеры доплат определяются на основе аттестации рабочих мест и оценки условий труда на них в соответствии с Типовым положением, утвержденным настоящим Постановлением.
Для оценки условий труда на основе аттестации рабочих мест Приложением 2 к Типовому положению была определена «Гигиеническая классификация труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса), утвержденная Минздравом СССР ДД.ММ.ГГГГ №.
Гигиеническая классификация утратила силу в ДД.ММ.ГГГГ с момента опубликования ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ-94 «Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса».
С ДД.ММ.ГГГГ взамен ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ-94 введено ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ-99 «Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса».
С ДД.ММ.ГГГГ оценка условий труда осуществляется в соответствии с требованиями ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (далее — ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, в течение оспариваемого периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовали ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ этих Руководствах не дается определение термину «особо вредные условия труда».
При этом, в соответствии с п. 3 ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ, п. 4.1 ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ, п. 4.2. ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ-05 вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство.
Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.
В мае 2009 года, то есть в период времени, входящий в оспариваемый период работы Муллагильдина М.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, проведена аттестация рабочего места электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования (СМС фасовка) ОАО «<данные изъяты>» в соответствии с «Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №.
По результатам АРМ оформлена Карта аттестации № (листы №№ тома 1 гражданского дела №), согласно которой условия труда по степени вредности и (или) опасности производственной среды и трудового процесса на рабочем месте электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования (СМС фасовка) ОАО «<данные изъяты>» относятся к классу 2 (допустимый).
Термин «особо вредные условия труда» предусмотрен «Списком № производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях», утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №.
Работы, выполняемые ремонтным персоналом (в том числе электромонтерами по ремонту и обслуживанию электрооборудования) производства СМС, не предусмотрены ни Списком №, ни Списком №, утвержденными указанным постановлением.
Согласно пункту 1 Указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет»: при назначении работникам льготных пенсий нет необходимости требовать от руководителей предприятий, организаций и учреждений данных о результатах аттестации рабочих мест, заключений органов государственной экспертизы, санитарно-эпидемиологических станций и других органов о фактических условиях труда на их рабочих местах. Однако, если в Списках для некоторых категорий рабочих, руководителей и специалистов указываются показатели (условия), при которых им предоставляются пенсионные льготы: классы опасности получаемых или применяемых вредных веществ, занятость на горячих участках работ, на добыче полезных ископаемых в карьерах и разрезах глубиной 150 м и ниже и т.п., то такие сведения должны быть подтверждены уточняющей справкой со ссылкой на документы».
В подразделе «А» раздела <данные изъяты> «<данные изъяты>» Списка №, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № такие показатели (условия) не указаны.
Таким образом, для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в данном случае не учитываются фактические условия труда на рабочем месте Муллагильдина М.М. в оспариваемый период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Анализируя вышеприведенные доводы, суд приходит к выводу, что Муллагильдин М.М. в оспариваемый период не работал на производстве детергентов, поэтому правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку № не пользуется.
Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 91 г. N 10 утверждены наименование профессий, должностей и производств, при выполнении которых назначается досрочная пенсия по п. 1 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ.
В соответствии с действующим законодательством, работникам предприятий химической отрасли промышленности трудовая пенсия по старости назначается досрочно по перечню производств и отдельных работ, предусмотренных в подразделе "<адрес>
Разделом VIII «Химическое производство» Подразделом «А» п.1, позиции № Списка № предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение работникам, занятым полный рабочий день в производствах детергентов, а по Списку № раздела Х «Химическое производство» подраздела <данные изъяты> п. 2 позиции № предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение работникам, занятым полный рабочий день в производствах на размоле, сушке, смешении, растворении, подготовке, расфасовке, разливке, затаривании, погрузке, разгрузке насыпью, упакованных в бумажные (полиэтиленовые) мешки химпродуктов, перечисленных в Списке №.
Производство синтетических моющих средств разделом «Химическое производство» Списка № и Списка № не показано.
В письме Исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», также разъяснено, что право на досрочное пенсионное обеспечение по подразделу «А» раздела VIII Списка № предоставляется работникам, занятым непосредственно в технологическом процессе производства детергентов, к которым относятся поверхностно-активные вещества. Производство синтетических моющих средств не предусмотрено разделами «Химическое производство» Списков № и №.
При данных обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Муллагильдина М.М. о признании незаконным и отмене решения ответчика, признании периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в цехе фасовки производства синтетических моющих средств (детергентов) в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования, электромонтером по ремонту электрооборудования ОАО «Сода», дающим право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании Списка № Постановления Кабинета Министров ССССР № ри ДД.ММ.ГГГГ Муллагильдину М.М. с ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
Руководствуясь ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Муллагильдина М.М. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Стерлитамак о признании решения незаконным и его отмене, признании периодов работы дающими право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан.
Судья: Зиннатуллина Г.Р.