Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Судья Ставропольского районного суда Самарской области Болохова О.В., с участием представителя заявителя Аксентьева И.Н. по доверенности ДД.ММ.ГГГГ, представителя заинтересованного лица – Колебировой Е.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Вискуновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 1494\11 по заявлениям Кривобоковой Екатерины Анатольевны о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, У С Т А Н О В И Л : Кривобокова Е.А. обратилась в Ставропольский районный суд Самарской области с заявлениями к Управлению Росреестра по Самарской области о признании незаконными отказов №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3019 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, Ставропольский район, с. <адрес> участок № права собственности на земельные участки: кадастровыми номерами № №, расположенные по адресу: Самарская область, Ставропольский район, с.<адрес> № и № и обязании Управления осуществить заявленные регистрационные действия. Заявления мотивированы тем, что Кривобоковой Е.А. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 3019 кв.м., предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства. Заявитель ДД.ММ.ГГГГ подал в Ставропольский филиал Управления Росреестра по Самарской области (далее – Управление) заявления о прекращении права собственности на указанный участок в связи с его разделом на два земельных участка площадью 2762 кв.м и 257 кв.м, и регистрации перехода права собственности на вновь образуемые земельные участки. На указанные заявления были получены сообщения об отказе в государственной регистрации. Считает отказ не соответствующим закону и нарушающим права граждан. Необходимость раздела земельного участка возникла в связи с тем, что между истцом и собственником соседнего земельного участка (ООО «Шайба») было достигнуто соглашение о приобретении последним земельного участка площадью 257 кв.м. в целях последующего присоединения к смежному земельному участку. В связи с чем, опасения регистрационной службы о предполагаемой невозможности использования земельного участка площадью 257 кв. м, в соответствии с разрешенным использованием, беспочвенны. Также в данном случае не подлежат применению нормы о минимальном размере земельных участков, установленных Постановлением Собрания Представителей Ставропольского района № 93 от 29.12.2005. Определением суда от 15.08.2011 заявления объединены в одно производство. В судебном заседании представитель заявителя полностью подержал заявления, считает отказы незаконными, так как раздел участков произведен в соответствии с планировочным решением, утвержденным Отделом архитектуры и градостроительства. Цель раздела – присоединение участка площадью 257 кв.м к смежному участку. Считает отказ в государственной регистрации незаконным. Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - требования не признал, считает отказы обоснованными, так как заявителем не представлены документы, подтверждающие возможность использования участка площадью 257 кв.м. в соответствии с его разрешенным использованием: согласование с отделом архитектуры. Даные документы на государственную регистрацию не предоставлялись, заявитель имел возможность представить указанные документы, так как регистрация была приостановлена для запроса документов, однако этого не было сделано. Государственным регистратором направлялся запрос в Отдел архитектуры, на что получен ответ, что раздел не согласовывался. Считает отказы обоснованными, просит в удовлетворении заявлений отказать. Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица - Администрации муниципального района Ставропольский (отдела архитектуры и градостроительства) в судебное заседание не явился, просит гражданское дело рассмотреть в отсутствие представителя. Согласно отзыва, раздел спорного земельного участка отделом архитектуры и градостроительства не согласовывался. Соответствующие пояснения в части возможности раздела вышеуказанного земельного участка могут быть подготовлены только после ознакомления с документацией. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований к удовлетворению заявления. В соответствии с п.2 ст.16 и п.1 ст.18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Указанные документы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (далее - ЕГРП), содержать описание недвижимого имущества. ДД.ММ.ГГГГ Кривобокова Е.А. обратилась в Управление с заявлением № о государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 3019 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, участок № и заявлениями № и № о государственной регистрации права собственности на два земельных участка (площадью 2762 кв.м. и 257 кв.м.) с кадастровыми номерами № № образованные в результате деления земельного участка площадью 3019 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в совершении заявленных регистрационных действий (сообщения № № №) на основании абз.10 п.1 ст.20 Закона о регистрации: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав. Согласно сведениям ЕГРП заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок, с кадастровым номером № площадью 3019 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, участок №-Б, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства. Согласно ст.4 Федерального закона от 07.07.2003г. №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Из представленных на государственную регистрацию документов следует, что право собственности на вышеуказанный земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства площадью 3019 кв.м. прекращается в связи с его разделом на два земельных участка площадью 2762 кв.м. и 257 кв.м. В соответствии с п.1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ, государственной регистрации в ЕГРП подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. Согласно ст. 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами, не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. В соответствии с п.1 ст. ЗЗ Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии с Постановлением Собрания представителей Ставропольского района Самарской области № 93 от 29.12.2005 г. и № 78 от 27.12.2006 г. установлено, что минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам из государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства составляет 600 кв.м. В соответствии со ст. 41 Градостроительного кодекса РФ в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. При этом размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков. Обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку. Объединение земельных участков в один земельный участок допускается только при условии, если образованный земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны. Государственным регистратором был направлен запрос в отдел архитектуры муниципального района Ставропольский Самарской области. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Кривобоковой Е.А. было направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации, в котором заявительнице предлагалось самостоятельно представить документы, необходимые для возобновления регистрации. Также Кривобокова была уведомлена, что в случае неустранения причин, препятствующих государственной регистрации, в осуществлении регистрации будет отказано. ДД.ММ.ГГГГ Кривобоковой Е.А. было подано заявление о приостанвоении государственной регистрации сроком на 90 дней для сбора недостающих документов. ДД.ММ.ГГГГ Управлением был получен ответ отдела архитектуры и градостроительства муниципального района Ставропольский Самарской области, в котором было указано, что данный раздел с отделом архитектуры не согласовывался. Пояснения о возможности раздела вышеуказанного земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства на два объекта площадью 257 кв.м. и 2 762 кв.м. будут подготовлены после ознакомления с документацией на вновь образованные земельные участки (л.д.86-87). Заявительницей в установленный срок документы, подтверждающие согласование раздела с отделом архитектуры, и возможность использования участка площадью 257 кв. м в соответствии с его разрешенным использованием - не представлены. При таких обстоятельствах, государственным регистратором сделан обоснованный вывод о том, что на основании представленных документов невозможно установить, возможно ли дальнейшее использование земельного участка площадью 257 кв. м в соответствии с его разрешенным использованием или нет. Заявительнице отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 257 кв.м. Также отказано в государственной регистрации права на земельный участок площадью 2762 кв.м. и прекращения права на земельный участок площадью 3019 кв.м. Ссылка представителя заявительницы на то, что раздел участков был согласован с отделом архитектуры и градостроительства, что подтверждается планировочным решением (л.д.27) не может быть принята во внимание. Как следует из материалов регистрационного дела, исследованных в судебном заседании, государственному регистратору планировочное решение не предоставлялось, в связи с чем государственный регистратор не имел возможности исследовать данный документ. Согласно ответу, отдела архитектуры, раздел участка не согласовывался. Ссылка на то, раздел участка производится в целях присоединения участка площадью 257 кв.м к смежному участку – также не может быть принята во внимание, так как документы, подтверждающие данный факт (планировочное решение и предварительный договор купли-продажи) государственному регистратору также представлены не были. Довод представителя о том, что на основании ст. 41 Градостроительного кодекса РФ предоставление планировочного решения не требуется - несостоятельна. Согласно п. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, размеры образованных земельных участков не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков. Обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку. В связи с тем, что площадь вновь образованного земельного участка меньше установленного для земельных участков с данным разрешенным использованием минимального размера, у государственного регистратора не было возможности установить, возможно ли дальнейшее использование такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием или нет. Довод представителя о том, что на государственную регистрацию представлены документы, согласно обычному перечню и иные документы не были приняты специалистом, осуществляющим прием документов – не может быть принят во внимание. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ заявительнице предложено самостоятельно представить документы подтверждающие возможность использовать данный земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием,был предоставлен срок до27.02.2011(л.д82). ДД.ММ.ГГГГ Кривобоковой Е.А. было подано заявление о приостановлении государственной регистрации на срок 90 дней для сбора недостающих документов (л.д.88). Однако, в указанные сроки заявительницей имеющаяся у нее документация (планировочное решение, согласованное с отделом Архитектуры) государственному регистратору предоставлена не была. Из отдела Архитектуры поступил ответ о том, что раздел земельных участков с ним не согласовывался. В связи с этим государственным регистратором был сделан обоснованный вывод, о том, что невозможно установить, возможно ли дальнейшее использование земельного участка площадью 257 кв.м. в соответствии с его разрешенным использованием. Согласно статьи 255 ГПК РФ пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, органа государственной власти недействительным является одновременное наличие двух условий - незаконности правового акта, государственного органа и нарушение прав и законных интересов или создание препятствий к осуществлению прав и свобод, обратившегося в суд с соответствующим требованием гражданина. В соответствии со ст.258 ГПК РФ суд может признать действия государственного органа незаконными, если будет установлено, что данным органом допущено нарушение прав и свобод гражданина. В соответствии с п.4 ст.258 ГПК РФ, в случае если оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Учитывая, что решения государственного органа приняты в соответствии с законом, права и свободы Кривобоковой Е.А. не нарушены, в удовлетворении требований об обязании Управления произвести государственную регистрацию прекращения права собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:32:1701028:71, право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 63:32:1701028:142, 63:32:1701028:143 следует отказать. Руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : В удовлетворении заявлений Кривобоковой Екатерины Анатольевны о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области – отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в десятидневный срок через Ставропольский районный суд. Судья
14 сентября 2011 года г. Тольятти