РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2010 год село Степное
Степновский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Котлярова М.Е.,
при секретаре Михеевой Н.В.,
с участием прокурора Барановой В.И.,
заявителя Олейниковой Н.В., его представителя Яблочкина А.В.,
представителя территориальной избирательной комиссии Степновского района Ставропольского края Ширшик Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Олейниковой Н.В. о признании незаконными действий территориальной избирательной комиссии Степновского района (постановление от 20 августа 2010 года № 59/473) об отказе Олейниковой Н.В. в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края по Варениковскому единому избирательному округу,
УСТАНОВИЛ:
Решением совета депутатов муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края от 14 июля 2010 года за № 47/174-III, назначены выборы главы муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края на 10 октября 2010 года.
Согласно постановлению территориальной избирательной комиссии Степновского района Ставропольского края от 20 августа 2010 года за № 59/473, Олейниковой Н.В., 1971 года рождения, проживающей в селе Варениковское, Степновского района, Ставропольского края, выдвинувшей свою кандидатуру на должность главы муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края по Варениковскому единому избирательному округу.
Заявитель Олейникова Н.В., не согласившись с принятым решением территориальной избирательной комиссии, обратилась в суд с требованиями, о признании незаконными действий территориальной избирательной комиссии Степновского района Ставропольского края об отказе Олейниковой Н.В. в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края по Варениковскому единому избирательному округу, понуждении территориальной избирательной комиссии Степновского района к регистрации Олейниковой Н.В. кандидатом на должность главы муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края по Варениковскому единому избирательному округу.
В обосновании своих требований заявитель указала, что Дата обезличена года ею в территориальную избирательную комиссию представлено 28 подписей избирателей на 6 подписных листах, сброшюрованных в 1 папку. Проверки подверглись все 28 подписей избирателей, 7 из которых были признаны недействительными. В соответствии с п.п. «Д» п. 24 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ей было отказано в регистрации кандидатом на пост главы муниципального образования. В постановлении не указано основания признания 7 подписей недействительными. Она самостоятельно собирала подписи, которые являются действительными и достоверными. Считает, что достаточных оснований для отказа в регистрации нет. Кроме того, в ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей и соответствующих им сведений в поддержку выдвижения Олейниковой Н.В. кандидатом на должность главы муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края от 18 августа 2010 года, в графе «причина признания недействительности» указано, что рукописные записи, расположенные в графе «дата подписания» во 2-й, 4-й, и 5-й строках подписного листа № 2 ; в 1-й и 2-й строках подписного листа № 4, в 1-й строке подписного листа № 5, в 1-й и в 3-й сроках подписного листа № 6, выполнены вероятно одним лицом. Подписи, расположенные в строках 3 и 4 подписного листа № 2 кандидата на должность главы муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края Олейниковой Н.В., выполнены одним лицом. Исполнителем подписей, расположенных в строках 1и3 подписного листа №6, вероятно является одно лицо. Считает справку об исследовании недопустимым доказательством, поскольку в краевом законе говорится о заключении эксперта.
В судебном заседании заявитель поддержала требования своего заявления, просила его удовлетворить, указала, что самостоятельно собирала подписи, избиратели при ней ставили свои подписи, нарушений закона не допускала. Все подписи и даты в подписном листе действительны. Когда собирала подписи находилась у избирателей дома, подписи были поставлены в нормальных условиях. В дальнейшем ей стало известно, что сотрудники милиции также приходили к избирателям которые ставили подписи в ее поддержку и просили их расписаться, в неестественных условиях на папке или на машине.
Представитель заявителя Яблочкин А.В., поддержал требования заявителя просил их удовлетворить и показал, что справка об исследовании не является основным документом, поскольку разрешить вопрос о действительности подписи мог в соответствии с Законом Ставропольского края лишь эксперт в своем заключении, выводы приведенные в справке носят вероятностный характер, и на 100% не утверждают что подписи выполнены одним лицо, при проведении исследования заявителя никто не уведомил, она была лишена возможности поставить перед экспертом свои вопросы, чем также нарушены ее права.
ФИО1, допрошенный в судебном заседании указал, что рукописные записи, расположенные в графа «дата подписания» в 2-й, 4-й, и 5-й строках подписного листа № 2 ; в 1-й и 2-й строках подписного листа № 4, в 1-й строке подписного листа №5 и в 1-й и в 3-й сроках подписного листа №6, выполнены вероятно одним лицом. Подписи расположенные в строках 3 и 4 подписного листа № 2 кандидата на должность главы муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края Олейниковой Н.В., выполнены одним лицом. Исполнителем подписей, расположенных в строках 1 и 3 подписного листа № 6, вероятно является одно лицо
Прокурор Баранова В.И. в своем заключении указала, что в соответствии с ч. 6 ст.15 Закона Ставропольского края от 26.06.2009 № 37-кз «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» (далее Закон № 37-кз) территориальной избирательной комиссией Степновского района проведена проверка соблюдения порядка сбора подписей избирателей и формирования подписных листов, достоверности, содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей в поддержку кандидатов на должность главы муниципального образования Варениковского сельсовета. По результатам проведенной проверки территориальная избирательная комиссия отказала в регистрации Олейниковой Н.В. кандидатом на должность главы муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края по единому избирательному округу в связи с тем, что из представленных 28 подписей 7 подписей признаны недействительными на основании справки об исследовании № 146-и от 16 августа 2010 года старшего эксперта ЭКГ по Советскому району МЭКО /г. Буденновск/ ЭКЦ ГУВД по Ставропольскому краю С.П. Лымарь. В нарушение п.п. «д» п. 24 ст. 38 Закона № 67-ФЗ не представлено достаточное количество достоверных подписей избирателей, необходимых для регистрации на должность главы муниципального образования Иргаклинского сельсовета. Решение территориальной избирательной комиссии Степновского района от 20 августа 2010 года об отказе в регистрации Олейниковой Н.В, кандидатом на должность главы муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края по единому избирательному округу является законным.
Заинтересованное лицо – представитель территориальной избирательной комиссии Ширшик Г.А., суду показал, что постановление территориальной избирательной комиссии Степновского района от 20.08.2010 года № 59/473 является законным и обоснованным, в связи с чем просил отказать в удовлетворении требований заявителя.
Заинтересованное лицо представитель избирательной комиссии Ставропольского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствии.
Выслушав мнение сторон, их представителей, оценив представленные письменные доказательства исследованные в судебном заседании, заслушав мнение прокурора Барановой В.И., суд считает что требования заявителя удовлетворению не подлежат и выводы суда основаны на следующем:
Одним из требований заявителя является признание незаконным действий территориальной избирательной комиссии Степновского района об отказе Олейниковой Н.В. в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования, поскольку 7 подписей признали недействительными на основании справки об исследовании эксперта, которому заявитель была лишена возможности поставить необходимые вопросы, кроме того, справка об исследовании содержит вероятностные ответы.
В соответствии с п. 3 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67 –ФЗ от 12 июня 2002 года, Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверки могут подлежать все представленные подписи или их часть.
Такая процедура Законом предусмотрена.
В соответствии с ч. 7, 8 ст. 15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года № 37 – кз «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» Подпись избирателя может быть признана недостоверной на основании письменного заключения специалиста, привлеченного к проверке. Подпись избирателя может быть признана недействительной на основании письменного заключения специалиста, привлеченного к проверке, либо на основании официальной справки органа регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо сведений, подписанных должностным лицом избирательной комиссии Ставропольского края.
В соответствии с постановлением территориальной избирательной комиссии Степновского района от 19 июля 2010 года за № 48/296 «О процедуре проведения проверки подписных листов, достоверности подписей и соответствующих им данных об избирателях, внесших в подписные листы свои подписи в поддержку кандидатов на должность главы муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края, утверждены протоколы о результатах проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и ведомости проверки подписных листов.
В соответствии с ч. 7 ст. 15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года № 37 – кз «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» Подпись избирателя может быть признана недостоверной на основании письменного заключения специалиста, привлеченного к проверке. То есть, территориальной избирательной комиссией привлечен специалист для дачи заключения.
Согласно сопроводительного письма от 16 августа 2010 года за № исх 71, территориальной избирательной комиссией Степновского района Ставропольского края были направлены на почерковедческую экспертизу в ЭКГ по Советскому району МЭКО /г. Буденновск/ ЭКЦ ГУВД по Ставропольскому краю для проведения почерковедческой экспертизы подписные листы кандидата на должность главы муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края Олейниковой Н.В..
Согласно справке об исследовании № 146-и от 16 августа 2010 года старшего эксперта ЭКГ по Советскому району МЭКО /г. Буденновск/ ЭКЦ ГУВД по Ставропольскому краю и показаниям самого эксперта, допрошенного в ходе судебного заседания ФИО1 рукописные записи, расположенные в графа «дата подписания» в 2-й, 4-й, и 5-й строках подписного листа № 2 ; в 1-й и 2-й строках подписного листа № 4, в 1-й строке подписного листа №5 и в 1-й и в 3-й сроках подписного листа №6, выполнены вероятно одним лицом. Подписи расположенные в строках 3 и 4 подписного листа №2 кандидата на должность главы муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края Олейниковой Н.В., выполнены одним лицом. Исполнителем подписей, расположенных в строках 1 и 3 подписного листа № 6, вероятно является одно лицо.
В соответствии с п. 10 ч. 10 ст. 15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года № 37 – кз «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» если подписи избирателей, сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществляющем сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, то данные подписи избирателей в подписном листе признаются недостоверными и недействительными.
В соответствии с п. 8 ст. 37 ФЗ от 12 июля 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», форма подписного листа и порядок его заверения устанавливается законом. Избиратель, ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свою фамилию, имя отчество год рождения, серию и номер паспорта или иного документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, лицом собирающим подписи, в поддержку кандидата. Подпись и дату ее внесения избиратель, ставит собственноручно.
Согласно исследованному в судебном заседании протоколу о результатах проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности, содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей в поддержку кандидата на должность главы муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края от 18 августа 2010 года, действительными были признаны 21 подпись, недостоверными и недействительными 7 подписей избирателей.
Таким образом, 25% подписей, от общего количества подписей, подлежащих проверке признаны недействительными.
В соответствии с п.п. «Д» п. 24 ст. 38 ФЗ от 12 июля 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основаниями отказа в регистрации кандидата являются, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и недействительных подписей от общего количества подписей.
Согласно исследованным в судебном заседании протоколу о результатах проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и ведомостей проверки подписных листов, указаны мотивы и основания признания подписей недействительными.
Процедура проведения проверки подписных листов не противоречит закону, и соответствует положениям постановления территориальной избирательной комиссии Степновского района от 19 июля 2010 года за № 48/296 «О процедуре проведения проверки подписных листов, достоверности подписей и соответствующих им данных об избирателях, внесших в подписные листы свои подписи в поддержку кандидатов на должность главы муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края, ФЗ № 67 от 12 июня 2002 года « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закону Ставропольского края от 26 июня 2008 года № 37-кз «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае».
Таким образом, суд приходит к выводу, что территориальная избирательная комиссия обоснованно отказала Олейниковой Н.В. в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования, поскольку 25% подписей признаны экспертом недействительными.
Что касается доводов заявителя и ее представителя, о том что заявитель была лишена возможности поставить перед экспертом самостоятельные вопросы, по закону требуется заключение эксперта, а не справка об исследовании, неизвестные лица предположительно сотрудники правоохранительных органов отбирали образцы почерка у избирателей для сравнительного исследования в неестественном положении (на машине, на папке) что повлияло на выводы эксперта, суд считает необходимым отразить следующее:
В соответствии с ч. 7, 8 ст. 15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года № 37 – кз «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» подпись избирателя может быть признана недостоверной на основании письменного заключения специалиста, привлеченного к проверке. Подпись избирателя может быть признана недействительной на основании письменного заключения специалиста, привлеченного к проверке, либо на основании официальной справки органа регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо сведений, подписанных должностным лицом избирательной комиссии Ставропольского края.
Исследованные в судебном заседании доказательства, письмо о привлечении эксперта, справка об исследовании, подтверждают, что процедура проверки подписей, привлеченным специалистом нарушена не была. Специалист был привлечен на основании Закона Ставропольского края № 37 –кз. Указанный Закон, не требует вынесения «заключения эксперта», а указывает на письменное заключение специалиста, данные требования закона территориальной избирательной комиссией исполнены, о чем свидетельствует, исследованное в судебном заседании письменное заключение специалиста в виде справке об исследовании № 146-и, от 16 августа 2010 года.
Доводы заявителя о том, что неизвестные лица отбирали образцы почерка у избирателей для сравнительного исследования, нарушена процедура отбора образцов почерка, что повлияло на выводы эксперта, опровергаются показаниями специалиста ФИО1, согласно которым для сравнительного исследования ему представлялись лишь подписные листы в оригинале, иных документов представлено не было. Исследование проводилось по подписным листам, путем сравнения дат, подписей в представленных подписных листах в оригинале.
При оценке заключения специалиста – справки об исследовании № 146-и, от 16 августа 2010 года, у суда компетентность эксперта, в том числе и по методике проведения экспертных исследований, не вызывает сомнений. Выводы экспертов так же не вызывают у суда сомнений. Исследование назначено и проведено в соответствии с требованиями Закона Ставропольского края № 37 –кз от 26 июня 2008 года, квалификация и объективность эксперта у суда не вызывает сомнений. Его выводы научно обоснованы, исследование проводилось по традиционной методике судебно – почерковедческой экспертизы, в соответствии с методическими требованиями изложенными научной литературе.
Таким образом, ставить под сомнение выводы специалиста, у территориальной избирательной комиссии оснований не было.
Руководствуясь ст. 194- 198, 260- 261 ГПК РФ, ФЗ № 67 от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» п.п. 10 ч. 10 ст. 15 КЗ-37 «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае», суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований заявленных Олейниковой Н.В. о признании незаконными действий территориальной избирательной комиссии Степновского района (постановление от 20 августа 2010 года № 59/473) об отказе Олейниковой Н.В. в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края по Варениковскому единому избирательному округу, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение пяти дней через Степновский районный суд.
Судья
Степновского районного суда
Ставропольского края М.Е. Котляров