РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.о.Тольятти «28» мая 2010 г.
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи ДЕМИДОВОЙ Т.Н.,
при секретаре ШУШКАНОВОЙ А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №г. по иску САЛИХОВА Руслана Давлатовича к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей,
УСТАНОВИЛ:
Салихов Р.Д. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, в котором просит обязать ответчика предоставить ему по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленных норм вне очереди как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Исковые требования мотивировал тем, что 14 декабря 2009 г. им в администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области было подано заявление с просьбой обеспечить его жилым помещением вне очереди как лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Администрация письменно отказала ему в обеспечении его жилым помещением, так как для получения жилья вне очереди он должен был встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жильем предоставляется детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей только до достижения ими 23 лет. Так как ему исполнилось 26 лет, то он утратил право на внеочередное предоставление ему жилого помещения. С решением администрации он не согласен, так как он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, установленная над ним опека прекратилась после достижения им возраста 18 лет. Жилого помещения принадлежащего ему на праве собственности или занимаемого по договору социального найма у него нет. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Его право на получение жилого помещения вне очереди не зависит от того, состоит ли он на учете в качестве нуждающегося в комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального района Ставропольский или нет. Жилье должно быть ему предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. Достижение им возраста 23 года не является основанием для отказа в предоставлении ему жилого помещения вне очереди. Считает, что у администрации муниципального района Ставропольский нет законных оснований для отказа ему в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
В судебном заседании истец Салихов Р.Д. и его представители Гранат М.А., Сергеев А.В. по устному ходатайству исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации муниципального района Ставропольский Самарской области Якунина А.А. по доверенности от 09.10.2009г. с иском не согласилась, пояснив суду, что истец должен был встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Истец никогда с пакетом документов в администрацию не обращался. Все заявления поданные лицами вносятся в книгу чета.
Представитель МУ «Управление по вопросам семьи, материнства и детства администрации муниципального района Ставропольский Самарской области « Горбунова О.Н. исковые требования не признала, пояснила суду, что в период с 2001-2002г. Салихов Р.Д. не обращался в МУ «УСМиД» по вопросу предоставления ему жилого помещения. Салихов Р.Д. обратился в МУ «УСМиД» с письменным заявлением в декабре 2009г., на тот момент ему уже исполнилось 26 лет, а как следует из преамбулы, а также из ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 21.12.1996г. №159-ФЗ его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. За Салиховым Р.Д. было сохранено право на жилое помещение на основании постановления Главы администрации от 15.06.2000г. №, так как он прописан в доме бабушки по адресу: <адрес>
Свидетель ФИО8 пояснила суду, что приходится бабушкой истцу, являлась его опекуном с 1999 года. Неоднократно обращалась в администрацию, чтобы поставили Салихова Р. На учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В администрации ей объяснили, что жилых помещений нет, а какой порядок обращения и какие документы надо собрать не объяснили.
Суд, выслушав мнение сторон, свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, находит иск неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый гражданин РФ имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Судом установлено, что Салихов Р.Д. с 11.08.1999г. состоял на первичном учете в МУ «Управление по вопросам семьи, материнства и детства администрации муниципального района Ставропольский» как оставшийся без попечения родителей, в связи с тем, что мать умерла, отец лишен родительских прав. Опекуном была назначена бабушка Аминова Закия Давлятовна, проживающая по адресу: <адрес>
Из заключения МУ ««Управление по вопросам семьи, материнства и детства администрации муниципального района Ставропольский» следует, что в связи с тем, что Салихов Р.Д. был прописан по адресу: <адрес> за ним было сохранено право на жилое помещение на основании Постановления Главы администрации Ставропольского района «О сохранении жилплощади за несовершеннолетним Джаббаровым Русланом, Джабаровым Марсом, Джабарровым Жамилем» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно свидетельству серии I-EP № от ДД.ММ.ГГГГ Джабборов Р.Д. сменил фамилию на Салихов.
17 мая 2010 г. прокуратура Ставропольского района Самарской области принесла протест на постановление главы администрации Ставропольского района №1298 от 15.06.2000г., требует его отменить как незаконное, поскольку орган опеки и попечительства администрации Ставропольского района был не вправе выносить распорядительные правовые акты относительно жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, поскольку указанное жилое помещение не относилось не государственному или муниципальному жилому фонду, а находилось в частной собственности Салихова К.С. (дедушки несовершеннолетних Джабарровых) с 14.12.1996г.
Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Статьей 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с последующими изменениями) определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.
Действующий с 01.03.2005г Жилищный кодекс РФ (п. 3 ст. 52) предусматривает, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
В целях защиты и реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Самарской области был принят закон «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11.07.2006г. ( вред. От 23.03.2010г.№29-ГД), в соответствии с которым действие настоящего закона распространяется на детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с п.2 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( в ред.Постановления Правительства Самарской области от 29.12.2008г. №534, от 17.02.2010г. №38) дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, для постановки на учет подают в уполномоченный орган личное заявление о предоставлении жилых помещений (социальной выплаты), подписанное заявителем.
На территории Самарской области действует Закон Самарской области «О жилище» от 05.07.2005г. №139-ГД, в соответствии с которым для рассмотрения вопроса о принятии на учет заявитель подает в уполномоченный орган заявление по форме, установленной приложением №1 к настоящему Закону (ст. 8). При администрации района действует комиссия по жилищным вопросам, в компетенцию которой входит постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судом установлено, что Салихов Р.Д. обратился в администрацию муниципального района Ставропольский с заявлением об обеспечении его жилым помещением только в 2009г., когда ему исполнилось 26 лет. До этого на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении во внеочередном порядке в комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального района Ставропольский не состоял.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996г. №159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Следовательно, Салихов Р.Д. утратил право на обеспечение его жилым помещением во внеочередном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 12,56,194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске САЛИХОВА Руслана Давлатовича к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в 10-дневный срок через Ставропольский районный суд Самарской области.
Судья
Мотивированное решение составлено «02» июня 2010г.
Решение вступило в законную силу