решение о признании незаконным решения Пенсионного фонда



Дело № 2-296-2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 октября 2010 года с. Стерлибашево

Стерлибашевский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Бакирова Р.Г,

при секретаре Шариповой Л.Г.,

с участием истца Шангареевой Г.Г., ее представителя адвоката Сайфутдинова И.К., предоставившего удостоверение №515 и ордер №287, представителя ответчика Калимуллина В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шангареевой Г.Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБ о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБ №9 от 02 сентября 2010 года в части отказа включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости перед ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 18 июня 1991 года по 31 августа 1992 года и об обязании Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБ включить в специальный стаж, требуемый для назначения досрочной пенсии, период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет с 18 июня 1991 года по 31 августа 1992 года,

УСТАНОВИЛ:

Шангареева Г.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБ о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБ №9 от 02 сентября 2010 года в части отказа включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости перед ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 18 июня 1991 года по 31 августа 1992 года и об обязании Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБ включить в специальный стаж, требуемый для назначения досрочной пенсии, период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет с 18 июня 1991 года по 31 августа 1992 года, мотивируя тем, что в силу подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона (женщины, достигшие возраста 55 лет, и мужчины, достигшие возраста 60 лет), лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с педагогической деятельностью подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с Законом.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).

Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Учитывая, что ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период моего нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком полуторагодовалого возраста и до достижения трех лет во время действия приведенных выше Законов также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени моего обращения за назначением пенсии и времени возникновения у меня права на досрочное назначение пенсии по старости.

Принимая решение, ответчик установил, что в период с 18 июня 1991 года по 31 августа 1992 года она находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет.

Однако вывод ответчика об отсутствии законных оснований для зачета вышеназванного периода нахождения ее в вышеназванном отпуске, является неправильным, поскольку основан на ошибочном толковании норм материального права.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, действовавшего в период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных правовых норм, период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 18 июня 1991 по 31 августа 1992 года также подлежал включению в специальный стаж.

В суде истец Шангареева Г.Г. поддержала свое исковое заявление и пояснила, что она с 18 июня 1991 г. по 31 августа 1992 г. находилась в отпуске по уходу за дочерью ФИО1, 18 декабря 1989 года рождения. Когда она вышла на работу ее дочери было 2 года 8 месяцев.

Представитель истица адвокат Сайфутдинов И.К. пояснил суду, что возражения ответчика не соответствует действительности.

В суде представитель ответчика в лице Калимуллина В.М. (доверенность в деле) возражал против удовлетворения иска Шангареевой Г.Г. и пояснил, что до внесения изменений в сентябре 1992 года ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала, что кроме отпуска по беременности и родам женщине, по ее заявлению, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. Указанный отпуск засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. При этом данная норма не содержала указания о том, что данный отпуск включается в стаж, дающий право на льготную пенсию. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» в целях создания более благоприятных возможностей для материального ухода за новорожденными и малолетними детьми были установлены частично оплачиваемый отпуск до одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им полутора лет. Постановлением Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС № 156/10-30 от 06.07.1982 было утверждено разъяснение «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет». Пунктом 6 указанного разъяснения было установлено, что время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях. При этом указано, что в непрерывный стаж при назначении государственных пенсий включаются и отпуск по уходу за ребенком до одного года, и до полутора лет. Однако необходимо учитывать, что досрочная трудовая пенсия, назначаемая педагогам или медикам, это льготная пенсия, назначаемая на льготных условиях. Таким образом, как следует из данного разъяснения, законодатель в 1982 году не предусматривал включение дополнительного отпуска без содержания в стаж для назначения льготных пенсий.

Постановлением Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариатом ВЦСПС № 375/24-11 от 29.11.1989 было утверждено Разъяснение «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет». В указанном Разъяснении, как и в разъяснении 1982 г. говорилось о том, что в стаж работы, дающий право на пенсию на льготных условиях включается время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Таким образом, анализ норм ранее действовавшего законодательства показывает, что в стаж, дающий право на льготную пенсию, могли включаться только периоды нахождения женщины в частично оплачиваемых отпусках: с июля 1982г. по ноябрь 1989 г. - до исполнения ребенку одного года, с ноября 1989г. по сентябрь 1992г. - до полутора лет. При этом законодатель никогда не предусматривал включение периодов нахождения в женщины в отпуске по уходу за ребенком без сохранения заработной платы до достижения возраста трех лет. После внесения изменений в КЗоТ РСФСР в сентябре 1992г. возможность включения периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж, дающий право на льготную пенсию, была исключена полностью.

Суд, заслушав истца Шангарееву Г.Г., ее представителя адвоката Сайфутдинова И.К., представителя ответчика Калимуллина В.М. и изучив материалы дела, считает, что иск Шангареевой Г.Г. подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

Из решения ГУ-УПФ РФ в Стерлибашевском районе РБ №9 от 02 сентября 2010 года следует, что Шангареева Г.Г., обратившемуся с заявлением 30 августа 2010 г., зарегистрированному за №4867/140203, отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, в связи с тем, что ей не зачтены периоды трудовой деятельности: с 18 июня 1991 года по 31 августа 1992 года - уход за ребенком свыше полутора лет; с 14 июля 2010 года по 20 августа 2010 года - отпуск без содержания, по данному периоду истец не просит включить в педагогический стаж. Педагогический стаж Шангареевой Г.Г. на день обращения составляет 23 года 08 месяцев 26 дней.

В судебном заседании установлено, что истец Шангареева Г.Г. в период времени с 18 июня 1991 года по 31 августа 1992 года находилась в отпуске по уходу за ребенком свыше полутора лет и до достижения ребенку возраста трех лет. Данное обстоятельство подтверждается трудовой книжкой истицы, свидетельством о рождении ребенка. При этом данное обстоятельство не оспаривается ответчиком.

Согласно п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия но старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Лишь с принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Между тем, решение Пенсионного фонда в части отказа в установлении пенсии истицы в специальный стаж периода с 18 июня 1991 года по 31 августа 1992 года - времени отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, является неправильным.

Так, в данном случае необходимо применить нормы материального права, подлежащие применению при разрешении данного спора.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим законом.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Ссылки ответчика на положения пункта 7 Разъяснений "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 375/24-11 не указывающего, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, не могут быть приняты во внимание, поскольку данный пункт не содержит и каких-либо ограничений по возможности учета времени дополнительного неоплачиваемого отпуска в стаже, дающем право на пенсию на льготных условиях. Единственным ограничением по учету времени дополнительных отпусков, в настоящем пункте, поименован стаж, дающий право на ежегодные оплачиваемые отпуска.

Кроме того, положения Разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 375/24-11, не могут рассматриваться в отрыве от нормативного регулирования данных правоотношений, установленного в КЗоТ РСФСР и допускавшего до 6 октября 1992 возможность включения времени дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в специальный стаж работы по специальности, в т.ч. и для случаев назначения пенсии на льготных условиях.

Учитывая, что ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения истца Шангареевой Г.Г. в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком трех лет во время действия приведенных выше Законов, подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Шангареевой Г.Г. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Таким образом, подлежит взысканию судебные расходы, понесенные истцом, то есть уплаченная государственная пошлина в размере 200 рублей.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 55 Конституции Российской Федерации, ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Шангареевой Г.Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБ о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБ №9 от 02 сентября 2010 года в части отказа включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости перед ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 18 июня 1991 года по 31 августа 1992 года и об обязании Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБ включить в специальный стаж, требуемый для назначения досрочной пенсии, период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет с 18 июня 1991 года по 31 августа 1992 года удовлетворить.

Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБ №9 от 02 сентября 2010 года в части отказа включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период нахождения Шангареевой Гулгизы Габидулловны в отпуске по уходу за ребенком с 18 июня 1991 года по 31 августа 1992 года, незаконным.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБ включить в специальный стаж, требуемый для назначения досрочной пенсии, период нахождения Шангареевой Г.Г. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет с 18 июня 1991 года по 31 августа 1992 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБ в пользу Шангареевой Г.Г. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Стерлибашевский районный суд Республики Башкортостан.

Мотивированное решение изготовлено 20 октября 2010 года.

Судья подпись Р.Г. Бакиров

Решение по состоянию на 21 октября 2010 года не вступило в законную силу.