РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Тольятти «13» декабря 2010 г.
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи ДЕМИДОВОЙ Т.Н.
с участием ответчика – представителя администрации муниципального района Ставропольский Самарской области ГАЛКИНОЙ Е.А. (по доверенности № 5985 от 08.10.2009 года)
при секретаре БУЯНОВОЙ Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску САМОЙЛОВОЙ Зои Андреевны к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о включении в состав наследственного имущества жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Самойлова З А. обратилась в суд с иском о включить жилого дома общей площадью 105,5 кв.м., жилой площадью 62,6 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение <адрес>, в состав наследственной массы, открывшейся после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя тем, что она является наследником по закону после смерти супруга ФИО2 В настоящее время она намерена оформить свои права на спорное имущество, однако сделать это не представляется возможным без обращения в суд с данным иском. На часть наследства, земельную долю, находящееся в составе земель сельскохозяйственного назначения СХАОЗТ «Белозерки» по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, <адрес>, она получила свидетельство о праве на наследство по закону. Кроме земельной доли, наследственное имущество состоит из земельного участка площадью 2500 кв.м с целевым использованием для приусадебного участка по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, <адрес>. На данном земельном участке расположен жилой дом общей площадью 105,5 кв.м, жилой – 62,6 кв.м. Жилой дом под литером А был построен в 1953 году родителями ее умершего мужа: ФИО3 и ФИО4, которые и являлись собственниками указанного жилого дома. Родители ее мужа умерли: ФИО3 – ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 - ДД.ММ.ГГГГ. На момент смерти родителей ее муж, ФИО2, проживал вместе с ними по одному адресу, в одном жилом доме, что подтверждается справкой администрации сельского поселения Верхние Белозерки за № от ДД.ММ.ГГГГ. При жизни ее муж, ФИО2, совместно с ней, после смерти своих родителей, фактически принял наследство, но не оформил свои права в соответствии с действующим законодательством. Фактически приняв наследство, стал владеть и пользоваться им, содержал дом в надлежащем состоянии и, кроме того, она после смерти своего мужа в 2004 году самовольно произвела реконструкцию жилого дома, осуществив пристрой к дому под литером А1.
Истица и ее представитель в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом. Истица передала в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, свои требования поддерживает.
Ответчик - представитель администрации муниципального района Ставропольский Самарской области Галкина Е.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала и не оспаривала право наследодателя на данный жилой дом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Самойловой З.А. и ее представителя Лепилиной Е.В.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной следки об отчуждении этого имущества.
На основании свидетельства о праве собственности на землю САМ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11), ФИО2 в <адрес>, на основании решения исполкома С/Совета от ДД.ММ.ГГГГ № для приусадебного участка предоставлено 0, 25 га земли.
Согласно справке администрации сельского поселения Верхние Белозерки муниципального района Ставропольский Самарской области за № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12), выданной на основании похозяйственной книги № ДД.ММ.ГГГГ г.г., л/счет № похозяйственной книги № ДД.ММ.ГГГГ г.г., л/с № на жилой площади по адресу: <адрес>, зарегистрированы: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, умер ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жена, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, умерла ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ; ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, умер ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ; Самойлова З.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сноха, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ; ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ, внук, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ; ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внучка, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, выбыла в другое хозяйство ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки администрации сельского поселения Верхние Белозерки муниципального района Ставропольский Самарской области за № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13), выданной на основании похозяйственной книги № ДД.ММ.ГГГГ г.г., л/с №, на жилой площади по адресу: <адрес>, зарегистрированы: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, умер ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ; Самойлова З.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жена, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ; ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ, сын, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно распоряжению администрации сельского поселения Верхние Белозерки муниципального района Ставропольский Самарской области за № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14), жилому дому, принадлежащему ФИО3 и ФИО4 на основании выписки из похозяйственной книги № лицевой счет № за ДД.ММ.ГГГГ присвоен почтовый адрес: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение <адрес> №, ранее: с.<адрес> б/н Ставропольского р-на <адрес>
Из распоряжения администрации сельского поселения Верхние Белозерки муниципального района Ставропольский Самарской области за № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15) следует, что земельному участку, принадлежащему ФИО2 на основании свидетельства о праве собственности на землю САМ № от ДД.ММ.ГГГГ, присвоен почтовый адрес: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Верхние Белозерки, <адрес> №, ранее: с.<адрес> Ставропольского р-на Самарской обл.
Согласно выписке из похозяйственной книги № лицевой счет № за ДД.ММ.ГГГГ г.г., выданной администрацией сельского поселения Верхние Белозерки муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16), индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, дом без номера, зарегистрирован на праве частной собственности за ФИО3 и ФИО4: основание занесения в похозяйственную книгу – самострой; год постройки – 1953 г.
Согласно ст. 263 ГК РФ, собственник земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения, осуществлять их перестройку или снос.
Судом установлено, что жилой дом, принадлежащий на праве собственности ФИО3 и ФИО4, после их смерти фактически принял в виде наследства их сын ФИО2, проживавший на момент смерти своих родителей в указанном доме вместе со своей женой Самойловой З.А.
Согласно свидетельству о смерти (л.д.7) ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Из технического паспорта (л.д.17-18) следует, что год постройки <адрес> литера А – 1953 год, литера А1 – 2004 год, что свидетельствует о том, что истица после смерти мужа ФИО2 самовольно произвела реконструкцию жилого дома, осуществив пристрой к дому под литером А1.
Согласно ст.222 ГК РФ, на самовольную постройку может быть признано право собственности, если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы третьих лиц, либо не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Из представленного в суд заключения филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области в г. Тольятти» за № от ДД.ММ.ГГГГ строение по санитарно- гигиеническим нормам пригодно для эксплуатации (л.д.40).
Согласно заключению отдела архитектуры администрации муниципального района Ставропольский Самарской области за № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.41), расположение пристроя (лит.А1) в границах земельного участка по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, с.п.Верхние Белозерки, <адрес>, не противоречит требованиям СНиП 2-07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», своду правил СП 30-102-99 «Планировка и застройка территории малоэтажного жилищного строительства».
Из технического заключения №Ж ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30-39) следует, что на основании данных обследования технического состояния несущих и ограждающих конструкций здания жилого дома лит.А, А1 по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, с.п.В.Белозерки, с.<адрес>, установлено, что в результате произведенной реконструкции – возведения пристроя лит.А1 не произошло нарушения несущих конструкций существующего здания в целом, состояние основных несущих и ограждающих конструкций обследуемого здания нормальное и не противоречит требованиям нормативных документов, в том числе СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции». Здание жилого дома пригодно для дальнейшей эксплуатации, жесткость, прочность. Геометрическая неизменяемость и пространственная устойчивость здания обеспечены, здание не представляет угрозы жизни и здоровью граждан.
Доказательств того, что нахождение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы третьих лиц в судебное заседание не представлено.
При таких условиях суд приходит к выводу, что сохранение данной постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Возведенное строение прав и законных интересов 3-х лиц не нарушает.
ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти I-ЕР № от ДД.ММ.ГГГГ. Наследником по закону, заявившим свои наследственные права, является истица.
ФИО2 при жизни, после смерти своих родителей, не оформил свои наследственные права и не узаконил самовольную постройку в соответствии с требованиями действующего законодательства.
С момента фактического принятия наследства и последующего самовольного возведения постройки по день смерти наследодатель пользовался имуществом открыто, добросовестно, непрерывно, в соответствии с его целевым назначением. Истец продолжает пользоваться домом и земельным участком по настоящее время. Право наследодателя на спорное имущество, в том числе в судебном порядке, не оспаривалось и обратного в судебном заседании не доказано.
В соответствии со ст.1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде, как единое целое и в один и тот же момент.
С учетом изложенного, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования и включить спорный реконструированный жилой дом в состав наследственной массы ФИО2
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования САМОЙЛОВОЙ Зои Андреевны удовлетворить.
Включить в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом общей площадью 105,5 кв.м, жилой площадью 62,6 кв.м, расположенный по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Верхние Белозерки, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней через Ставропольский районный суд.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 17 декабря 2010 года.