Дело № 2-290-2010
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
07 октября 2010 года с. Стерлибашево
Стерлибашевский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Бакирова Р.Г,
при секретаре Шариповой Л.Г.,
с участием истца Ишсарина Н.З., представителя ответчика Калимуллина В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Ишсарина Н.З. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБ о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБ №8 от 17 августа 2010 года об отказе в установлении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Ишсарин Н.З. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ по РБ в Стерлибашевском районе (далее ГУ-УПФ РФ в Стерлибашевском районе РБ) о признании незаконным решения ГУ-УПФ РФ в Стерлибашевском районе РБ №8 от 17 августа 2010 года об отказе в установлении пенсии, мотивируя тем, что он 13 августа 2010 года обратился в ГУ-УПФ РФ в Стерлибашевском районе РБ с просьбой установить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением ГУ-УПФ РФ в Стерлибашевском районе РБ №8 от 17 августа 2010 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старосте по причине отсутствия требуемого педагогического стажа - 25 лет. ГУ-УПФ РФ в Стерлибашевском районе РБ считает, что его педагогический стаж на день обращения составляет 23 года 00 месяцев 2 дня. При этом не зачитывают в его стаж период прохождения военной службы в рядах Советской Армии с 10 октября 1983 г. по 26 октября 1985 г. С данным решением ГУ-УПФ РФ в Стерлибашевском районе РБ он не согласен. Во-первых, до 1993 года действовали Списки, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397, в соответствии с которым в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости включались периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР.
29 января 2004 г. Конституционный суд РФ вынес Постановление № 2-П, в котором высказал свою позицию. Суть ее сводиться к тому, что в случае, если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действовавшего на момент выполнения работы. Таким образом, со ссылкой на Постановление № 2-П от 29 января 2004 года стало возможным применение Постановления СМ СССР от 17.12.1959 года № 1397, а стало быть, период службы в составе Вооруженных Сил СССР должна включаться в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение и ограничение прав и свобод человека и гражданина.
Во-вторых, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а так же согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 25 июля 2008 года № 2-В08-7 время нахождения граждан на военной службе по контракту зачитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации)- один день военной службы за два дня работы.
Исходя из вышеизложенного, истец считает, что на день обращения (13 августа 2010 г.) его педагогический стаж составляет 25 лет 00 месяцев 18 дней. Оспариваемый им период прохождения военной службы в рядах Советской Армии по призыву должен быть включен в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
В суде истец Ишсарин Н.З. поддержал свое исковое заявление и пояснил, что он служил в радах Советской Армии с 10 октября 1983 г. по 26 октября 1985 г. и данный период должен быть включен в его стаж работы по специальности.
В суде представитель ответчика в лице Калимуллина В.М. (доверенность в деле) возражал против удовлетворения иска Ишсарина Н.З. и пояснил, что по состоянию на 31.12.2001 г. (на момент вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») Постановление № 1397 от 17.12.1959 г. не применялось на территории РФ в соответствии с постановлением № 953 от 22.09.1993 г. Следовательно, применение Постановления № 1397 от 1959 г. при определении права на досрочное назначение трудовых пенсий противоречит как действующему пенсионному законодательству, так и правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении № 2-П от 29.01.2004 г. На основании изложенного просит отказать в иске.
Суд, заслушав истца Ишсарина Н.З., представителя ответчика Калимуллина В.М. и изучив материалы дела, считает, что иск Ишсарина Н.З. подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Из решения ГУ-УПФ РФ в Стерлибашевском районе РБ №8 от 17 августа 2010 года следует, что Ишсарин Н.З., обратившемуся с заявлением 13 августа 2010 г., зарегистрированному за №105606/4660, отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, в связи с тем, что период прохождения военной службы по призыву в Вооруженных силах СССР с 10 октября 1983 г. по 26 октября 1985 г., в соответствии с действующим законодательством зачет в стаж дающий право на досрочную трудовую пенсию, период службы в вооруженных силах не предусмотрено. Также не включен период с 01 сентября 1986 г. по 06 июля 1988 г. - учеба в Стерлитамакском педагогическом институте, по данному периоду истец не просит включить в педагогический стаж. Педагогический стаж Ишсарина Н.З. на день обращения составляет 23 года 00 месяцев 2 дня.
Согласно военному билету Ишсарина Н.З., серии НП номер обезличен, выданного дата обезличена г., следует, что истец с 10 октября 1983 г. по 26 октября 1985 г., то есть в течение 2 лет 0 месяца 16 дней, проходил службу в составе Вооруженных Сил СССР.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия но старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу п. 2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
В силу ст.55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц прав, приобретённых ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит Конституции РФ.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно п.п. «г» п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавшего в спорный период (Постановление от 22 сентября 1993 года № 953 Совета Министров - Правительства РФ «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогический деятельностью, лечебной и творческой работой), в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается служба в составе Вооружённых Сил СССР,
При таких обстоятельствах, суд считает возможным применение вышеуказанного Положения, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, и включение периода службы Ишсарина Н.З. в составе Вооружённых Сил СССР с 10 октября 1983 г. по 26 октября 1985 г. в стаж, необходимый для назначения ему досрочной трудовой пенсии по староста в связи с педагогической деятельностью.
В соответствии с абз. 1 п.3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчёта один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РФ) - один день военной службы за два дня работы.
ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которого время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности. При этом время нахождения граждан на военной службе по контракту включается в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу) в соответствии с указом Президента РФ) - в один день военной службы за два дня работы.
Между тем, данный закон не действовал в период службы Ишсарина Н.З. в составе Вооруженных Сил СССР с 10 октября 1983 г. по 26 октября 1985 г., поскольку принят только в 1998 году.
Поэтому, период службы Ишсарина Н.З. в составе Вооруженных Сил СССР в течение 2 лет 0 месяца 16 дней, с 10 октября 1983 г. по 26 октября 1985 г. не подлежит льготному исчислению, а подлежит включению в льготный стаж согласно Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, действовавшего в спорный период.
Таким образом, общий трудовой стаж Ишсарина Н.З., необходимый для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, на момент его обращения в ГУ-УПФ РФ в Стерлибашевском районе РБ, то есть на 13 августа 2010 года, составил 25 лет 00 месяцев 18 дней (23 года 00 месяца 2 дня + 2 года 0 месяц 16 дней).
Следовательно, Ишсарину Н.З. ГУ-УПФ РФ в Стерлибашевском районе РБ было незаконно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.
Из этого следует, что досрочная трудовая пенсия по старости истцу должна быть назначена с 13 августа 2010 года.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Ишсарина Н.З. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Таким образом, подлежит взысканию судебные расходы, понесенные истцом, то есть уплаченная государственная пошлина в размере 200 рублей.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 55 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 19, 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Ишсарина Н.З. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБ о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБ №8 от 17 августа 2010 года об отказе в установлении пенсии удовлетворить.
Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБ №8 от 17 августа 2010 года об отказе Ишсарину Н.З. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в части не включении периода прохождения им военной службы с 10 октября 1983 г. по 26 октября 1985 г. в подсчёт педагогического стажа - признать незаконным.
Засчитать Ишсарину Н.З. период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 10 октября 1983 г. по 26 октября 1985 г., как один день военной службы за один день работы, всего 2 года 0 месяц 16 дней в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Признать за Ишсариным Н.З. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБ назначить Ишсарину Н.З. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 13 августа 2010 г. - со дня его обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБ.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБ в пользу Ишсарина Н.З. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Стерлибашевский районный суд Республики Башкортостан.
Мотивированное решение изготовлено 08 октября 2010 года.
Судья подпись Р.Г. Бакиров
По состоянию на 08 октября 2010 г. решение не вступило в законную силу.