Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 февраля 2011 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Деркачева С.В.
с участием:
заявителя Гришина И.Н., его представителя Гришиной Г.С. в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ
представителя заинтересованного лица – администрации муниципального района Ставропольский Самарской области – Ставнкиной М.Н. по доверенности
при секретаре Стрюковой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по жалобе Гришина Ивана Николаевича об оспаривании решения администрации муниципального района Ставропольский Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Гришин И.Н. обратился в суд с указанным заявлением.
В судебном заседании заявитель и его представитель требования поддержали и просили их удовлетворить, при этом пояснили, что 07.09.2010 года Гришин И.Н., обратился к Главе муниципального района Ставропольский с заявлением о предоставлении на платной основе земельного участка для осуществления индивидуального строительства. Однако в предоставлении земельного участка ему было отказано, ссылаясь на то, что на испрашиваемом им земельном участке предусмотрено размещение объектов соцкультбыта и пожарного депо. С данным отказом Гришин И.Н. и его представитель не согласны, считают его незаконным и необоснованным поскольку ссылку Администрации Ставропольского района на тот факт, что земля зарезервирована, нельзя признать правомерным, так как согласно ст. 70.1 Земельного Кодекса земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Просят признать отказ Администрации муниципального района Ставропольский от 15.10.2010 года в предоставлении Гришину И.Н. на возмездной основе земельного участка в границах муниципального района Ставропольский <адрес> (правая линия) площадью 0,3 га (3 000 кв.м.) для осуществления индивидуального строительства жилого дома, - незаконным.
Представитель заинтересованного лица – Администрации муниципального района Ставропольский в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась и возражала против их удовлетворения. При этом пояснила, что по материалам экспликации генерального плана <адрес> на данном земельном участке № № предусмотрено размещение объектов соцкультбыта и пожарного депо. Заказчиком разработки генерального плана данной территории выступал Волжский Автомобильный Завод. Генплан территории утвержден задолго до обращения Гришина И.Н. в администрацию района о выкупе земли. Учитывая, что каких либо изменений генеральный план и градостроительная документация по планировке застройки территории <адрес> муниципального района Ставропольский не содержит, оснований для предоставления земельного участка физическому лицу для индивидуальной застройки у администрации района не имеется. В случае предоставления этого земельного участка для индивидуального жилищного строительства интересы органа местного самоуправления в лице администрации района и населения села <адрес> будут ущемлены в значительной мере.
Кроме того, как следует из пояснений представителя администрации м.р. Ставропольский на момент разработки данной документации заказчиком генерального плана <адрес> являлся ВАЗ, т.к. указанный массив принадлежал ВАЗу. Позже частично материалы генерального плана переданы отделу архитектуры администрации м.р. Ставропольский. Согласно экспликации на данном участке под № № предусмотрено размещение пожарного депо. Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассматривая дела данной категории, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта. Согласно п.З статьи 209 Гражданского кодекса РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ, права владения, пользования и распоряжения имуществом – принадлежат собственнику. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст. 28 земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ст. 70.1 ЗК РФ, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Судом установлено, что 07.09.2010 года Гришин И.Н. обратился к Главе муниципального района Ставропольский с заявлением о предоставлении на платной основе земельного участка в границах муниципального района Ставропольский <адрес> (правая линия) площадью 0,3 га (3 000 кв.м.) для осуществления индивидуального строительства жилого дома.
Также судом установлено, что 16.09.2010 года муниципальное учреждение «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Ставропольский» направило соответствующее обращение в отдел архитектуры администрации района с просьбой о выдачи заключения о разрешенном использовании земельного участка по <адрес> в границах <адрес> в соответствии с градостроительной документацией.
12.10.2010 года отдел архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Ставропольский сообщил заявителю, что испрашиваемый участок расположен в границах территории, на которую разработана градостроительная документация. В соответствии с градостроительной документацией на данной территории предусмотрено размещение объектов соцкультбыта и пожарного депо. В связи с чем подготовить согласования в части предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства не представляется возможным<данные изъяты>
Также судом установлено, что работа по резервированию данного земельного участка не проводилась, однако данное обстоятельство не исключает имеющейся и предоставленной в материалы дела градостроительной документации, генерального плана села <адрес>, утвержденного постановлением администрации Ставропольского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ, выкопировки из генерального плана села <адрес> (проект застройки жилого района индивидуальной застройки «ВАЗа в районе <адрес>) согласно которых испрашиваемый Гришиным И.Н. земельный участок на территории <адрес> № по <адрес>, общей площадью 3000 кв.м., предназначен под размещение объектов соцкультбыта и пожарного депо.
Кроме того, согласно ст. 1 ЗК РФ, следует, что полномочия органов местного самоуправления по распоряжению муниципальной собственностью, в том числе в части распоряжения земельными участками сводятся к недопущению удовлетворения прав одного землепользователя в ущерб прав и законных интересов других лиц.
Предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду осуществляется при наличии таких земельных участков, расположенных в границах соответствующего муниципального образования и в обязательном порядке свободных от прав третьих лиц.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 2мая2006года N59-ФЗ (далее Федеральный закон), граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
Таким образом, администрация муниципального района Ставропольский, учитывая интересы населения территории данной местности, приоритета размещения объектов соцкультбыта и пожарного депо перед жилищной застройкой, обоснованно отказала Гришину И.Н. в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что полномочия возложенные на администрацию муниципального района Ставропольский, органом местного самоуправления были выполнены и действиями администрации права Гришина И.Н. нарушены небыли.
Решение об отказе в предоставлении участка, законно было принято органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 152, 194 – 214 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требования Гришина Ивана Николаевича об оспаривании решения администрации муниципального района Ставропольский Самарской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в десятидневный срок через Ставропольский районный суд.
Председательствующий –