Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 октября 2010 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Деркачева С.В.
представителя заявителя Алымова И.И. – Алымовой Т.А. по доверенности от 29.09.2010 года
при секретаре Стрюковой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Алымова Ивана Ивановича об оспаривании действий нотариуса,
УСТАНОВИЛ:
Алымов И.И. обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с заявлением об оспаривании отказа нотариуса в совершении нотариальных действий, по отказу в выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. Отказ был мотивирован тем, что должностные лица органов местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти, следовательно, администрация с. Александровка Ставропольского района Самарской области не имела полномочий на удостоверение завещания. Заявленные требования мотивированы тем, что завещатель – Васецкий И.Ф., обратившись в администрацию за удостоверением завещания не предполагал, что подписанное им завещание, выражающее его волю не будет иметь законной силы. Обратился он, как предполагал, к уполномоченному на то лицу. Кроме того, в силу закона он имел право на распоряжение принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению, что он и сделал. Завещание составлено по всем правилам совершения нотариальных действий, и зарегистрировано в реестре совершения нотариальных действий, уполномоченным на то лицом.
В судебном заседании представитель заявителя, заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить.
Заинтересованное лицо – нотариуса Ставропольского нотариального округа Самарской области Рудских В.В. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещалась надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила, возражений по заявленным требованиям не представила. Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствии заинтересованного лица.
Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что заявитель является наследником по завещанию ФИО2 удостоверенному ДД.ММ.ГГГГ администрацией Ставропольского района Самарской области, зарегистрированного в реестре совершения нотариальных действий за №.
ФИО9 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Заявитель обратился в нотариальную контору Ставропольского района Самарской области заявлением о принятии наследства и представил завещание от имени ФИО2
ДД.ММ.ГГГГ заявителю было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию – то есть, отказано в совершении нотариальных действий. Отказ был мотивирован тем, что на момент заверения завещания, должностные лица органов местного самоуправления, и в данном случае администрации села Александровка, не имели полномочий на удостоверение завещания.
В ч.4 ст.1 Основ Законодательства РФ о нотариате принятых 11 февраля 1993 года, закреплена норма о том, что в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение нотариальных действий. Ст. 37 Основ содержит перечень конкретных нотариальных действий, которые могут быть совершены указанными должностными лицами. Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти в населенных пунктах, где нет нотариусов, устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации (ст. 39 Основ). Нотариальные действия (перечень определен), согласно п. 7 Инструкции утвержденной 19 марта 1993 года могут быть совершены в любом органе государственной власти должностным лицом, уполномоченным на совершение нотариальных действий. Таким образом, инструкция уточняет, что определенные нотариальные действия совершаются должностным лицом органа государственной власти.
Вместе с тем, на период принятия указанных выше нормативных правовых актов органы местного самоуправления входили в единую систему органов государственной власти.
Права должностных лиц органов местного самоуправления на совершение нотариальных действий были прямо закреплены в п.10 ст. 54 Федерального закона « О местном самоуправлении в Российской Федерации», где устанавливались полномочия поселковой, сельской администрации на совершение в соответствии с законодательством нотариальных действий. В п. 3 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 июня 1975 года № 394, устанавливается перечень должностных лиц исполнительных комитетов районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов, уполномоченных совершать нотариальные действия. Таким образом, ко времени принятия Конституции Российской Федерации 1993 года вопрос о наделении должностных лиц органов местного самоуправления правомочием по совершению нотариальных действий был положительным образом решен на федеральном уровне в рамках приведенных выше нормативных правовых актов. Ст. 12 Конституции РФ провозгласила самостоятельность органов местного самоуправления, исключив из числа органов государственной власти. Исходя из конституционного статуса местного самоуправления, являющегося формой самоорганизации граждан, п. 2 ст. 3 Конституции РФ закрепил возможность осуществления народом своей власти путем непосредственного волеизъявления, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
С целью реализации данного конституционного принципа в п. 5 ст. 4 ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривается возможность наделения органов местного самоуправления федеральными законами отдельными полномочиями Российской Федерации. На основании изложенного следует сделать вывод о том, что выполнение органами местного самоуправления от имени Российской Федерации определенных государственных полномочий может быть осуществлено лишь в случае прямого указания на это в Федеральном законе.
Эта же позиция, применительно к праву совершения нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, нашла свое отражение в п. 7 ст. 1125 Гражданского кодекса РФ, согласно которой, данное право должно быть предоставлено указанным лицам на основании закона. В момент заверения завещания на территории РФ продолжали действовать указанные выше нормативные правовые акты, закрепляющие правомочия органов местного самоуправления по совершению нотариальных действий. Данные акты после вступления в силу Конституции РФ в части названных норм, изменений не претерпели. Более того, 31.12.1995 года была принята редакция Федерального закона «О государственной пошлине» п. 10 ст. 5 которого закрепляет полномочия местного самоуправления устанавливать льготы по уплате государственной пошлины за выполнение ими нотариальных действий, что подтверждало наличие у этих органов полномочий по их совершению.
Кроме того, с 15.01.2008 года вступили в силу требования п. 3 ч. 1 ст. 14.1 ФЗ « 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, предусматривающие, что в случае отсутствия в поселении нотариуса, право совершения нотариальных действий, предусмотренных ст. 37 Основ законодательства РФ о нотариате, имеют главы местной администрации, поселения и специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления поселения. То есть, были утверждены и продолжили свое действие права глав местной администрации, поселения и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления поселения по удостоверению завещаний.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что и в настоящее время право должностных лиц местного самоуправления совершать нотариальные действия предоставлено им на основании указанных выше федеральных законов.
Завещатель, имея на праве собственности недвижимость, в силу ст.1118 ГК РФ завещание должно быть совершено лично, дееспособность гражданина должна быть проверена. В завещании ФИО2, данные атрибуты указаны. Завещание никем не оспорено и не отменено.
С учетом изложенного, решение нотариуса об отказе в выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию следует признать незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 312, 194 – 214 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным отказ нотариуса Ставропольского района Самарской области Рудских В.В. в совершении нотариального действия: в выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд.
Председательствующий -
Решение вступило в законную силу