Решение об обязании устранения нарушений требований пожарной безопасности



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 августа 2011 года г.о. Тольятти

Ставропольский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Деркачева С.В.

с участием помощника прокурора Свиридова С.В.

представителя ответчика – директора МОУ СОШ с.Александровка – Мотовичева С.Г., представителя ОГПН – Варвянского Р.С.

при секретаре Стрюковой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1292/11 по иску прокурора Ставропольского района Самарской области в интересах несовершеннолетних, неопределенного круга лиц к МОУ СОШ с.Александровка, администрации муниципального района Ставропольский об обязании устранения нарушений требований пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ставропольского района Самарской области, в интересах несовершеннолетних, неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил обязать МОУ СОШ с.Александровка Ставропольского района Самарской области, администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области незамедлительно устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в здании основного корпуса и Бахиловского филиала, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния учреждения в соответствии действующим законодательством, а именно:

1) обеспечить прямую телефонную связь с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи (ЕДДС);

2) обеспечить размещение радиаторов отопительной системы (батарей) на высоте не менее 2,2м от поверхности площадки лестницы.

3) обеспечить ширину эвакуационного (второго) выхода из помещения актового зала не менее 0,8 м

4)обеспечить помещение актового зала двумя рассредоточенными эвакуационными выходами;

5) обеспечить обозначение путей эвакуации в здании школы знаками пожарной безопасности, а также эвакуационными знаками безопасности с внешним или внутренним освещением (подсветкой) от аварийного источника электроснабжения либо знаками с применением фотолюминесцентных материалов;

6) обеспечить прокладку электрического кабеля по негорючему основанию;

7) обеспечить проведение проверки системы вентиляции и кухонных очагов перед началом учебного года;

8) обеспечить помещение спортивного зала двумя огнетушителями, пенными емкостью 10 л. или порошковыми весом 5 кг;

9) обеспечить своевременную перезарядку огнетушителей;

10) обеспечить наличие в административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах табличек с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

В судебном заседании помощник прокурора Свиридов С.В. поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить. При этом пояснил, что прокуратурой Ставропольского района проведена проверка исполнения федерального законодательства о пожарной безопасности в муниципальном общеобразовательном учреждений средней общеобразовательной школе с.Александровка. Учредителями МОУ СОШ с.Александровка являются Администрация муниципального района Ставропольский и Центральное Управление Министерства образования и науки Самарской области. Администрация муниципального района Ставропольский как учредитель осуществляет полномочия по финансированию затрат на коммунальные услуги, ремонт зданий, занимаемых школой, приобретение оборудования длительного пользования. Центральное Управление Министерства образования и науки контролирует соблюдение санитарных норм, техники безопасности, проведение мероприятий, необходимых для охраны жизни и здоровья учащихся и работников школы. Имущество закреплено за школой на праве оперативного управления, контроль за распоряжением данным имуществом осуществляется Администрацией муниципального района Ставропольский. В соответствии с Уставом на школу возложена обязанность обеспечивать сохранность жизни и здоровья учащихся. Однако при проверке были установлены ряд нарушений требований законодательства о пожарной безопасности. Указанные нарушения создают угрозу возникновения пожара, непосредственно влияют на время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала и обеспечение безопасной эвакуации детей, приводят к уменьшению времени наступления опасных факторов пожара по потере видимости, пониженной концентрации кислорода, воздействию токсичных продуктов горения и термического разложения, а, следовательно, возможности своевременной и безопасной эвакуации, непосредственно влияют на возможность тушения пожара в его начальной стадии. Самостоятельно МОУ СОШ с.Александровка в связи с трудным финансовым положением не может устранить допущенные нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, а также провести ремонт с целью дальнейшей эксплуатации здания. Учредителями - Администрацией муниципального района Ставропольский и Центральным Управлением Министерства образования и науки - необходимое финансирование на устранение указанных нарушений не осуществляется. Таким образом, в течение длительного времени в МОУ СОШ с.Александровка отсутствуют надлежащие условия, соответствующие требованиям пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологической безопасности.

Представитель ответчика МОУ СОШ с. Александровка муниципального района Ставропольский Самарской области – Мотовичев С.В. в судебном заседании заявленные исковые требования признал в полном объеме. При этом пояснив, что часть нарушений пожарной безопасности, таких как: обеспечить прямую телефонную связь с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи (ЕДДС); обеспечить помещение актового зала двумя рассредоточенными эвакуационными выходами; обеспечить обозначение путей эвакуации в здании школы знаками пожарной безопасности, а также эвакуационными знаками безопасности с внешним или внутренним освещением (подсветкой) от аварийного источника электроснабжения либо знаками с применением фотолюминесцентных материалов; обеспечить прокладку электрического кабеля по негорючему основанию; обеспечить помещение спортивного зала двумя огнетушителями, пенными емкостью 10 л. или порошковыми весом 5 кг; обеспечить своевременную перезарядку огнетушителей; обеспечить наличие в административных, складских и вспомогательных, уже устранены. На устранение остальных нарушений у МОУ СОШ с.Александрова нет денежных средств, финансирование школы должна осуществлять администрация муниципального района Ставропольский. Заявка на устранение данных нарушений оформлена.

В судебное заседание представитель ответчика - администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, Центрального Управления Министерства образования и науки Самарской области не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. Суд с учетом мнения явившихся лиц считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя ответчика и третьего лица.

Представитель Отдела надзорной деятельности г.о. Тольятти и муниципального района Ставропольский Самарской области Варвянский Р.С. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, подтвердил, что часть выявленных нарушений пожарной безопасности МОУ СОШ с.Александровка устранены.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы гражданского дела, считает, что заявление прокурора является обоснованным и подлежащим удовлетворению в части.

К такому выводу суд приходит, основываясь на нормах материального и процессуального права Российской Федерации, а также на исследованных в судебном заседании доказательствах.

В судебном заседании установлено, что в школе с.Александровка и ее Бахиловском филиале были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, на момент рассмотрения настоящих правоотношений, установлено, что часть нарушений устранены. Данные факты подтверждены предписанием по устранению нарушений требований пожарной безопасности, составленным должностным лицом ОГПН г.о. Тольятти и муниципального района Ставропольский, пояснениями директора МОУ СОШ с.Александровка, представителем ОГПН Варвянским Р.С., представленными в суд доказательствами (актом периодической проверки, копиями товарных чеков, приказом МОУ СОШ с.Александровка).

Согласно ст. 20 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жизнь.

Статья 45 Конституции Российской Федерации устанавливает, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Статья 31 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" устанавливает, органы местного самоуправления ответственны за: реализацию права граждан на получение начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

К исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относятся: планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования; формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования; строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ст. 32 названного Закона, образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Уставом образовательного учреждения.

Между тем, как установлено в судебном заседании школы в силу отсутствия денежных средств не имеют возможности содержать здание школ, которое бы отвечало требованиям норм пожарной безопасности. Данные факты никем не оспаривались.

Согласно Устава школы, к компетенции администрации муниципального района Ставропольский относится, осуществление полномочий по финансированию затрат на коммунальные услуги, ремонт зданий, приобретение технологического оборудования длительного пользования.

В соответствии с Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений и городских округов.

Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном по­рядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющих­ся частью комплекса мероприятий по организации ту­шения пожаров.

При принятии первичных мер пожарной безопаснос­ти следует руководствоваться «Правилами пожарной бе­зопасности в Российской Федерации», утвержденными Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313.

Статьей 19 ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" кроме всего прочего, установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относятся:

организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;

участие в выполнении федеральных и региональных целевых программ;

разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;

создание, реорганизация и ликвидация в установленном порядке пожарной охраны, финансируемой за счет средств местных бюджетов;

осуществление в пределах их компетенции экономического и социального стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

установление специальных местных налогов и (или) целевых сборов с граждан и юридических лиц на обеспечение пожарной безопасности;

содействие созданию и деятельности фондов пожарной безопасности;

обучение населения мерам пожарной безопасности и его привлечение к предупреждению и тушению пожаров;

содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны;

организация общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности.

Учитывая установленные нарушения, предмет рассматриваемых правоотношений, возможное неконтролируемое горение, которое может причинить вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства, суд считает необходимым возложить на администрацию муниципального района Ставропольский обязанность по устранению нарушений требований норм пожарной безопасности.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора муниципального района Ставропольский Самарской области – удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в здании основного корпуса и Бахиловского филиала, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния учреждения в соответствии действующим законодательством, а именно:

1) обеспечить размещение радиаторов отопительной системы (батарей) на высоте не менее 2,2м от поверхности площадки лестницы.

2) обеспечить ширину эвакуационного (второго) выхода из помещения актового зала не менее 0,8 м;

3) обеспечить проведение проверки системы вентиляции и кухонных очагов перед началом учебного года;

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд.

Председательствующий: