Дело № 2-336-2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 октября 2012 года с. Стерлибашево
Стерлибашевский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Бакирова Р.Г,
при секретаре Яппаровой А.И.,
с участием истца Зубаировой Р.Г., представителя ответчика Калимуллина В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зубаирова Р.Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ о включении периодов работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по п/п. 20 п.1 ст.27 Федерального закона №№ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ и о назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Зубаирова Р.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ о включении периодов работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по п/п. 20 п.1 ст.27 Федерального закона №№ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ и о назначении пенсии, мотивируя тем, что решением Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ (далее Пенсионный фонд) № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по п/п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Причина отказа - отсутствие 25 летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Пенсионным фондом ей засчитано в стаж лечебной деятельности только <данные изъяты>. При этом из специального стажа исключены периоды: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - периоды прохождения курсов повышения (усовершенствования) квалификации (<данные изъяты>); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до 3 лет в период работы в должности медицинской сестры по массажу Стерлибашевской (<данные изъяты>
Ответчик в обжалуемом решении указал, что период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) не подлежит включению в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, поскольку данный период имел место после вступления в силу Закона РФ N <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ
С такими выводами пенсионного органа согласиться нельзя, так как они основаны на неправильном толковании норм материального права.
С исключением из её специального стажа периода отпуска по уходу за ребенком до 3 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) она не согласна в связи со следующим:
До введения в действие Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в кодекс законов о труде РСФСР», статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного Закона РФ, который вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была
изложена в новой редакции. Исходя из приведенных выше актов (Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС, утв. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком подлежит зачету в общий и непрерывный, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст.167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до ДД.ММ.ГГГГ
Принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребенком предоставлен ей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ т.е. в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционногс Суда Российской Федерации №-П от ДД.ММ.ГГГГ), то период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Аналогичных выводов придерживается v правоприменительная практика (Определение Верховного суда Российское Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № -№
Также ч.4 ст.196 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Статьей 54 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ ДД.ММ.ГГГГ N № и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено обязательное прохождение медицинскими работниками курсов повышения (усовершенствования) квалификации с определенной периодичностью, что является допуском работников к занятию медицинской и фармацевтической деятельностью.
Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Следовательно, в соответствующие страховые фонды (в том числе и в Пенсионный) работодателем производятся установленные законом отчисления из заработной платы работника. Тем самым, указанный период деятельности работника является страховым и поэтому включается в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, как соответствующий требованиям пенсионного законодательства (ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Аналогичные разъяснения по данному вопросу приведены и в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за ДД.ММ.ГГГГ, утвержденном Постановлением Президиума ДД.ММ.ГГГГ, и опубликованном в «Бюллетене ВС РФ» ДД.ММ.ГГГГ №.
Исходя из изложенного, считает, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Таким образом, с учетом указанных периодов, подлежащих зачислению в её специальный медицинский стаж на день обращения за назначением пенсией составлял: <данные изъяты> стаж, зачтенный Пенсионным фондом
<данные изъяты> - периоды прохождения курсов повышение (усовершенствования) квалификации + <данные изъяты> работы в должности медицинской сестры по массажу Стерлибашевской ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = <данные изъяты>
Статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «С трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 указанного закона предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возрасте установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 3 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только городах, независимо от их возраста.
На основании изложенного просит: отменить решение Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ как незаконное; засчитать в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по п/п 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следующие периоды её работы в календарном порядке: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - периоды прохождения курсов повышения (усовершенствования) квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до 3 лет в период работы в должности медицинской сестры по массажу Стерлибашевском ЦРБ и обязать Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ назначить ей досрочную трудовую пенсию по п/п 20 п.1 ст.27 Федеральной закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. со дня обращения в Пенсионный фонд за назначением досрочной трудовой пенсии по старости.
В суде истец Зубаирова Р.Г. исковые требования поддержала, подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, настаивала на удовлетворении иска.
В суде представитель ответчика в лице Калимуллина В.М. (доверенность в деле) возражал против удовлетворения иска.
Суд, заслушав истца Зубаирову Р.Г., представителя ответчика Калимуллина В.М. и изучив материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Из решения Пенсионного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Зубаировой Р.Г., обратившейся с заявлением ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному за №, отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, в связи с тем, что ей не зачтены периоды трудовой деятельности: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - периоды прохождения курсов повышения (усовершенствования) квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до 3 лет в период работы в должности медицинской сестры по массажу Стерлибашевском ЦРБ.
Также не включены: отпуск без содержания (отпуск без сохранения заработной платы) с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, и ДД.ММ.ГГГГ, и отпуск по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по данным периодам истец не просит включить их в специальный стаж.
В судебном заседании установлено, что истец Зубаирова Р.Г. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком свыше полутора лет и до достижения ребенку возраста трех лет. Данное обстоятельство подтверждается справкой ГБУЗ РБ <адрес> больница № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25), копией трудовой книжки истца (л.д.10-12), свидетельством о рождении ребенка (л.д.19). При этом данное обстоятельство не оспаривается ответчиком.
Согласно п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № № «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
До введения в действие Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N № "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N №Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с ДД.ММ.ГГГГ повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ N № "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ; при этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N №О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание, что действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (до достижения возраста ребенка ДД.ММ.ГГГГ года рождения трех лет) подлежит включению в специальный стаж работы Зубаировой Р.Г.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковое требование Зубаировой Р.Г. в части включения в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Суд считает, что вышеуказанное решение Пенсионного фонда в части, не включения периодов прохождения курсов повышения квалификации, является незаконным по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Статьей 112 КЗоТ РФ также было предусмотрено, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Статьей 54 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ ДД.ММ.ГГГГ N № и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено обязательное прохождение медицинскими работниками курсов повышения (усовершенствования) квалификации с определенной периодичностью, что является допуском работников к занятию медицинской и фармацевтической деятельностью.
Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Следовательно, в соответствующие страховые фонды (в том числе и в Пенсионный) работодателем производятся установленные законом отчисления из заработной платы работника. Тем самым, указанный период деятельности работника является страховым и поэтому включается в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, как соответствующий требованиям пенсионного законодательства (ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Исходя из изложенного, суд считает, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Таким образом, подлежат взысканию судебные расходы, понесенные истцом, то есть уплаченная государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Зубаирова Р.Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нахождения на учебе (повышение квалификации) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, об обязании Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ включить в специальный стаж, требуемый для назначения досрочной пенсии, период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нахождения на учебе (повышение квалификации) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,– удовлетворить полностью.
Признать решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период нахождения Зубаирова Р.Г. в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нахождения на учебе (повышение квалификации) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – незаконным.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ включить в специальный стаж, требуемый для назначения досрочной пенсии период нахождения Зубаирова Р.Г. в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нахождения на учебе (повышение квалификации) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ назначить Зубаировой Р.Г. досрочную трудовую пенсию по п/п. 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня её обращения в Пенсионный фонд за назначением досрочной трудовой пенсии по старости.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ в пользу Зубаирова Р.Г. расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>) рублей.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный суд Республики Башкортостан через Стерлибашевский районный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Р.Г. Бакиров