Решение о признании права на досрочное назначение пенсии



Дело № 2-223/2010

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и.

С. Староюрьево. 14 октября 2010 г.

Староюрьевский районный суд Тамбовской области в составе

Председательствующей судьи Марковой Л.А.

При секретаре Поповой К.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стребковой И.С. к ГУ УПФР в Староюрьевском районе о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

У с т а н о в и л :

Стребкова И.С. обратилась в суд с исковым заявлением о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указав, что с 1990 года она работает в <данные изъяты> ЦРБ в качестве медсестры. 15.09.2010 г. она обратилась в ГУ УПФ РФ в Староюрьевском районе с заявлением о назначении ей пенсии в связи с наличием у неё 25-летнего медицинского стажа. В назначении пенсии было отказано по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. Из медицинского стажа был исключён период её работы в качестве заведующей фельдшерско-акушерским пунктом в <данные изъяты>, хотя она выполняла функции фельдшера и оказывала медицинскую помощь населению. Исключены из медицинского стажа периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 17.01.94 г. по 17.02.94 г., с 17.05.99 г. по 17.06.99 г., с 12.09.2005 г. по 24.10.2005 года, а также работа в ТМО с 01.11.99 г. по 19.10.2000 г. Просит засчитать в стаж на соответствующих видах работ указанные периоды в льготном исчислении, признать незаконным отказ ГУ УПФР в Староюрьевском районе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, обязать ГУ УПФР в Староюрьевском районе назначить ей досрочную трудовую пенсию с 15.09.2010 года.

В судебном заседании истец Стребкова И.С. заявленные требования поддержала по обстоятельствам, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – ГУ УПФР в Староюрьевском районе Дроков Р.А. исковые требования Стребковой не признал, пояснив, что в медицинский стаж не могут быть включены период работы Стребковой И.С. в должности зав. <данные изъяты> ФАПом, так как указанная должность не предусмотрена Номенкатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утверждённой приказом Минздрава РФ от 15.10.99 г. № 377. ТМО в качестве медицинского учреждения также не предусмотрено Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правилами, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации не могут быть включены в медицинский стаж в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…», утверждёнными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года, кроме того, в указанный период Стребковой И.С. не осуществлялась лечебная и иная деятельность по охране здоровья. Специальный стаж Стребковой И.С. составляет 23 года 24 дня, что не даёт ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан видно, что Стребковой отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием у неё 25 летнего трудового стажа, связанного с оказанием лечебной помощи населению. При этом из трудового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, исключены периоды её работы в качестве заведующей ФАПом, курсы повышения квалификации и период работы в ТМО с. 01.11.99 г. по 19.10.2000 г. ( л.д. 10-17 )

Cвидетель ФИО6 пояснила, что во время работы Стребковой И.С. в ФАПе она была единственным медицинским работником и, кроме хозяйственных функций по обеспечению деятельности ФАПа, оказывала медицинскую помощь населению.

По показаниям свидетеля ФИО7, она вместе со Стребковой И.С. работала акушеркой, в родильном отделении, каждая из них то была акушеркой, то медсестрой по уходу за новорождёнными.

Согласно трудовой книжки Стребковой И.С. ( л.д. 6-7 ) 01.04.1990 г. она принята на работу заведующей <данные изъяты> ФАПом, 03.08.1990 г. переведена акушеркой в <данные изъяты> врачебную амбулаторию. 19.11.1993 г. переведена подменной акушеркой в родильное отделение. 17.03.94 г. переведена медсестрой по уходу за новорождёнными родильного отделения. 01.02.1990 г. <данные изъяты> ЦРБ переименована в <данные изъяты> ТМО.12.12.1997 г. родильное отделение переименовано в акушерское отделение. 20.10.2000 г. <данные изъяты> ТМО переименовано в <данные изъяты> ЦРБ. 25.01.2002 г. переведена акушеркой акушерского отделения. 01.0105 г. акушерское отделение перепрофилировано в акушерское патологии беременности.

Из справки ( л.д.8-9 ) видно, что с 17.01.94 г. по 17.02.1994 г. Стребкова И.С. работала подменной акушеркой стационарного родильного отделения, с 17.05.99 г. по 17.06.99 г. – медсестрой по уходу за новорождёнными акушерского стационарного отделения, с 12.09.2005 г. по 24.10.2005 г. – акушеркой стационарного отделения патологии беременности.

Согласно справки ( л.д. 34 ) в должностные обязанности заведующей ФАПом входят обязанности по оказанию доврачебной помощи населению, выполнение врачебных назначений, проведение диспансеризации и иммунизации населения.

Суд, заслушав стороны, свидетелей, изучив письменные материалы дела, приходит к выводу об обоснованности требований Стребковой И.С.

В соответствии со ст. 28 п.1 п.п. 11 Закона РФ « О трудовых пенсиях в РФ « правом на досрочное назначение пенсии по старости обладают лица, не менее 25 лет осуществляющие в сельской местности лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. В силу п. 3 ст. 28 того же Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений ( организаций ), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 п. 1 ст. 28 Закона « О трудовых пенсиях в РФ «, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.02 г. предусмотрена должность «заведующий ФАПом – фельдшер. Из справки, выданной главным врачом Староюрьевской ЦРБ, видно, что в структуре Спасского ФАПа была предусмотрена должность заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, в её обязанности входило оказание медицинской помощи населению. Следовательно, в указанный период времени с 1апреля 1990 г по 2 августа 1990 года ( 4 месяца 2 дня в календарном исчислении ) непосредственная работа Стребковой И.С. заключалась в оказании медицинской помощи населению, а потому должна быть засчитана в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

П. 3 Постановления правительства РФ от 22.09.99 г. № 1066 в редакции Постановления Правительства РФ от 19.02.2001 г. № 130 установлено, что правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, утверждённые Постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.91 г. № 464, применяются в отношении периодов работы до 1 ноября 1999 г.

Учитывая, что пунктом2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991года N464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

С учётом изложенного медицинский стаж Стребковой И.С. в указанный период должен быть исчислен в льготном порядке, что составляет 5 месяцев 2 дня.

Суд считает, что из специального стажа Стребковой Н.С. УПФР в Староюрьевском районе необоснованно были исключены периоды нахождения её на курсах повышения квалификации с 17.01.94 г. по 17.02.94 г. (1 месяц 1 день в календарном исчислении ), с 17.05.1999 г. по 17.06.1999 г. (1 месяц 1 день в календарном исчислении ), с 12.09.2005 г. по 24.10.2005 г. (1 месяц 13 дней в календарном исчислении ). Из материалов дела видно, что периоды с 17.01.94 г. по 17.02.94 г., с 17.05.1999 г. по 17.06.1999 г. относятся к периоду деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Исходя из изложенного и принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N2-П это означает, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Действовавшее в период нахождения Стребковой И.С. на курсах повышения квалификации с отрывом от производства Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное названным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397, предусматривало включение время обучения на курсах повышения квалификации по специальности в стаж работы по специальности.

Таким образом, периоды нахождения Стребковой И.С. с 17.01.94 г. по 17.02.94 г. ( подменная акушерка родильного стационарного отделения - 1 месяц 1 день в календарном исчислении ), с 17.05.1999 г. по 17.06.1999 г. ( медсестра по уходу за новорождёнными детьми акушерского стационарного отделения - 1 месяц 1 день в календарном исчислении) на курсах повышения квалификации с отрывом от производства подлежат включению в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, причём с 17.01.94 г. по 17.02.94 г в льготном исчислении на основании Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 22.09.99 г. № 1066 1 год работы за 1 год 6 месяцев, то есть зачёту в медицинский стаж подлежит 1 месяц 16 дней. Период нахождения на курсах повышения квалификации с 17.05.99 г. по 17.06.99 г. подлежит включению в медицинский стаж также на льготных основаниях 1 год работы за 1 год 3 месяца, как медсестре, осуществляющей медицинскую деятельность в сельской местности, то есть зачёту подлежит 1 месяц 8 дней.

Стребкова И.С. также находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 12.09.05г. по 24.10.05 г. ( 1 месяц 13 дней – акушерка стационарного отделения патологии беременных ). В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N516 от 11 июля 2002 г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Таким образом, в специальный стаж работы ФИО9 подлежит дополнительно включить периоды её нахождения на курсах повышения квалификации 4 месяца 7 дней.

УПФР в Староюрьевском районе необоснованно исключило из специального стажа Стребковой И.С. период её работы в <данные изъяты> ТМО с 1.11.99 г. по 16.11.1999 г.( 16 дней в календарном исчислении ) в качестве медсестры по уходу за новорожденными акушерского стационарного отделения и с 17.11.99 г. по 20.10.2000 года ( 11 месяцев 3 дня в календарном исчислении в качестве акушерки акушерского стационарного отделения).

В соответствии с Уставом ТМО ( л.д. 25-29 ) основными задачами ТМО является удовлетворение потребности населения в квалифицированной лечебной профилактической помощи, своевременное и качественное обследование, лечение и реабилитация больных в амбулаторных, стационарных условиях и на дому. ТМО является учреждением здравоохранения, в составе которого находится ЦРБ. Из Устава МУЗ <данные изъяты> ЦРБ ( л.д. 30-33) видно, что данное учреждение здравоохранения - правопреемник ТМО, задачами которого являются организация и оказание квалифицированной медицинской помощи населению. Из анализа учредительных документов видно, что они имеют одни и те же задачи, одну сферу деятельности. Таким образом, имеющаяся в трудовой книжке Стребковой И.С. запись о переименовании 1.02.92 г. <данные изъяты> ЦРБ в ТМО свидетельствует лишь об изменении наименования учреждения с сохранением функции работающих.

Из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 года N 81-О, вытекает, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность. Решающее значение имеет вопрос о тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается пенсия и которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественность выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию.

С учетом позиции Конституционного Суда РФ термин "учреждение здравоохранения" должен толковаться расширительно и применяться ко всем субъектам здравоохранения, целью деятельности которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения.

Поэтому право Стребковой И.С. на получение пенсии не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы организации, в которой ею осуществлялась лечебная деятельность. То обстоятельство, что Номенклатурой учреждений здравоохранения, утверждённой приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. 395 ( с изменениями от 20.02.2002 г. и от 04.06.2001 г.) такого наименования как "территориальное медицинское объединение " нет, не могло служить основанием к отказу в зачёте в специальный стаж Стребковой И.С. указанного периода работы. Реализация права на досрочное назначение пенсии по старости за выслугу лет в зависимости от наименования учреждения без учёта его функций противоречит ч. 1,2 ст. 19 Конституции РФ, предусматривающей равенство прав граждан перед законом.

Таким образом, дополнительному зачёту в трудовой стаж, связанный с лечебной деятельностью по охране здоровья населения, Стребковой И.С. подлежит с учётом льготного исчисления периода работы в качестве акушерки акушерского стационарного отделения ( с 17.11.99 г. по 19.10.2000 г. ), предусмотренного Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781)
(с изменениями от 26 мая 2009 г.) 1год5 месяцев 5 дней.

В силу указанных обстоятельств к зачёту в медицинский стаж истицы дополнительно подлежит 2 года 2 месяца 14 дней. С учётом признаваемого ГУ УПФ РФ в Староюрьевском районе на день обращения Стребковой И.С. в пенсионный фонд в 23 года 24 дня, её стаж, связанный с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения составляет в 25 лет 3 месяца 8 дней, что даёт ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

Р е ш и л :

Исковые требования Стребковой Ирины Сергеевны к ГУ УПФ РФ в Староюрьевском районе удовлетворить.

Признать наличие у Стребковой И.С. на момент обращения в ГУ УПФ РФ в Староюрьевском районе стажа, связанного с осуществлением лечебной помощи населению, в 25 лет 3 месяца 08 дней, засчитав в указанный стаж периоды её работы в должности зав. <данные изъяты> ФАПом с 01.04.90 г. по 02.08.90 г. ( 5 месяцев 2 дня ), нахождения на курсах повышения квалификации с 17.01.04 г. по 17.02.94 г., с 17.05.99 г. по 17.06.99 г., с 12.09.05 г. по 24.10.2005 г. ( 4 месяца 7 дней ), период её работы в ТМО с 11.11.99 г. по 19.10.99 г. ( 1 год 5 месяцев 5 дней ), а всего 2 года 2 месяца 14 дней.

Признать незаконным отказ ГУ УПФР в Староюрьевском районе Стребковой И.С. в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости и обязать ГУ УПФР в Староюрьевском районе назначить ей пенсию с момента обращения в ГУ УПФР в Староюрьевском районе, то есть с 15.09.2010 года.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Тамбовский областной суд со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Л. Маркова.