о признании незаконным решения Пенсионного фонда частичное удовлетворение иска



Дело № 2-213-2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июля 2010 года с. Стерлибашево

Стерлибашевский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Бакирова Р.Г,

при секретаре Шариповой Л.Г.,

с участием представителя истца Абдрахманова У.Х., представителя ответчика Калимуллина В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Яруллина Рустяма Латыфовича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБ о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБ №5у от 22 марта 2010 года об отказе в установлении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Яруллин Р.Л. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ по РБ в Стерлибашевском районе (далее ГУ-УПФ РФ в Стерлибашевском районе РБ) о признании незаконным решения ГУ-УПФ РФ в Стерлибашевском районе РБ №5у от 22 марта 2010 года об отказе в установлении пенсии, мотивируя тем, что он 18 марта 2010 года обратился в ГУ-УПФ РФ в Стерлибашевском районе РБ с просьбой установить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением ГУ-УПФ РФ в Стерлибашевском районе РБ №5у от 22 марта 2010 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старосте по причине отсутствия требуемого педагогического стажа - 25 лет. ГУ-УПФ РФ в Стерлибашевском районе РБ считает, что его педагогический стаж на день обращения составляет 19 года 9 месяцев 19 дней. При этом не зачитали в его стаж период прохождения военной службы в рядах Советской Армии с 23.04.1979 г. по 13.05.1981 г., учебу в Казанском государственном педагогическом институте с 01.09.1983 г. по 15.08.1987 г., работу тренером - преподавателем ДЮСШ с 01.10.2004 г. по 01.06.2009 г. С данным решением ГУ-УПФ РФ в Стерлибашевском районе РБ он не согласен. Так, до 1993 года действовали Списки, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397, в соответствии с которым в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости включались периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР.

29.01.2004 г. Конституционный суд РФ вынес Постановление № 2-П, в котором высказал свою позицию. Суть ее сводиться к тому, что в случае, если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действовавшего на момент выполнения работы. Таким образом, со ссылкой на Постановление № 2-П от 29.01.2004 года стало возможным применение Постановления СМ СССР от 17.12.1959 года № 1397, а стало быть, период службы в составе Вооруженных Сил СССР должна включаться в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение и ограничение прав и свобод человека и гражданина.

Даже действующий в настоящее время Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», (абзац 1 пункт 3 статьи 10) позволяет включить в общий трудовой стаж время службы в рядах Вооруженных Сил из расчета один день военной службы - за два дня работы. Так же, согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 25 июля 2008 г. № 2-В08-7, время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Распространение действии нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратно силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 г. № 8-П и Определение от 05.11.2002 г. № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

Статьей 91 Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего в спорный период, предусмотрено включение в общий трудовой стаж период обучения в высших учебных заведениях.

При таких обстоятельствах считает возможным применение Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» при расчете общего трудового стажа для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Таким образом, истец считает, что на день обращения (18.03.2010 г.) его педагогический стаж составляет 25 лет 08 месяцев 04 дня. Оспариваемый им периоды учебы в высшем педагогическом заведении, прохождения военной службы в рядах Советской Армии по призыву должны быть включены в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

В суде представитель истца Абдрахманов У.Х. (доверенность в деле) поддержал исковое заявление и пояснил, что период службы истца в радах Советской Армии с 23.04.1979 г. по 13.05.1981 г. должен быть включен в его стаж работы по специальности один день военной службы за два дня работы по специальности.

В суде представитель ответчика в лице Калимуллина В.М. (доверенность в деле) возражал против удовлетворения иска Яруллина Р.Л. и пояснил, что период службы истца в рядах Советской Армии с 23.04.1979 г. по 13.05.1981 г. должен быть включен в его стаж работы по специальности один день военной службы за один день работы по специальности. В данном случае иск должен быть удовлетворен частично, так как при включении в специальный стаж один день военный службы на один день работы у истца не хватает педагогического стажа для назначения ему пенсии.

Суд, заслушав представителя истца Абдрахманова У.Х., представителя ответчика Калимуллина В.М. и изучив материалы дела, считает, что иск Яруллина Р.Л. подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям:

Из решения ГУ-УПФ РФ в Стерлибашевском районе РБ №5у от 22 марта 2010 года следует, что Яруллину Р.Л.., обратившемуся с заявлением 18 марта 2010 г., зарегистрированному за №1957, отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, в связи с тем, что периоды прохождения военной службы по призыву в Вооруженных силах СССР с 23.04.1979 г. по 13.05.1981 г., учеба в Казанском государственном педагогическом институте с 01.09.1983 г. по 15.08.1987 г., работа тренером - преподавателем ДЮСШ с. Стерлибашево: с 01.10.2004 г. по 01.06.2005 г.; 01.10.2005 г. по 01.06.2006 г.; 01.10.2006 г. по 01.06.2007 г.; 01.10.2007 г. по 01.06.2008 г.; 01.10.2008 г. по 01.06.2009 г., в стаж для исчисления работы, дающей право для назначения досрочной трудовой пенсии не зачитываются. Педагогический стаж Яруллина Р.Л. на день обращения составляет 17 лет 08 месяцев 00 дней.

Согласно военному билету Яруллина Р.Л., серии БЕ №166845, выданного 21 августа 1987 г., следует, что истец с 23.04.1979 г. по 13.05.1981 г., то есть в течение 2 лет 0 месяца 10 дней, проходил службу в составе Вооруженных Сил СССР.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия но старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу п. 2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

В силу ст.55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц прав, приобретённых ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит Конституции РФ.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Согласно п.п. «г» п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавшего в спорный период (Постановление от 22 сентября 1993 года № 953 Совета Министров - Правительства РФ «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогический деятельностью, лечебной и творческой работой), в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается служба в составе Вооружённых Сил СССР,

Также, в соответствии пункта 2 данного Положения, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Согласно трудовой книжки Яруллина Р.Л. серии АТ - III №2835427, истец обучался в Казанском государственном педагогическом институте с 01.09.1983 г. по 15.08.1987 г., до поступления в институт и после окончания института у истца непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным применение вышеуказанного Положения, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, и включение периоды службы Яруллина Р.Л. в составе Вооружённых Сил СССР с 23.04.1979 г. по 13.05.1981 г. и учебы в Казанском государственном педагогическом институте с 01.09.1983 г. по 15.08.1987 г., в стаж, необходимый для назначения ему досрочной трудовой пенсии по староста в связи с педагогической деятельностью.

В соответствии с абз. 1 п.3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчёта один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РФ) - один день военной службы за два дня работы.

ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которого время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности. При этом время нахождения граждан на военной службе по контракту включается в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу) в соответствии с указом Президента РФ) - в один день военной службы за два дня работы.

Между тем, данный закон не действовал в период службы Яруллина Р.Л. в составе Вооруженных Сил СССР с 23.04.1979 г. по 13.05.1981 г., поскольку принят только в 1998 году.

Поэтому, период службы Яруллина Р.Л. в составе Вооруженных Сил СССР в течение 2 лет 0 месяца 10 дней, с 23.04.1979 г. по 13.05.1981 г. не подлежит льготному исчислению, а подлежит включению в льготный стаж согласно Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, действовавшего в спорный период.

Таким образом, общий трудовой стаж Яруллина Р.Л., необходимый для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, на момент его обращения в ГУ-УПФ РФ в Стерлибашевском районе РБ, то есть на 18 марта 2010 года, составил 23 года 7 месяцев 24 день (17 лет 08 мес. 00 дней + 2 года 0 месяц 10 дней (служба в Армии) + 3 года 11 мес. 14 дней (учеба в институте)).

Следовательно, Яруллину Р.Л. ГУ-УПФ РФ в Стерлибашевском районе РБ было правильно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25 - летнего педагогического стажа.

Однако незаконно были не включены в стаж, необходимый для назначения Яруллину Р.Л. досрочной трудовой пенсии по староста в связи с педагогической деятельностью, периоды его трудовой деятельности: службу в составе Вооружённых Сил СССР с 23.04.1979 г. по 13.05.1981 г. и учебу в Казанском государственном педагогическом институте с 01.09.1983 г. по 15.08.1987 г.

Из этого следует, что досрочная трудовая пенсия по старости истцу должна быть назначена с возникновением у него этого права.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Яруллина Р.Л. необходимо удовлетворить частично.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 55 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 19, 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Яруллина Рустяма Латыфовича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБ о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБ №5у от 22 марта 2010 года об отказе в установлении пенсии удовлетворить частично.

Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБ №5у от 22 мата 2010 года в части не включении Яруллину Рустяму Латыфовичу периоды прохождения военной службы с 23.04.1979 года по 13.05.1981 года и учебы в Казанском государственном педагогическом институте с 01.09.1983 г. по 15.08.1987 г. в подсчёт педагогического стажа - признать незаконным.

Засчитать Яруллину Рустяму Латыфовичу периоды: учебы в Казанском государственном педагогическом институте с 01.09.1983 г. по 15.08.1987 г. и службы в составе Вооруженных Сил СССР с 23.04.1979 года по 13.05.1981 года, как один день военной службы за один день работы, всего 5 лет 11 месяцев 24 дня в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

В остальной части иска Яруллина Рустяма Латыфовича в установлении досрочной трудовой пенсии, признании право на досрочную трудовую пенсию по старости отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти дней через районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 30 июля 2010 года.

Судья подпись Р.Г. Бакиров

По состоянию на 03 августа 2010 года не вступило в законную силу.