Решение о признании завещания действительным



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 июля 2011 года г. о. Тольятти

Ставропольский районный суд Самарской области в составе

председательствующего судьи Деркачева С.В.

с участием истца Степановой Е.В., представителя истца Степановой Е.В. – Пироговой Е.И. по доверенности от 28.01.2011г.

при секретаре Стрюковой Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1163/11 по иску Степановой Елены Валентиновны к нотариусу Лабунец Яне Витальевне о признании завещания действительным,

У С Т А Н О В И Л:

Степанова Е.В. обратилась в суд с иском, просила признать завещание, составленное ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес>, Ставропольского района, Куйбышевской области от имени ФИО2, на имя Поповой Елены Валентиновны – внучки, удостоверенное специалистом сельского Совета депутатов трудящихся Ставропольского района Куйбышевской области ФИО11, запись о нотариальных действиях – действительным.

В судебном заседании представитель истца Пирогова Е.И. исковые требования поддержала, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ умерла двоюродная бабушка истицы - ФИО2, которая при жизни распорядилась всем своим имуществом, какое ко дню смерти окажется ей принадлежащим, в чем бы таковое не заключалось и где бы оно не находилось, в том числе и жилой дом по адресу: Куйбышевская область, Ставропольский район, <адрес>, написав завещание в пользу Поповой Е.В. В установленный законом срок истица обратилась к нотариусу, где ей было разъяснено, что на завещании необходима отметка, что завещание не изменено и не отменено. В администрации сельского поселения <данные изъяты> нашли второй экземпляр завещания, однако не нашли выписку из журнала совершения нотариальных действий, по причине того, что специалист администрации не осуществила данную запись. Указанные обстоятельства не позволяют оформить истице свое право на наследственное имущество.

Истица Степанова Е.В. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.

В судебное заседание нотариус Лабунец Я.В. не явилась, извещалась надлежащим образом, возражений по заявленным требованиям не представила, просила рассмотреть дело без ее участия.

Суд, с учетом мнения истца, ее представителя, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие нотариуса Лабунец Я.В.

Суд, выслушав истца, представителя истца, исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании представленных в суд документов: договора купли-продажи (копия л.д.16), свидетельства о праве собственности на землю (копия л.д.13), выписки из похозяйсвтенной книги (копия л.д.14), распоряжения о присвоении почтового адреса (копия л.д.15), судом установлено, что ФИО2 являлась собственником жилого дома, расположенного по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, <адрес>.

Завещанием от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 все свое имущество завещала внучке - Поповой Е.В. (истице Степановой Е.В.). Данное завещание удостоверено в администрации <данные изъяты>, согласно данного завещания в книгу записи нотариальных действий, внесена запись . (копия л.д.12).

Согласно справки предоставленной администрацией с.<данные изъяты> Ставропольского района Самарской области, произвести отметку на завещании ФИО2 о том, что оно не отменено и не изменено сделать не представляется возможным, по небрежности специалиста администрации ФИО6, запись регистрации нотариальных действий в журнале совершения нотариальных действий за номером отсутствует (л.д.18).

ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти (копия л.д.6).

Наследником ФИО2 по завещанию является Степанова Е.В., ее двоюродная внучка, что также подтверждается представленными в суд документами: свидетельствами о рождении и заключении брака (копии л.д.7-11).

В части 4 статьи 1 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», принятых 11 февраля 1993 года, закреплена норма о том, что в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение нотариальных действий. Статья 37 Основ содержит перечень конкретных нотариальных действий, которые могут быть совершены указанными должностными лицами. Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти в населенных пунктах, где нет нотариусов, устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации (статья 39 Основ). Нотариальные действия (перечень определен), согласно пункту 7 Инструкции, утвержденной 19 марта 1993 года, могут быть совершены в любом органе государственной власти должностным лицом, уполномоченным на совершение нотариальных действий. Таким образом, инструкция уточняет, что определенные нотариальные действия совершаются должностным лицом органа государственной власти.

Вместе с тем, на период принятия указанных выше нормативных правовых актов органы местного самоуправления входили в единую систему органов государственной власти.

Права должностных лиц органов местного самоуправления на совершение нотариальных действий были прямо закреплены в пункте 10 статьи 54 Федерального закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации», где устанавливались полномочия поселковой, сельской администрации на совершение в соответствии с законодательством нотариальных действий. В пункте 3 Инструкции «О порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов», утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 июня 1975 года № 394, устанавливается перечень должностных лиц исполнительных комитетов районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов, уполномоченных совершать нотариальные действия. Таким образом, ко времени принятия Конституции Российской Федерации 1993 года вопрос о наделении должностных лиц органов местного самоуправления правомочием по совершению нотариальных действий был положительным образом решен на федеральном уровне в рамках приведенных выше нормативных правовых актов. Статья 12 Конституции Российской Федерации провозгласила самостоятельность органов местного самоуправления, исключив из числа органов государственной власти. Исходя из конституционного статуса местного самоуправления, являющегося формой самоорганизации граждан, пункт 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации закрепил возможность осуществления народом своей власти путем непосредственного волеизъявления, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

С целью реализации данного конституционного принципа в пункте 5 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривается возможность наделения органов местного самоуправления отдельными полномочиями Российской Федерации. На основании изложенного следует сделать вывод о том, что выполнение органами местного самоуправления от имени Российской Федерации определенных государственных полномочий может быть осуществлено лишь в случае прямого указания на это в Федеральном законе.

Эта же позиция, применительно к праву совершения нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, нашла свое отражение в пункте 7 статьи 1125 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой, данное право должно быть предоставлено указанным лицам на основании закона. В настоящее время на территории Российской Федерации продолжает действовать указанные выше нормативные правовые акты, закрепляющие правомочия органов местного самоуправления по совершению нотариальных действий. Данные акты после вступления в силу Конституции Российской Федерации в части названных норм, изменений не претерпели.

Кроме того, статья 333.24 НК РФ устанавливает, за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах...

Аналогичное положение содержалось в ФЗ «О государственной пошлине».

Данная норма, по мнению суда, является подтверждением полномочий по совершению органами местного самоуправления нотариальных действий.

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время право должностных лиц местного самоуправления совершать нотариальные действия предоставлено им на основании указанных выше федеральных законов.

Кроме того, завещатель ФИО2, имея на праве собственности недвижимость, в силу статьи 209 ГК РФ, вправе была распорядиться своим имуществом, то есть совершать любые действия по распоряжению своим имуществом, в том числе, и завещать данное имущество. В силу статьи 1118 ГК РФ завещание должно быть совершено лично, дееспособность гражданина должна быть проверена. На завещании стоит дата и место его составления, в тексте завещания полно и четко выражена воля наследодателя, то есть оно выполнено в соответствии с требованиями, предъявляемыми к форме и содержанию завещания, в связи с чем, требования о признании данного завещания действительным подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 12, 56, 194 – 199, 233-237 ГПК РФ,

РЕШИЛ:Исковые требования Степановой Елены Валентиновны – удовлетворить.

Признать завещание от ДД.ММ.ГГГГ, составленное <адрес>, Ставропольского района, Куйбышевской области от имени ФИО2, на имя Поповой Елены Валентиновны – внучки, удостоверенное специалистом сельского Совета депутатов трудящихся Ставропольского района Куйбышевской области ФИО6, запись о нотариальных действиях – действительным.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ставропольский районный суд.

Председательствующий: