Решение Степновского районного суда от 08.04.2011 года по иску Жигальцовой К.А. к Онишко Т.И. о признании недействительным договора доверительного управления наследственным имуществом



РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

11 апреля 2011 год село Степное

Степновский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Котлярова М.Е. при секретаре Корнеевой В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жигальцовой К.А. к Онишко Т.И. о признании недействительным договора доверительного управления наследственным имуществом

УСТАНОВИЛ:

Жигальцова К.А. обратилась в суд с иском к нотариусу по Степновскому районному нотариальному округу Онишко Т.И. о признании недействительным договора доверительного управления наследственным имуществом, указывая, что дд.мм.гг. умер её муж ФИО1, дд.мм.гг. нотариусом по Степновскому району Онишко Т.И. составлен договор доверительного управления наследственным имуществом принадлежащего ФИО1, который ею получен дд.мм.гг. в состав имущества нотариусом включено: доля в уставном капитале ООО «Абсолют», нежилое здание магазина расположенного по адресу: адрес, товар в обороте, находящийся в здании магазина. Считает, что данный договор составлен с нарушением закона, договор не зарегистрирован ни в реестре нотариуса, не прошел и государственную регистрацию, что в соответствие с законом является обязательным. Имущество указанное в договоре принадлежит не только ФИО1, некоторое имущество вошедшее в опись принадлежит только ей, например домовладение, товар в магазине, так как она занимается предпринимательством и приобрела товар на свои личные сбережения после смерти мужа. Считает, что в заключении договора доверительного управления наследственного имущества не было необходимости, она могла самостоятельно управлять наследственным имуществом. В настоящее время незаконными действиями Онишко Т.И., выразившимися в составлении договора доверительного управления наследственным имуществом, она полностью лишена возможности заниматься своей предпринимательской деятельностью, нарушены ее права. Кроме этого, на нее возложено обязательство выплачивать доверительному управляющему ФИО4 вознаграждение в размере 3 % от имущества не только наследственного, но и своего собственного.

Согласно ст. 1016 ГК РФ существенными условиями договора доверительного управления имуществом являются: состав имущества передаваемого в доверительное управление. В договоре указано, что в доверительное управление переходит товар, находящийся в здании магазина, однако не указано, что конкретно передано в доверительное управление. В настоящее время товар, находившийся в магазине на момент составления договора, распродан. Документов, подтверждающих право собственности ФИО1 на данный товар, нет.

Согласно ст. 1017 ГК РФ договор доверительного управления имуществом должен быть заключен не только в письменной форме, но и зарегистрирован, так как в предмет договора входит недвижимое имущество. Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на имущество. Несоблюдение формы договора доверительного управления имуществом или требования о регистрации передачи недвижимого имущества в доверительное управление, влечет недействительность договора.

Просит суд признать недействительным договор доверительного управлении наследственным имуществом, принадлежавшим ФИО1, составленный нотариусом по Степновскому районному нотариальному округу Онишко Т.И. от дд.мм.гг.

В судебном заседании истец Жигальцова К.А. поддержала иск, настаивала на его удовлетворении, пояснив, что договор доверительного управления наследственным имуществом ФИО1, составлен с нарушением закона. В наследственное имущество входит недвижимое имущество, поэтому договор доверительного управления наследственным имуществом ФИО1 должен был пройти государственную регистрацию. Что касается товара, находящегося в магазине, то в договоре нет описи данного товара. В настоящее время товар распродан. Договор должен быть признан недействительным так как не соблюдена форма его заключения.

Представитель истца Алиев А.И. поддержал доводы Жигальцовой К.А., просил суд удовлетворить иск, так как договор доверительного управления наследственным имуществом ФИО1 был заключен с нарушением закона о форме сделки. Данный договор должен быть составлен в письменной форме, подлежит государственной регистрации, так как в нем идет речь о недвижимом имуществе.

Ответчик Онишко Т.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, так как договор доверительного управления наследственным имуществом ФИО1 был составлен ею в строгом соответствии с гражданским законодательством при следующих обстоятельств: адрес умер ФИО1, проживавший: адрес.

дд.мм.гг. к ней как к нотариусу обратились наследники умершего (дети от первого брака): ФИО3 и ФИО2 с заявлениями о принятии наследства. В указанных заявлениях обратившимися наследниками была указана как наследница супруга умершего – Жигальцова К.А..

дд.мм.гг. ей было направлено извещение об открытии наследственного дела, дд.мм.гг. от Жигальцовой К.А. поступило заявление о принятии наследства.

Наследники ФИО3 и ФИО2, были обеспокоены сохранностью имущества, которое требует управления, а это: здание магазина-закусочной, находящийся по адресу: адрес, в котором с их слов Жигальцова К.А. осуществляет в своих интересах с целью получения прибыли предпринимательскую деятельность; товары в обороте, принадлежащие их отцу как предпринимателю и находящиеся в распоряжении предпринимателя Жигальцовой К.А.; учредительная доля (100%) в ООО «Абсолют», единственным учредителем и директором которого являлся умерший.

Они обратились к ней с заявлением от дд.мм.гг. об учреждении доверительного управления данным наследственным имуществом. В том числе заявление об учреждении доверительного управления наследственным имуществом ФИО1 поступило и от Жигальцовой К.А.

В соответствии со ст. 1026 и 1173 ГК РФ, дд.мм.гг., ею было учреждено доверительное управление вышеуказанным наследственным имуществом. Доверительным управляющим был назначен ФИО4, которому, согласно договора (на основании Постановления Правительства РФ от 27.05. 2002 года №350) было назначено вознаграждение.

Она как нотариус неоднократно обращалась к Жигальцовой К.А. с просьбой о предоставлении документов (на товары в обороте: накладных, закупочных актов и др., на здание магазина: правоустанавливающих документов и свидетельств о государственной регистрации), которые бы подтверждали принадлежность ей или наследодателю ФИО1 указанного имущества. Однако указанные документы так и не были предоставлены.

Кроме того ею, неоднократно разъяснялось всем наследникам (в том числе и Жигальцовой К.А.) что с момента принятия наследниками имущества (подачи заявления о принятии наследства), наследственное имущество находится в режиме совместной собственности и все действия по его сохранности и эксплуатации выполняются с согласия всех наследников. При не достижении согласия, нотариусом в соответствии со ст.1171 ГК РФ, принимаются меры указанные в ст.ст.1172 охране наследства и управления им.

дд.мм.гг. в Степновский районный суд поступило заявление Жигальцовой К.А. на неправильно совершенное действие нотариуса – договор доверительного управления наследственным имуществом от дд.мм.гг. В удовлетворении заявления было отказано.

Считает, что оспариваемый договор был составлен ею в рамках ее полномочий и в соответствии с действующим законодательством, по заявлениям всех наследников.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

В судебном заседании установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что на основании заявлений наследников ФИО3 и ФИО2, в соответствии со ст.1026 и 1173 ГК РФ, дд.мм.гг. нотариусом было учреждено доверительное управление наследственным имуществом ФИО1, умершего дд.мм.гг.. В состав имущества вошли: здание магазина-закусочной, расположенное по адресу: адрес; товары в обороте, принадлежавшие ФИО1 как предпринимателю и находящиеся в распоряжении предпринимателя Жигальцовой К.А.; учредительная доля (100%) в ООО «Абсолют».

Согласно наследственного дела ... г. наследниками ФИО1 являются ФИО3, ФИО2, Жигальцова К.А.

Договор доверительного управления наследственным имуществом заключенный дд.мм.гг. между учредителем – нотариусом по Степновскому районному округу Ставропольского края Онишко Т.И. и доверительным управляющим ФИО4 с другой стороны, соответствует требованиям ст. 1173 ГК РФ.

В соответствие со ст. 1173 ГК РФ если в составе наследства имеется имущество, требующее не только охраны, но и управления (предприятие, доля в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества, ценные бумаги, исключительные права и тому подобное), нотариус в соответствии со статьей 1026 ГК РФ в качестве учредителя доверительного управления заключает договор доверительного управления этим имуществом.

Согласно представленным документам в состав наследства ФИО1 входит учредительная доля (100%) в ООО «Абсолют», требующая не только охраны, но и управления. Доверительного управление наследственным имуществом ФИО1 учреждено уполномоченным лицом – нотариусом по Степновскому районному нотариальному округу Степновского района Онишко Т.И. на основании заявлений всех наследников ФИО1, в том числе и на основании заявления истца Жигальцовой К.А. Заявления имеются в материалах дела.

В соответствие с п. 1 ст. 1016 ГК РФ в договоре доверительного управления имуществом должны быть указаны существенные условия: состав имущества, передаваемого в доверительное управление; наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которых осуществляется управление имуществом (учредителя управления или выгодоприобретателя); размер и форма вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором; срок действия договора.

В соответствие с п.п. 1,2 ст. 1017 ГК РФ договор доверительного управления имуществом должен быть заключен в письменной форме.

Договор доверительного управления недвижимым имуществом должен быть заключен в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества. Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество.

Договор доверительного управления наследственным имуществом ФИО1 доверительного управления наследственным имуществом составлен в простой письменной форме и соответствует гражданскому законодательству о форме сделки, в нем имеются все существенные условия.

Доводы истца о том, что данный договор не зарегистрирован в органах осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость, так как в его предмет входит недвижимое имущество, не принимается судом, так как в материалах дела имеется расписка в получении Степновским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на государственную регистрацию следующих документов: договора доверительного управления наследственным имуществом, заключенного в простой письменной форме от дд.мм.гг., акта приема передачи имущества в доверительное управление от дд.мм.гг. Сроки для предъявления документов на регистрацию законом не предусмотрены.

Таким образом, суд считает, что договор доверительного управления наследственным имуществом ФИО1 от дд.мм.гг. заключен в соответствии с требованиями закона и оснований для признания данного договора недействительным – нет.

Руководствуясь ст. ст. 1016, 1017, 1026, 1173 ГК РФ, ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Жигальцовой К.А. к Онишко Т.И. признании недействительным договора доверительного управления наследственным имуществом, принадлежащем ФИО1, от дд.мм.гг. - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Степновский районный суд Ставропольского края в течение 10 дней.

Председательствующий судья - М.Е. Котляров