Решение о признании права собственности на недвижимое имущество



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 октября 2010 года г. о. Тольятти

Судья Ставропольского районного суда Самарской области Леонов А.И., при секретаре Медыниной Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Корабельниковой Зяйтуны Валиахметовны, Корабельникова Сергея Васильевича к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании права собственности на недвижимое имущество,

УСТАНОВИЛ:

В исковом заявлении, с учетом уточненных требований в судебном заседании, Корабельникова просила признать за ней право общей долевой собственности (доля 2/3) на жилой дом общей площадью 88.5 кв.м., жилой площадью 50 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, с.п. <адрес>. Корабельников просил признать за ним право общей долевой собственности (доля 1/3) на жилой дом общей площадью 88.5 кв.м., жилой площадью 50 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, с.п. <адрес>.

В судебном заседании Корабельникова пояснила, что на основании договора № о безвозмездной передаче квартир в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, ей, Корабельникову С.В. и ФИО10 принадлежит вышеуказанное жилое помещение. В 1995 году ими была произведена реконструкция дома, в результате чего изменилась общая и жилая площадь помещения. Реконструкция проведена своими силами, за счет собственных средств, но без получения разрешения компетентных органов, в связи с чем, жилое помещение является самовольной постройкой. ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО10. Она является единственным наследником по закону после смерти матери. В ее свидетельстве о рождении фамилия матери указана «Гадиулова», хотя ее мать не состояла в зарегистрированном браке с ее отцом ФИО9 Они не имеют возможности зарегистрировать свои права на жилое помещение в установленном законом порядке, в связи с тем, что реконструкция жилого дома произведена самовольно.

Корабельников С.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика – администрации муниципального района Ставропольский Самарской области Якунина А.А. (по доверенности) исковые требования не признала, так как прав истцов они не нарушают, на имущество не претендуют.

Свидетели ФИО6, ФИО7 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснили, что ФИО10 приходилась матерью ФИО8 Братьев и сестер у ФИО8 нет.

Суд, заслушав стороны, проверив материалы гражданского дела, находит исковые требования законными и обоснованными.

По договору № от ДД.ММ.ГГГГ истцам и ФИО10 было передано в собственность вышеуказанное жилое помещение.

Как установлено в судебном заседании, вышеуказанными лицами без получения разрешения компетентных органов, самовольно, за счет личных средств была произведена реконструкция жилого дома.

При таких обстоятельствах, суд считает, что жилое строение является самовольной постройкой, поскольку вышеуказанными лицами в процессе реконструкции жилого дома не были получены соответствующие разрешения органов, ведающих вопросами строительства.

Согласно техническому паспорту, общая площадь жилого дома составляет 88.5 кв.м., жилая площадь составляет 50 кв.м.

Распоряжением администрации с.п. Ташелка № от ДД.ММ.ГГГГ, жилому помещению присвоен почтовый адрес: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, с.п. <адрес>.

Корабельников С.В. является собственником земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

В ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на жилой дом отсутствуют (сообщение л.д. 53).

Из представленных в суд заключений, следует, что жилой дом соответствует нормам и правилам и пригоден к эксплуатации, состояние основных несущих и ограждающих конструкций работоспособное и не противоречит требованиям норм, в том числе СНиП 3.03.01-87. «Несущие и ограждающие конструкции». Жесткость, прочность, геометрическая неизменяемость и пространственная устойчивость здания обеспечены, здание не создает угрозы жизни и здоровью граждан.

ФИО10 умерла ДД.ММ.ГГГГ (копия свидетельства о смерти л.д. 15).

В соответствии с ч. 2 ст.218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Наследственное дело после смерти ФИО10 не заводилось (сообщение нотариуса л.д. 62).

В свидетельстве о рождении Корабельниковой (Гадиуловой) З.В. (копия л.д. 20), в графе мать записана «Гадиулова Майя». Однако справка из администрации с.п. Ташелка подтверждает, ФИО10 Майя приходилась Корабельниковой З.В. матерью, с которой она проживала совместно по день смерти ДД.ММ.ГГГГ. Свидетели ФИО6, ФИО7 также подтвердили данный факт.

Согласно абз. 1 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.

Возникновение нового объекта объективно подтверждено техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ.

Пункт 27 данного Постановления указывает на то, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку. Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ.

С учетом изложенного, учитывая, что Корабельникова является собственником 1/3 доли вышеуказанного жилого дома, наследником после смерти ФИО10, которой принадлежала 1/3 доля жилого дома, а также супругой Корабельникова, которому на праве собственности принадлежит земельный участок, на котором расположен жилой дом, а также принимая во внимание положительные заключения компетентных органов в отношении жилого дома, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения исковых требований Корабельниковой.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

При таких обстоятельствах, учитывая, что земельный участок, на котором расположено самовольное строение, принадлежит Корабельникову на праве собственности, а также заключения компетентных органов, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения исковых требований Корабельникова С.В.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования - удовлетворить.

Признать за Корабельниковой Зяйтуной Валиахметовной право общей долевой собственности (доля 2/3) на жилой дом общей площадью 88.5 кв.м., жилой площадью 50 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, с.п. <адрес>.

Признать за Корабельниковым Сергеем Васильевичем право общей долевой собственности (доля 1/3) на жилой дом общей площадью 88.5 кв.м., жилой площадью 50 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, с.п. <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд.

Судья _________________________

Мотивированное решение изготовлено 02.11.2010 г.