РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 марта 2011 года село Степное
Степновский районный суд Ставропольского края
в составе: председательствующего судьи Товкань В.Т.
адвоката Алиева М.И. предоставившего ордер №, удостоверение №
при секретаре Гулямовой Л.М.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Жигальцовой К.А. на неправильное совершение нотариального действия,
УСТАНОВИЛ:
Жигальцова К.А. обратилась в суд с заявлением на неправильное совершение нотариального действия, указывая на то, что она является индивидуальным предпринимателем и с ДД.ММ.ГГГГ года занималась реализацией товаров народного потребления, вела реализацию товаров в магазине расположенном по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ года умер её муж ФИО1, он являлся единственным учредителем ООО «Абсолют», зарегистрированным ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ нотариусом по <адрес> Онишко Т.И. составлен договор доверительного управления наследственным имуществом принадлежащего ФИО1, который ею получен ДД.ММ.ГГГГ, в состав имущества нотариусом включено: доля в уставном капитале ООО «Абсолют», нежилое здание магазина расположенного по адресу: <адрес>.
Все имущество, указанное в договоре, принадлежало ФИО1, однако при составлении данного договора и составлении описи имущества, она говорила нотариусу о том, что данное имущество, а именно домовладение является и её имуществом, а товар, который описан, является непосредственно её, так как после смерти супруга она продолжала заниматься предпринимательской деятельностью и на свои личные денежные средства приобретала большое количество товара. Она сама занимается предпринимательством, и нет необходимости кому-то постороннему, а именно ФИО7, управлять наследственным имуществом, особенно домом.
В настоящее время, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, незаконными действиями Онишко Т.И., она полностью лишена возможности заниматься своей предпринимательской деятельностью, её права как гражданина нарушены, создано препятствие к осуществлению ею её прав.
Кроме этого на неё возложено обязательство о выплате ФИО7, вознаграждения в размере 3% от рыночной стоимости со всего имущества не только с наследственного, а с её имущества, которое принадлежит ей на праве собственности.
Нотариус Онишко Т.И. не только не учла данное обстоятельство, но и отказалась принять у неё заявление о принятии ею наследства после смерти её супруга в виде супружеской доли.
Согласно ст.1026 ГК РФ настоящего кодекса в качестве учредителя доверительного управления заключает договор доверительного управления этим имуществом.
Учредителем ООО «Абсолют» является ФИО1, т.е. общество состоит из одного лица. Уставной капитал общества составляет <данные изъяты> рублей, что составляет <данные изъяты> уставного капитала общества. В отношении указанной суммы существуют другие обеспечительные меры.
Нежилое здание - магазин, расположенный по адресу: <адрес>, не является имуществом ООО «Абсолют», а является имуществом, нажитым в браке ещё до учреждения ООО «Абсолют», и в данном магазине она осуществляла свою предпринимательскую деятельность, что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ.
Товар в обороте, как указано в договоре доверительного управления, также не является товаром ООО «Абсолют», покупкой и реализацией товара в магазине занималась она как индивидуальный предприниматель, супруг никакого отношения к этому не имел, ООО «Абсолют» было им создано лишь для того, чтобы получить разрешения на реализацию алкогольной продукции.
Считает, что нотариусом Онишко Т.И. незаконно совершены нотариальные действия в отношении вышеуказанного имущества.
Просит суд отменить договор доверительного управления наследственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ, совершенный нотариусом по Степновскому районному нотариальному округу Ставропольского края Онишко Т.И.
В судебном заседании заявитель Жигальцова К.А. пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ после 18 часов к ней домой приехали наследники ФИО2, ФИО3, нотариус Онишко Т.И. и ФИО7 для того, чтобы составить договор доверительного управления наследственным имуществом, сказали, что для этого необходимо описать все имущество. Она отказалась от описи и сообщила, что согласна ее провести в присутствии своего представителя. В тот день имущество они не описывали, договор не составляли, лишь примерно пересчитали, на листочке рассчитали стоимость, не включая кредиты и долги. Она предложила наследникам в счет наследственного имущества по 1 млн. рублей, но они отказались. Сказали, что будут составлять договор доверительного управления имуществом.
ДД.ММ.ГГГГ они снова приехали к ней в магазин и стали описывать товар, который она только, что завезла для продажи. Больше наследники и нотариус ее не беспокоили. Договор доверительного управления имуществом был составлен ДД.ММ.ГГГГ, после составления договора доверительного управления имуществом, ее никто не беспокоил, никто ни мешал работать. Поэтому она не обращалась в суд с заявлением на действия нотариуса. После того как назначенный управляющий ДД.ММ.ГГГГ приехал делать ревизию товара, она решила обращаться в суд с заявлением на действия нотариуса. Договор доверительного управления имуществом ей вручили ДД.ММ.ГГГГ Она не согласна с данным договором. Считает, что доверительным управляющим наследственного имущества должна быть она, так как при жизни мужа именно она занималась предпринимательской деятельностью, знает как вести дела. Они обговаривали этот вариант с наследниками и нотариусом, ФИО7 тоже поддерживал ее, однако все сделали по-своему. Считает, что именно с ДД.ММ.ГГГГ, с момента предъявления ей договора доверительного управления имуществом нарушены ее права. Ранее у нее не было оснований для обращения в суд.
Представитель заявителя Алиев М.И. поддержал заявление, настаивал на его удовлетворении, так как действительно Жигальцова К.А. получила договор доверительного управления имуществом от ДД.ММ.ГГГГ только ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что заявитель посчитала неправомерными действия нотариуса по составлению договора доверительного управления имуществом, она обратилась в суд с заявлением ДД.ММ.ГГГГ в срок, предусмотренный для этого законом. В том случае, если суд посчитает, что заявителем пропущен срок подачи заявления на неправомерность действий нотариуса и должен исчисляться с момента составления договора, просил восстановить ей данный срок в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ Жигальцова К.А. не знала о существовании договора, срок пропустила в связи с тем, что ей вручили договор ДД.ММ.ГГГГ
Представитель заинтересованного лица - нотариус по Степновскому районному нотариальному округу Ставропольского края Онишко Т.И. в судебное заседание не явилась, направив заявление в котором возражает против удовлетворения заявления, требования не признает и в своем отзыве на заявление Жигальцовой К.А. указывает, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1, проживавший: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ к ней как к нотариусу обратились наследники умершего (дети от первого брака): ФИО2 и ФИО3 с заявлениями о принятии наследства. В указанных заявлениях обратившимися наследниками была указана как наследница супруга умершего – Жигальцова К.А..
ДД.ММ.ГГГГ Жигальцовой К.А. было направлено извещение об открытии наследственного дела, ДД.ММ.ГГГГ от Жигальцовой К.А. поступило заявление о принятии наследства.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО3 подали заявление о принятии мер к охране наследственного имущества. В связи с чем, она как нотариус в тот же день выехала в село Соломенское для производства описи наследственного имущества и принятия мер по его охране. Однако Жигальцова К.А., какое-либо имущество к описи предъявлять отказалась. О чем были составлены акты о невозможности принятия мер к охране наследственного имущества по причине не допуска нотариуса к производству описи от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая обеспокоенность наследников, ФИО2 и ФИО3, сохранностью имущества, которое требует управления, а это:
-здание магазина-закусочной, находящийся по адресу: <адрес>, в котором с их слов Жигальцова К.А. осуществляет в своих интересах с целью получения прибыли предпринимательскую деятельность;
-товары в обороте, принадлежащие их отцу как предпринимателю и находящиеся в распоряжении предпринимателя Жигальцовой К.А. без их согласия и используемые ею с целью получения прибыли, которая ею нигде не учитывается и в дальнейшем может привести к утрате наследственного имущества;
- учредительная доля (100%) в ООО «Абсолют», единственным учредителем и директором которого являлся умерший, и в котором, после его смерти, хозяйственную деятельность незаконно вела в своих целях Жигальцова К.А., покупая и реализуя с целью извлечения прибыли ликероводочную продукцию.
В связи с вышеизложенным, на основании заявлений наследников от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с ст.1173 ГК РФ, ДД.ММ.ГГГГ, нотариусом было учреждено доверительное управление вышеуказанным наследственным имуществом. Доверительным управляющим был назначен ФИО7, которому, согласно договора (на основании Постановления Правительства РФ от 27.05. 2002 года №350) было назначено вознаграждение.
Она как нотариус неоднократно обращалась к Жигальцовой К.А. с просьбой о предоставлении документов (на товары в обороте: накладных, закупочных актов и др., на здание магазина: правоустанавливающих документов и свидетельств о государственной регистрации), которые бы подтверждали принадлежность ей или наследодателю ФИО1 указанного имущества. Однако указанные документы так и не были предоставлены.
Кроме того ею, неоднократно разъяснялось всем наследникам (в том числе и Жигальцовой К.А.) что с момента принятия наследниками имущества (подачи заявления о принятии наследства), наследственное имущество находится в режиме совместной собственности и все действия по его сохранности и эксплуатации выполняются с согласия всех наследников. При не достижении согласия, нотариусом в соответствии со ст.1172 ГК РФ по охране наследства и управления им.
Выслушав доводы заявителя, представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
В судебном заседании установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что на основании заявлений наследников ФИО2 и ФИО3, в соответствии со ст. 1173 ГК РФ, ДД.ММ.ГГГГ нотариусом было учреждено доверительное управление наследственным имуществом ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ. В состав имущества вошли: здание магазина-закусочной, расположенное по адресу: <адрес>; товары в обороте, принадлежавшие ФИО1 как предпринимателю и находящиеся в распоряжении предпринимателя Жигальцовой К.А.; учредительная доля (100%) в ООО «Абсолют».
Согласно наследственного дела № г. наследниками ФИО1 являются ФИО2, ФИО3, Жигальцова К.А.
Жигальцова К.А. не согласилась с действиями нотариуса по <адрес>ному нотариальному округу Онишко Т.И. по составлению договора доверительного управления наследственным имуществом и обжаловала ее действия в суд, подав заявление ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п. 2 ст. 310 ГПК РФ заявление подается в суд в течение десяти дней со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия.
Заявителем пропущен срок обращения с заявлением о совершенном нотариальном действии. Жигальцовой К.А. стало известно о составлении договора доверительного управления наследственным имуществом нотариусом Онишко Т.И. ДД.ММ.ГГГГ, неоднократно Жигальцова К.А. не допускала нотариуса к принятию мер по охране наследственного имущества, что подтверждается актами, составленными нотариусом ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ для составления договора доверительного управления имущества нотариус, наследники и впоследствии доверительный управляющий ФИО7 прибыли к Жигальцовой К.А. и поставили ее в известность о составлении договора, имущество было ими перечислено и установлено. Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании показаниями заявителя.
Представитель заявителя просит суд о восстановлении Жигальцовой К.А. срока для подачи заявления о совершенном нотариальном действии, однако не им, ни заявителем не представлено доказательств, подтверждающих наличие уважительной причины пропуска установленного в законе срока для подачи подобного заявления. Тот факт, что заявитель получила договор доверительного управления наследственным имуществом ДД.ММ.ГГГГ, суд не принимает это обстоятельство как начало срока для обжалования договора доверительного управления наследственным имуществом, так как в судебном заседании установлено, что Жигальцовой К.А. было известно о существовании настоящего договора ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, суд считает, что в связи с пропуском срока без уважительной причины, предусмотренного п. 2 ст. 310 ГПК РФ для подачи заявлений о совершенном нотариальном действии, заявление Жигальцовой К.А. не подлежит удовлетворению.
Так же не подлежит удовлетворению и ходатайство Жигальцовой К.А. о приостановлении производства по данному делу в связи с тем, что его не возможно рассмотреть до разрешения другого дела по иску ФИО3 и ФИО2 к Жигальцовой К.А. о признании недвижимого имущества наследственным имуществом умершего и включении его в наследственную массу, которое находится в производстве суда, по тем основаниям, что заявление, рассматриваемое в данном гражданском деле, не связано с другим гражданским делом, находящимся в производстве суда.
Таким образом, у суда нет оснований для удовлетворения требования заявления Жигальцовой К.А. Нотариусом по Степновскому нотариальному округу <адрес> Онишко Т.И. не нарушены требования действующего законодательства при составлении и учреждении договора доверительного управления наследственным имуществом.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 310, 311, 312 ГПК РФ, ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Жигальцовой К.А. на неправильное совершение нотариального действия - оставить без удовлетворения.
Жигальцовой К.А. отказать в восстановлении процессуального срока для обжалования действий нотариуса по Степновскому нотариальному округу Ставропольского края Онишко Т.И.
Жигальцовой К.А. отказать в ходатайстве о приостановлении производства по данному гражданскому делу
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебный состав по административным делам Ставропольского краевого суда в течение 10 дней через Степновский районный суд Ставропольского края.
Председательствующий судья - Товкань В.Т.