Решение Степновского районного суда от 17.10.2011 года



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 октября 2011 год село Степное

Степновский районный суд Ставропольского края

в составе: председательствующего судьи Товкань В.Т.,

с участием помощника прокурора Степновского района Ершова К.В.

при секретаре Гулямовой Л.М.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Степновского района Ставропольского края в интересах Кулешовой З.В. к администрации Степновского муниципального района Ставропольского края и Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края об обязании приобрести Кулешовой З.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение за счет средств краевого бюджета

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Степновского района Ставропольского края обратился в суд с заявлением в интересах Кулешовой З.В. к администрации Степновского муниципального района Ставропольского края и Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края об обязании приобрести Кулешовой З.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение за счет средств краевого бюджета, указывая на то, что Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты (ст. 7 ч. 2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст.38 ч.1).

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством СК.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 года № 120-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - отдельные государственные полномочия), состоящими в обеспечении жилыми помещениями в соответствии со статьей 7 Закона Ставропольского края "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в приобретении жилья).

В соответствии со ст. 2 вышеуказанного Закона отдельными государственными полномочиями, указанными в ст. 1 данного Закона, наделяется Степновский муниципальный район.

В соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году.

Данным постановлением уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определено министерство строительства и архитектуры Ставропольского края.

Кулешова З.В., ... года рождения относится к категории детей-сирот. Постановлением администрации Степновского муниципального района Ставропольского края от ..., учитывая, что место нахождение матери несовершеннолетней – ФИО3 неизвестно, отец ФИО1 умер ..., ФИО2, ... года рождения назначен попечителем над несовершеннолетней Кулешовой З.В.

... администрацией Степновского муниципального района Ставропольского края вынесено постановление о помещении Кулешовой З.В. в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное попечение. По ходатайству отдела образования администрации Степновского муниципального района ... от ... Кулешова З.В. выбыла ... из государственного учреждения социального обслуживания Георгиевского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Аист» в ГОУ «Детский дом (смешанного типа) ...» ....

Приказом директора ГОУ «Детский дом (смешанного типа) ...» ... от ... отчислена из состава воспитанников государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением главы муниципального образования Степновского сельсовета от ... ... утверждена в списке граждан, стоящих на учете для получения жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий как ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Из ответа главы администрации Степновского муниципального района о предоставлении Кулешовой З.В. жилого помещения в соответствии с действующим законодательством следует, что Кулешова З.В., ... года рождения относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, и находится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших совершеннолетия и нуждающихся в приобретении жилой площади на территории Степновского района.

Как следует из буквального толкования ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане данной категории являются исключением из правила о предоставлении жилья в порядке очередности и обеспечиваются жильем вне очереди. Таким образом, законом право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены права защитить свои права в судебном порядке.

До настоящего времени Кулешова З.В. жильем в установленном законом порядке не обеспечена и заработка не имеет, юридически не грамотна.

В силу ст. 10 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

В соответствии с. ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

У Кулешовой З.В. отсутствует юридическое образование, а данные нормы законодательства требуют специальных познаний; она испытывает тяжелое материальное и финансовое положение ввиду того, что не работает, и по этой причине не имеет возможности оплатить услуги адвоката для оказания квалифицированной юридической помощи.

Согласно Федерального закона от ... ...-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» по данным исковым требованиям юридическая помощь гражданам бесплатно не оказывается.

Просит суд обязать администрацию Степновского муниципального района, Ставропольского края и Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края приобрести Кулешовой З.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств краевого бюджета.

В судебном заседании помощник прокурора Ершов К.В. поддержал заявленные требования, просил суд удовлетворить иск.

Представитель ответчика – администрации Степновского муниципального района Ставропольского края – Паталаха Г.В. в судебном заседании пояснила, что Кулешова З.В. не обладает статусом сироты, однако на основании постановления администрации МО Степновского сельсовета Степновского района Ставропольского края утверждена в списке граждан, стоящих на учете для получения жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий. Фактически Кулешова З.В. обладает статусом ребенка, оставшегося без попечения родителей, однако юридически ее статус не закреплен.

В соответствие с Законом Ставропольского края от 16.03.2006 г. № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края. В соответствие с постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», для получения субсидии дети сироты или их законные представители представляют в органы местного самоуправления пакет документов, предусмотренных данным постановлением, это и заявление и документы подтверждающие отсутствие у ребенка жилого помещения, документ, свидетельствующий об окончании пребывания в воспитательном учреждении и так далее. Однако, Кулешова З.В. не обращалась с подобным заявлением в орган местного самоуправления, так как решается вопрос об определении ее юридического статуса - сироты. Нарушений администрации нет, так как у органа местного самоуправления отсутствуют правовые основания для предоставления субсидии на жилье Кулешовой З.В.

Представитель ответчика - администрации Степновского муниципального района Ставропольского края – главный специалист отдела образования администрации Степновского муниципального района Ставропольского края Фарсиян И.С. в судебном заседании добавила, что именно специалисты отдела образования администрации проводят работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей по реализации ими своего права на жилое помещение и получение субсидий для приобретения, строительства жилья. Что касается Кулешовой З.В., то в настоящее время она не обладает юридическим статусом - сироты, ведется работа и в суд готовятся документы об определении ее юридического статуса, для того, чтобы в последствие девочка могла воспользоваться правом на получение жилья от государства. Фактически она осталась без попечения родителей, отец умер, а местонахождение матери не известно. Мать лишена родительских прав в отношении ее сестры, а в отношении Кулешовой З.В. нет.

Выслушав доводы заявителя, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

В соответствие с Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Для получения субсидий дети-сироты или их законные представители представляют в органы местного самоуправления заявление и ряд документов, на основании которых орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении субсидии либо об отказе в ее предоставлении. Непредставление документов, предусмотренных данным Постановлением, является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении субсидии.

Судом установлено, что Кулешова З.В., ... года рождения не относится к категории детей-сирот, ее мать ФИО3 не лишена родительских прав в отношении Кулешовой З.В., иных данных опровергающих это обстоятельство, сторонами не представлено, представители ответчика в судебном заседании лишь подтвердили данное обстоятельство. Таким образом, Кулешова З.В. не имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением, так как не обладает статусом сироты, дающим право на внеочередное обеспечение жильем в установленном законом порядке.

В связи с этим, суд делает вывод, что со стороны администрации Степновского муниципального района Ставропольского края, нарушений, выразившихся в непредставлении Кулешовой З.В. жилого помещения вне очереди, не выявлено.

Суд не усматривает оснований для удовлетворения настоящего искового заявления.

Руководствуясь ст.ст.ст. 45, 254-258 ГПК РФ, ст. 194 – 198 ГПК РФ, п. 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, Федеральным Законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска прокурора Степновского района Ставропольского края в интересах Кулешовой З.В. Зои Вячеславовны к администрации Степновского муниципального района Ставропольского края и Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края об обязании приобрести Кулешовой З.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение за счет средств краевого бюджета - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней через Степновский районный суд Ставропольского края.

Председательствующий судья - В.Т. Товкань