Решение об обязании устранения нарушений требований пожарной безопасности



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 августа 2011 года г.о. Тольятти

Судья Ставропольского районного суда Самарской области Леонов А.И., с участием помощника прокурора муниципального района Ставропольский Самарской области Поповой О.А., при секретаре Медыниной Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1347/11 по иску прокурора Ставропольского района Самарской области в интересах несовершеннолетних, неопределенного круга лиц к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области об обязании устранения нарушений требований пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ставропольского района Самарской области (далее Прокурор), в интересах несовершеннолетних, неопределенного круга лиц обратился с исковым заявлением, с учетом отказа от исковых требований в части (определение) просил обязать администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в здании основного корпуса, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния учреждения в соответствие с действующим законодательством, а именно: обеспечить прямую телефонную связь с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи (ЕДДС).

В судебном заседании помощник прокурора Попова О.А. требования поддержала, просила их удовлетворить. Пояснила, что прокуратурой Ставропольского района была проведена проверка исполнения федерального законодательства о пожарной безопасности в муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе с. Р. Борковка. Учредителями МОУ СОШ с. Р. Борковка являются администрация муниципального района Ставропольский и Центральное Управление Министерства образования и науки Самарской области. Администрация муниципального района Ставропольский как учредитель осуществляет полномочия по финансированию затрат на коммунальные услуги, ремонт зданий, занимаемых школой, приобретение оборудования длительного пользования. Центральное Управление Министерства образования и науки контролирует соблюдение санитарных норм, техники безопасности, проведение мероприятий, необходимых для охраны жизни и здоровья учащихся и работников школы. Имущество закреплено за школой на праве оперативного управления, контроль за распоряжением данным имуществом осуществляется администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области. При проверке были обнаружены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. Указанные нарушения создают угрозу возникновения пожара, непосредственно влияют на время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала и обеспечение безопасной эвакуации детей, приводят к уменьшению времени наступления опасных факторов пожара по потере видимости, пониженной концентрации кислорода, воздействию токсичных продуктов горения и термического разложения, а, следовательно, возможности своевременной и безопасной эвакуации, непосредственно влияют на возможность тушения пожара в его начальной стадии. Самостоятельно МОУ СОШ с. Р. Борковка, в связи с трудным финансовым положением не имеет возможности устранить допущенные нарушения требований пожарной безопасности.

В судебное заседание представитель ответчика - администрации муниципального района не явился, извещался, о причине неявки не сообщил.

Суд, с учетом мнения явившихся лиц, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Представитель Центрального Управления Министерства образования и науки Самарской области (по доверенности) Горина И.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что, согласно Учредительному договору от 20.03.2003 года, Центральное управление департамента образования и науки Администрации Самарской области и Администрация Ставропольского района являются учредителями муниципальных образовательных учреждений. Для обеспечения функционирования учреждений, учредители разграничили вопросы своей компетенции. Такими полномочиями для администрации являются, в том числе: осуществление полномочий по финансированию муниципальных программ, реализуемых учреждением, осуществление полномочий по финансированию затрат на коммунальные услуги, ремонт зданий, занимаемых учреждением и приобретение технологического оборудования длительного пользования. Кроме того, п. 6.1 ст. 29 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» предусмотрено, что обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. Таким образом, финансирование устранения установленных нарушений норм пожарной безопасности должно быть обеспечено органом местного самоуправления.

Представитель Отдела надзорной деятельности г.о. Тольятти и муниципального района Ставропольский Самарской области (по доверенности) Кирпичников С.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы гражданского дела, считает, что заявление прокурора является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

К такому выводу суд приходит, основываясь на нормах материального и процессуального права Российской Федерации, а также на исследованных в судебном заседании обстоятельствах.

В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения настоящих правоотношений в МОУ СОШ с. Р. Борковка установлены и не устранены нарушения норм пожарной безопасности, а именно: не обеспечена прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи (ЕДДС). Данное обстоятельство подтверждено актом проверки № 867 (копия л.д. 6), соответствующим предписанием, составленным должностным лицом ОГПН г.о. Тольятти (копия л.д. 7).

Согласно ст. 20 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жизнь.

Статья 45 Конституции Российской Федерации устанавливает, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Статья 31 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" устанавливает, органы местного самоуправления ответственны за: реализацию права граждан на получение начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

К исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относятся: планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования; формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования; строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ст. 32 названного Закона, образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

Между тем, как установлено в судебном заседании школа в силу отсутствия денежных средств не имеет возможности содержать здание школы в состоянии, которое бы отвечало требованиям норм пожарной безопасности. Данные факты никем не оспаривались.

Согласно Учредительному договору от 20.03.2003 года, Центральное управление департамента образования и науки Администрации Самарской области и Администрация Ставропольского района являются учредителями муниципальных образовательных учреждений. К полномочиям администрации относится, в том числе: осуществление полномочий по финансированию муниципальных программ, реализуемых учреждением, осуществление полномочий по финансированию затрат на коммунальные услуги, ремонт зданий, занимаемых учреждением и приобретение технологического оборудования длительного пользования.

В соответствии с Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений и городских округов.

Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном по­рядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющих­ся частью комплекса мероприятий по организации ту­шения пожаров.

При принятии первичных мер пожарной безопаснос­ти следует руководствоваться «Правилами пожарной бе­зопасности в Российской Федерации», утвержденными Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313.

Статьей 19 ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" кроме всего прочего, установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относятся:

организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;

участие в выполнении федеральных и региональных целевых программ;

разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;

создание, реорганизация и ликвидация в установленном порядке пожарной охраны, финансируемой за счет средств местных бюджетов;

осуществление в пределах их компетенции экономического и социального стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

установление специальных местных налогов и (или) целевых сборов с граждан и юридических лиц на обеспечение пожарной безопасности;

содействие созданию и деятельности фондов пожарной безопасности;

обучение населения мерам пожарной безопасности и его привлечение к предупреждению и тушению пожаров;

содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны;

организация общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности.

Учитывая установленные нарушения, предмет рассматриваемых правоотношений, возможное неконтролируемое горение, которое может причинить вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства, суд считает необходимым возложить на администрацию муниципального района Ставропольский обязанность по устранению нарушений требований норм пожарной безопасности.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора муниципального района Ставропольский Самарской области - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в здании основного корпуса, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния МОУ СОШ с. Р. Борковка муниципального района Ставропольский Самарской области в соответствие с действующим законодательством, а именно: обеспечить прямую телефонную связь с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи (ЕДДС).

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд.

Судья _________________________

Мотивированное решение изготовлено 23.08.2011 года.