Дело №2-266-2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 августа 2010 года с. Стерлибашево
Стерлибашевский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Бакирова Р.Г.,
с участием помощника прокурора Стерлибашевского района РБ Крестовских И.А., представителя Администрации муниципального района Стерлибашевский район РБ Юсупова М.М.,
при секретаре Шариповой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Стерлибашевского района РБ Исмагилова А.Р. к Администрации муниципального района Стерлибашевский район РБ о признании незаконным бездействие Администрации муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан, выразившееся в неисполнении законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий и установленных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и об обязании Администрацию муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан принять необходимые меры по разработке и утверждению программы профилактики терроризма и экстремизма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Стерлибашевского района РБ Исмагилов А.Р. обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Стерлибашевский район РБ о признании незаконным бездействие Администрации муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан, выразившееся в неисполнении законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий и установленных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и об обязании Администрацию муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан принять необходимые меры по разработке и утверждению программы профилактики терроризма и экстремизма, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства, направленного на противодействие экстремистской деятельности и терроризма на территории муниципального района, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства.
В нарушении требований законодательства и решения антитеррористической комиссии РБ до настоящего времени Администрацией муниципального района меры по разработке и утверждению муниципальной программы не приняты, мероприятия не запланированы, их исполнители не установлены, финансирование данных мероприятий не запланировано. Указанное обстоятельство нарушает права граждан, проживающих на территории муниципального района на безопасные условия проживания.
29.06.2010 г. прокуратурой Стерлибашевского района РБ в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре РФ», главе Администрации муниципального района Стерлибашевский район Казакбаеву Ф.Г. внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремистской деятельности с требованием рассмотреть представление и принять конкретные меры по устранению нарушений законодательства, привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности и представить информацию о результатах рассмотрения в прокуратуру района.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Ответ на представление прокуратуры района направлен Администрацией муниципального района Стерлибашевский район 20.07.2010 г.
Из содержания ответа следует, что антитеррористической комиссией муниципального района Стерлибашевский район решением от 19.10.2009 г. № 2/09 разработан и утвержден План профилактики терроризма и экстремизма, обеспечения безопасности населения и территории муниципального района Стерлибашевский район на 2009-2012 г.г.
Вывод администрации о том, что наличие данного плана освобождает органы местного самоуправления от обязанности по разработке программы профилактики терроризма и экстремизма не соответствует действительности.
Как указано выше, полномочие по участию в профилактике терроризма и экстремизма является вопросом местного значения муниципального района
В соответствии со ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают рядом полномочий, в том числе иными прямо не перечисленными в данной норме.
Антитеррористическая комиссия органом местного самоуправления не является и полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального района путем принятия правовых актов нормативного характера не обладает.
Кроме того, действующим законодательством предусмотрено что, по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются нормативные правовые акты, в том числе для реализации различных программ.
Таким образом, представление прокуратуры района Администрацией муниципального района отклонено необоснованно. Нарушения действующего законодательства до настоящего времени не устранены.
Помощник прокурора района Крестовских И.А. заявление поддержал и пояснил, что представление прокуратуры района Администрацией муниципального района отклонено необоснованно и данные нарушения до настоящего времени не устранены.
В судебном заседании представитель администрации Юсупов М.М. заявление не признал и пояснил, что принятие программы никаким нормативным материалом не отрегулировано.
Суд, заслушав помощника прокурора Стерлибашевского района РБ Крестовских И.А., представителя администрации Юсупова М.М. и изучив материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п.п. «а, б, в» ч. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу ч. 3 ст. 5 вышеуказанного Федерального закона органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии со ст. 4 и ст. 5 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции. В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
Согласно п. 1.6 Комплексного плана профилактики терроризма и экстремизма, обеспечения безопасности населения и территории РБ на 2009-2012 годы, утвержденного решением Антитеррористической комиссии РБ № 3 от 01.04.2009 администрациям муниципальных районо предписано в 2009 г. разработать и принять муниципальные программы профилактики терроризма и экстремизма на 2009-2012 годы.
В судебном заседании установлено, что в нарушении указанных требований законодательства и решения антитеррористической комиссии РБ до настоящего времени Администрацией муниципального района меры по разработке и утверждению муниципальной программы не приняты, мероприятия не запланированы, их исполнители не установлены, финансирование данных мероприятий не запланировано. Также Администрацией не исполнено представление прокурора района об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремистской деятельности. Тем самым Администрация муниципального района нарушил ч.1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 245, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан, выразившееся в неисполнении законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий и установленных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
Обязать Администрацию муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан принять необходимые меры по разработке и утверждению программы профилактики терроризма и экстремизма.
Администрация муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан должна сообщить в Стерлибашевский районный суд Республики Башкортостан и прокуратуру Стерлибашевского района Республики Башкортостан об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения суда.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через районный суд.
Судья подпись Р.Г. Бакиров
По состоянию на 16 августа 2010 года решение не вступило в законную силу.