Дело №2-146-2012 по иску Басыровой Г.Г. к Пенсионному фонду об отказе в установлении пенсии. Иск удовлетворен.



Дело № 2-146-2012          

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 мая 2012 года                                                                         с. Стерлибашево

Стерлибашевский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Бакирова Р.Г,

при секретаре Яппаровой А.И.,

с участием истца Басыровой Г.Г., представителя ответчика Калимуллина В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Басыровой Г.Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБо признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Басырова Г.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ по РБ в Стерлибашевском районе (далее ГУ-УПФ РФ в Стерлибашевском районе РБ) о признании незаконным решения ГУ-УПФ РФ в Стерлибашевском районе РБ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии, мотивируя тем, что она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ-УПФ РФ в Стерлибашевском районе РБ с просьбой установить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением ГУ-УПФ РФ в Стерлибашевском районе РБ от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старосте по причине отсутствия требуемого педагогического стажа - 25 лет. ГУ-УПФ РФ в Стерлибашевском районе РБ считает, что ее педагогический стаж на день обращения составляет 23 года 11 месяцев 01 день. При этом не зачитывают в ее стаж периоды: учёбы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; учёбы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Она с решением Пенсионного фонда не согласна, так как имеет право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Согласно Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. №953 установлено, что с 01 октября 1993 г. на территории Российской Федерации Постановление Совмина СССР №1397 не применяется. Однако до принятия Закона РФ «О государственных пенсиях» учеба педагогических учебных заведениях учитывалась при назначении пенсии за выслуги лет.

Согласно ч.2 ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Как следует из Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397 для назначения пенсии за выслуги лет работнику необходимо проработать в организациях и должностях, дающих право на такую пенсию, не менее 2/3 стажа, т.е. 16 лет и 8 месяцев, а у нее уже более 23 лет такого стажа.

Исходя из вышеизложенного, истец просит включить в стаж для назначения досрочной пенсии учебу в Башкирском государственном университете.

В суде истец Басырова Г.Г. поддержала свое исковое заявление и пояснила, что она непосредственно перед обучением в БГУ работала учительницей Халикеевской восьмилетней школы, а после окончания обучения в университете сразу же начала работать учителем русского языка и литературы Амировской средней школы.

В суде представитель ответчика в лице Калимуллина В.М. (доверенность в деле) возражал против удовлетворения иска Басыровой Г.Г.

Суд, заслушав истца Басырову Г.Г., представителя ответчика Калимуллина В.М. и изучив материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

Из решения ГУ-УПФ РФ в Стерлибашевском районе РБ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Басыровой Г.Г., обратившейся с заявлением ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному за , отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, мотивируя тем, что период учёбы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с действующим законодательством не предусмотрено зачет в стаж дающий право на досрочную трудовую пенсию.

Также не включены периоды: учебы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; управляющий делами <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по данным периодам истец не просит включить в педагогический стаж. Педагогический стаж Басыровой Г.Г. на день обращения составляет 23 года 11 месяцев 01 день.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ » досрочная трудовая пенсия но старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

В силу ст.55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц прав, приобретённых ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит Конституции РФ.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В этой связи, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В период, когда истец проходила обучение в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

Согласно п. 2 данного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. По смыслу данного пункта Положения для включения периода обучения в педагогический стаж оцениваются имевшие место до и после учебы периоды трудовой деятельности, то есть какой-либо работы.

Судом установлено, что до поступления на учебу в высшее учебное заведение - <данные изъяты> Басырова Г.Г. работала учительницей <данные изъяты>. Таким образом, первым предшествовавшим учебе периодом трудовой деятельности является период работы истца в учреждении и должности, работа в которых засчитана пенсионным органом в его специальный (педагогический) стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Иной трудовой деятельности между этими периодами у истца не имелось.

После окончания учебы истец также работала в учреждении и должности, работа в которых засчитана пенсионным органом в его специальный (педагогический) стаж.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, условия, предусмотренные п. 4 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 для включения периода учебы соблюдены. На момент обращения за пенсией истцом выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением (ответчиком включено в педагогический стаж 23 года 11 месяцев 01 день на ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, исключение из педагогического стажа истца периода обучения в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является незаконным.

С учетом спорного периода обучение на <данные изъяты> на момент обращения в Управление Пенсионного фонда РФ - ДД.ММ.ГГГГ Басырова Г.Г. имела предусмотренный подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (23 года 11 месяцев 01 день + 4 года 9 месяцев 21 дня = 28 лет 8 месяцев 22 дней).

Следовательно, Басыровой Г.Г. ГУ-УПФ РФ в Стерлибашевском районе РБ было незаконно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.

Из этого следует, что досрочная трудовая пенсия по старости истцу должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Басыровой Г.Г. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Таким образом, подлежит взысканию судебные расходы, понесенные истцом, то есть уплаченная государственная пошлина в размере 200 рублей.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 55 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 19, 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Басыровой Г.Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБо признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии удовлетворить.

Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Басыровой Г.Г. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в части не включении учебы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в подсчёт педагогического стажа - признать незаконным.

Засчитать Басыровой Г.Г. период учебы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 04 года 9 месяцев 21 дня в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Признать за Басыровой Г.Г. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБ назначить Басыровой Г.Г. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ - со дня ее обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБ.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБ в пользу Басыровой Г.Г. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный суд Республики Башкортостан через Стерлибашевский районный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 30 мая 2012 года.

Судья подпись Р.Г. Бакиров