Дело № 2 – 4183/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2012 года г. Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Салиховой Э.М.,
при секретаре Сафиной Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Халиковой Л.Р. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Стерлитамакском районе РБ о включении периодов работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии,
установил:
Истец обратилась в суд с иском и просит признать решение ГУ- Управления Пенсионного фонда РФ по РБ в Стерлитамакском районе об отказе в назначении досрочной пенсии по старости незаконным, обязать ответчика включить в стаж для назначения досрочной пенсии по старости период учебы в Стерлитамакском государственном педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя тем, что истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, решением УПФ от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано по причине отсутствия у нее 25-летнего педагогического стажа.
Истец Халикова Л.Р. на судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель истца по доверенности Шиканова А.А. в судебном заседании иск поддержала, просит удовлетворить по основаниям указанным в исковом заявлении.
Представитель ГУ-УПФ РФ в г. Стерлитамак по доверенности Королева Т.В. в судебном заседании иск не признала, просит отказать.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39 ч.1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (ст.4 Гражданского Кодекса РФ).
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсия в РФ» устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии, предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданином до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 Закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Решением ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Стерлитамакском районе РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Халиковой Л.Р. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ по причине отсутствия требуемого <данные изъяты> стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. Стаж педагогической деятельности по представленным для назначения пенсии документам на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>. В педагогический стаж не зачтены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учеба в Стерлитамакском государственном педагогическом институте, отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Халикова (Каримова) Л.Р. обучалась на дневном отделении Стерлитамакского государственного педагогического института в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года).
Принимая решение, комиссия УПФ об отказе во включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды учебы Халиковой Л.Р. исходила из того, что Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № не предусмотрено включение в стаж работы оспариваемых истицей периодов. Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность засчитывались в стаж работы по специальности. Из трудовой книжки истицы судом установлено, что до поступления в институт Халикова Л.Р. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) работала старшей пионервожатой в средней школе №, а по окончании ВУЗа - с ДД.ММ.ГГГГ зачислена в Алатанинскую среднюю школу учителем начальных классов./л.д.28-31/, указанные периоды ответчиком включены в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости истца, поэтому период обучения должен засчитываться в специальный трудовой стаж. Согласно архивной справки выданной СГПА, Каримова (Халикова) Л.Р. обучалась в Стерлитамакском государственном педагогическом институте на факультете начальных классов по специальности « педагогика и методика начального обучения» очного отделения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п. 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, п. 3 приложения N 6 к Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от ДД.ММ.ГГГГ № был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Поскольку истица Халикова Л.Р. осуществляя в период с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время педагогическую деятельность в учреждениях, которые являются образовательными, в период с 1987 -1991г.г. обучалась на очном отделении в педагогическом институте, т.е. в период действия указанных норм права, а потому с учетом положений ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды указанный период учебы в Башкирском государственном педагогическом институте истцы подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
В силу статей 7, 19, 38, 39 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Таким образом, суд считает, что исключение из специального трудового стажа периода отпуска по уходу за ребенком является дискриминацией пенсионных прав женщин, нарушает Конституцию РФ и статью 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в силу, которой, пользование правами и свободами, признанными в конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола. Так, до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с ДД.ММ.ГГГГ повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком была увеличена до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачёту в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утверждённые Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста <данные изъяты> лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Таким образом, исходя из приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до ДД.ММ.ГГГГ Этот вывод в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".
Судом установлено, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске оп уходу за ребенком до 1,5 лет. Решением ГУ УПФ РФ г. Стерлитамак истице Халиковой Л.Р. отказано во включении в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком после ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем суд находит данный отказ необоснованным и нарушающим конституционный принцип равенства граждан перед законом, в связи с чем период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный трудовой стаж Халиковой Л.Р.
Учитывая, что на момент обращения Халиковой Л.Р. в УПФ за назначением пенсии у нее имелось 25 лет педагогического стажа, ее требование о назначении пенсии с момента обращения – ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отменить решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Стерлиамакском районе РБ от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в назначении досрочной пенсии по старости Халиковой Л.Р..
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Стерлитамакском районе РБ включить Халиковой Л.Р. стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Халиковой Л.Р. право на досрочную пенсию и обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Стерлитамакском районе по РБ назначить Халиковой Л.Р. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Стерлитамакский городской суд в течение месяца.
Председательствующий судья: подпись Э.М. Салихова
Копия верна: судья: Э.М. Салихова
Секретарь :