Дело № 12-370/2011
РЕШЕНИЕ
23 ноября 2011 года г.Стерлитамак
Судья Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан Шайхлисламов Э.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Халиуллиной Л.А. на постановление № Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии РБ от 23 июня 2011 года о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии РБ от 23 июня 2011 года Халиуллина Л.А., являющаяся менеджером АЗС № Стерлитамакского комплекса АЗС ООО «<данные изъяты>», признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Халиуллина Л.А. обратилась с жалобой в суд. По ее мнению, инспектором неполно выяснены и не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела, а также допущены нарушения норм материального и процессуального права. Указывает, что поскольку на АЗС № отсутствует отдельная емкость для сбора и временного хранения промасленного песка, инспектор усмотрел в этом нарушение должностным лицом экологических и санитарно-эпидемиологических требований, однако не принято во внимание то обстоятельство, что данный вид отходов не складывается беспорядочно в различные места, а помещается для временного хранения в специальный контейнер вместе с промасленной ветошью, который стоит на площадке с твердым водонепроницаемым покрытием с плотно закрывающейся крышкой и имеет надпись «промасленный песок и промасленная ветошь», поэтому указанный вид отходов не оказывает негативного воздействия ни на окружающую среду, ни на человека. При рассмотрении дела об административном правонарушении инспектором не разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.8.2 КоАП РФ. Считает постановление незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.
Халиуллина Л.А. в судебном заседании жалобу поддержала, просила суд ее удовлетворить, постановление № Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии РБ от 23 июня 2011 года отменить.
Представитель Халиуллиной Л.А. по доверенности Беднякова Э.А. в судебном заседании жалобу поддержала, просила ее удовлетворить, постановление № Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии РБ от 23 июня 2011 года отменить по обстоятельствам, указанным в жалобе. В дополнение жалобы пояснила, что статья 8.2 КоАП РФ, по которой Халиуллина Л.А. привлекается к административной ответственности, предусматривает ответственность за нарушение экологического и природоохранного законодательства. Указанные требования установлены федеральными законами, а представитель Минэкологии указывает на нарушение проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, который был разработан Обществом в 2008 году.
Представитель Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии РБ по доверенности Алушкина В.А. в судебном заседании просила постановление № Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии РБ от 23 июня 2011 года оставить без изменения и пояснила суду, что в составе нефтебазы «Стерлитамак» входят 11 заправочных станций и одна нефтебаза, то на каждую АЗС приходится по два места – одно для песка и одно для ветоши.
Выслушав доводы и объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что постановление № Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии РБ от 23 июня 2011 года подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от – от десяти до тридцати тысяч рублей.
Ответственность, предусмотренная ст.8.2 КоАП РФ, установлена в отношении должностных лиц организаций.
В силу ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей
14 июня 2011 года заместителем прокурора г.Стерлитамак ФИО5 в отношении менеджера АЗС Стерлитамакского комплекса ООО «<данные изъяты>» Халиуллиной Л.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ.
В постановлении заместитель прокурора указал, что прокуратурой г.Стерлитамак с привлечением специалиста Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии РБ с 9 по 14 июня 2011 года в Стерлитамакском комплексе ООО «<данные изъяты>» была проведена проверка исполнения экологического законодательства, в результате которой выявлены существенные нарушения природоохранного законодательства.
По приказу № от 01 января 2010 года Халиуллина Л.А. переведена постоянно на должность менеджера АЗС №.
Из должностной инструкции, утвержденной генеральным директором ООО «<данные изъяты>» 5 ноября 2009 года, усматривается, что ответственным лицом за соблюдение персоналом АЗС экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании и ином обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами, является менеджер АЗС Халиуллина Л.А.
Согласно распоряжению начальника Стерлитамакского комплекса АЗС ООО «<данные изъяты>» ответственными за сбор, учет, хранение, транспортировку и передачу отходов производства и потребления, образующихся на АЗС назначены менеджеры АЗС.
Так, в силу ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Проверкой установлено, что основным видом деятельности предприятия является прием, хранение и реализация нефтепродуктов потребителем (бензины, дизельное топливо, фасованные масла). В процессе производственной и хозяйственной деятельности на АЗС Стерлитамакского комплекса ООО «<данные изъяты>» образуется 14 наименований отходов I-V класса опасности. При осмотре 9 июня 2011 года мест накопления и временного хранения отходов на АЗС №, расположенной по адресу: <адрес> не организованы в установленном порядке площадки временного хранения отходов, загрязненных нефтепродуктами – отсутствует емкость для сбора и временного хранения песка, загрязненного нефтепродуктами – отсутствует емкость для сбора и временного хранения промасленной ветоши (нарушение п. 4.5., п. 19.4 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций» №).
Согласно выписки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО «<данные изъяты>» (г.Стерлитамак) усматривается, что песок, загрязненный бензином подлежит хранению в металлическом контейнере с плотно прилегающей крышкой, также как и обтирочный материал, загрязненный маслами, данные виды отходов имеют один класс опасности для окружающей среды.
Согласно п.19.4 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01, утвержденных Министерством энергетики РФ загрязненные нефтепродуктами опилки, песок, другие материалы собираются в плотно закрывающийся контейнер, установленный в специально отведенном месте.
В соответствии с п.2.3 Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 обращение с каждым видом отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека.
Согласно п.4.12 тех же правил хранение и захоронение отходов на объекте осуществляется с учетом классов опасности, агрегатного состояния, водорастворимости, класса опасности веществ и их компонентов.
Согласно п.2.1.3 Регламента порядка сбора, учета, хранения, транспортировки и передачи отходов производства и потребления, образующихся в ООО «<данные изъяты> песок, загрязненный бензином и обтирочный материал, загрязненный маслами (ветошь) относятся к отходам 3 класса опасности.
Согласно п.5.4, п.5.13 Регламента, при одновременном хранении нескольких видов отходов следует учитывать их совместимость. При небольших объемах хранение выше указанных отходов возможно в металлических контейнерах с крышкой, оборудованной искрогасящей прокладкой, в специально отведенных местах на асфальтированной площадке либо бетонном покрытии на расстоянии не менее пятнадцати метров от помещений с соответствующей обозначающей надписью.
По смыслу п.4.12 СанПиН 2.1.7.1322-03 не запрещено совместное хранение отходов одного класса опасности.
Согласно п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.
Доводы Халиуллиной Л.А. о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении инспектором ей не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, не находят своего подтверждения и опровергаются имеющейся в деле распиской.
При наличии таких обстоятельств, суд приходит к выводу, что постановление № Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии РБ от 23 июня 2011 года подлежит отмене, а производство по делу прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.1, 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление № Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии РБ от 23 июня 2011 года в отношении менеджера АЗС № Стерлитамакского комплекса АЗС ООО «<данные изъяты>» Халиуллиной Л.А. – отменить, производство по делу прекратить.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.
Судья: Э.Р. Шайхлисламов