Решение об оспаривании бездействий администрации Тамбовской области и управления ветеринарии Тамбовской области



Дело № 2-219/2010

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

с. Староюрьево 1 декабря 2010 года.

Староюрьевский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующей судьи - Марковой Л.А.

при секретаре - Каплиной И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Староюрьевского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Тамбовской области и управлению ветеринарии Тамбовской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер к осуществлению контроля за состоянием скотомогильников на территории Староюрьевского района и возложении обязанности на администрацию Тамбовской области и управление ветеринарии Тамбовской области по приведению скотомогильников, расположенных на территории ООО «Тамбовская Нива», ООО «Тамбовские фермы» и ООО «Урожай» в соответствие с требованиями ветеринарного законодательства,

у с т а н о в и л:

Прокурор Староюрьевского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределённого круга лиц к администрации Тамбовской области и управлению ветеринарии Тамбовской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер к осуществлению контроля за состоянием скотомогильников на территории Староюрьевского района и возложении обязанности на администрацию Тамбовской области и управление ветеринарии Тамбовской области по приведению скотомогильников, расположенных на территории ООО «Тамбовская Нива», ООО «Тамбовские фермы» и ООО «Урожай» в соответствие с требованиями ветеринарного законодательства, указав, что прокуратурой района при проведении проверки установлены нарушения действующего законодательства, допущенные администрацией Тамбовской области и управлением ветеринарии Тамбовской области, связанные с ненадлежащим контролем за состоянием действующих скотомогильников на территории Староюрьевского района. К компетенции указанных органов отнесена организация проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для проведения указанных мероприятий в собственности указанных органов может находиться необходимое для выполнения указанных мероприятий имущество, в том числе, и биотермические ямы. Финансирование указанных мероприятий осуществляют органы государственной власти субъекта Федерации. В соответствии с Положением об управлении ветеринарии Тамбовской области основными задачами управления ветеринарии являются организация и контроль за выполнением мероприятий по защите населения от болезней, общих для человека и животных, предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных, а также проведение мероприятий по защите населения от болезней, общих для человека и животных. Проверкой установлено, что на территории хозяйств ООО «Тамбовская Нива», ООО «Тамбовские фермы» и ООО «Урожай» расположены скотомогильники, которые можно отнести к категории действующих. Указанными хозяйствами скотомогильники не используются, на балансе хозяйств и сельских советов не состоят, т.е. фактически являются бесхозяйными. Скотомогильники не соответствуют требованиям, предъявляемым Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 4.12.1995 г. У скотомогильника, расположенного на территории ООО «Тамбовская Нива» ограждение находится в разрушенном состоянии, подъездные пути отсутствуют, между перекрытиями имеется проём шириной около 50 см и длиной около 2 метров, траншея вокруг скотомогильника отсутствует. У скотомогильника, расположенного на территории ООО «Тамбовские фермы» на момент осмотра крышка находится в открытом состоянии, запорное устройство отсутствует, нет подъездных путей отсутствует траншея. У скотомогильника на территории ООО «Урожай» отсутствуют ограждение, навес и траншея. Рядом с отверстием для загрузки мёртвых животных лежит полуразложившийся труп свиньи. Крышка находится в закрытом состоянии, однако запорное устройство отсутствует. Бесконтрольное использование данных скотомогильников населением района может привести к несвоевременному выявлению опасных болезней у животных, может явиться причиной возникновения и распространения на территории района болезней, общих для человека и животных. Просит признать незаконным бездействие администрации Тамбовской области и управления ветиринарии Тамбовской области по непринятию мер к осуществлению контроля за состоянием скотомогильников на территории района и обязать администрацию Тамбовской области и управление ветеринарии Тамбовской области привести скотомогильники в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарного законодательства: к скотомогильнику на землях ООО «Тамбовская Нива» оборудовать подъездные пути, установить ограждение высотой не менее 2 метров с воротами, с внутренней стороны ограждения по периметру прокопать траншею глубиной 0,8-1,4 м и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекинуть мост. Скотомогильник на землях ООО «Тамбовские фермы», расположенный в 1000 м от с. Подгорное, оборудовать помимо указанных средств, запорным устройством для люка, установить навес над ямой. Скотомогильник, расположенный на землях ООО «Урожай» оборудовать ограждением высотой не менее 2 метров с воротами, с внутренней стороны ограждения по периметру прокопать траншею, указанных выше параметров с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекинуть мост. Оборудовать люк запорными устройствами, над ямой установить навес.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал по обстоятельствам, указанным в заявлении.

Представитель администрации Тамбовской области и управления ветеринарии Тамбовской области Медведев Ю.П. требования прокуратуры не признал и пояснил, что согласно п.п.2.3, 6.1 и 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утверждённых Главным госветинспектором РФ от 04.12.95 г. сбор и уничтожение трупов диких (бродячих) животных проводится владельцем, в чьём ведении находится данная местность. Скотомогильники, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счёт, а ответственность за их устройство, санитарное состояние и оборудование возлагается на руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. ООО «Тамбовская нива», «Тамбовские фермы» и «Урожай» использовали скотомогильники, расположенные на их территории. Для утилизации падежа, биологических отходов. ООО «Тамбовские фермы» и «Урожай» прекратили заниматься животноводством несколько недель назад, ООО «Тамбовская Нива» продолжает заниматься животноводством. Управление ветеринарии Тамбовской области за счёт средств субъекта Федерации организует проведение на территории субъекта Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Областные государственные ветеринарные учреждения несут ответственность за обустройство и санитарное состояние скотомогильников, находящихся на их территории. Данные скотомогильники используются для уничтожения трупов экспериментально заражённых животных и проб патологического материала, поступающего в ветеринарные учреждения для лабораторного исследования. Эти скотомогильники находятся в собственности субъекта Федерации.

Из показаний представителя ООО «Урожай» Нечепоренко Н.И. видно, что на балансе ООО «Урожай» скотомогильник не значится, ранее он принадлежал СПК «Путь Ильича», который в настоящее время ликвидирован. Земли СПК «Путь Ильича» обрабатываются в настоящее время ООО «Урожай», все производственные здания им были выкуплены, скотомогильник не выкупался, в настоящее время он является действующим, использовался для захоронения трупов павших животных.

По показаниям представителя ООО «Тамбовские фермы» Нестерова В.С. ООО в настоящее время арендует земли, ранее обрабатываемые СППК «Подгоренский», скотомогильник на балансе ООО «Тамбовские фермы» не стоит, использовали для захоронения трупов животных.

Представитель СХА им. Чапаева Кончаков А.И. пояснил, что часть земель, ранее принадлежащих СХА им. Чапаева переданы в ООО «Тамбовская Нива», на балансе в СХА им. Чапаева скотомогильник не значится, был построен СХА им. Чапаева, скотомогильником пользовались для захоронения трупов животных. Кадастровые выписки подтверждают нахождение скотомогильников на территориях СХА им. Чапаева, СХА «Путь Ильича» и СППК «Подгоренский».

По показаниям главного государственного ветеринарного инспектора района Карандеева В.В., спорные скотомогильники были построены в 70-80–е годы прошлого столетия колхозами «Путь Ильича», им. Чапаева, а также совхозом «Подгоренский» за счёт собственных средств. В 90–е годы произошла реорганизация хозяйств, затем поменялся собственник. До последнего времени скотомогильники использовались хозяйствами. В настоящее время оказалось, что на балансе с/х предприятий скотомогильники не состоят. Дважды в год им проводился контроль за состоянием скотомогильников, давались предписания по устранению недостатков.

Из отзыва министерства сельского хозяйства РФ на заявление прокурора видно, что строительство и содержание скотомогильников и биотермических ям имеет целью предупредить и ликвидировать заразные и массовые незаразные болезни животных, защитить население от болезней, общих для человека и животных. Положениями Правил определено, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника возлагается на местную администрации, руководителей организации, в ведении которых находятся эти объекты. Законодательством РФ разрешено строительство скотомогильника любым заинтересованным лицом за счёт собственных средств. Скотомогильник, который не имеет собственника, либо собственник которого неизвестен, является бесхозяйным. Принятие на учёт бесхозяйного скотомогильника и приобретение права собственности на него осуществляется в порядке, установленном ГК РФ. Ст. 3 Закона «О ветеринарии» определяет полномочия субъектов РФ в области ветеринарии, в том числе: организация проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению; защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению РФ. Указанные мероприятия должны проводиться за счёт средств бюджета субъекта РФ.

Согласно лимиту бюджетных обязательств на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годы и перечня государственных услуг, оказываемых областными государственными бюджетными учреждениями ветеринарии за счёт субсидий из бюджета области при карантинных и особо опасных болезнях животных, утверждённого приказом управления ветеринарии Тамбовской области № 29 от 18.10.2010 г., государственные учреждения ветеринарии осуществляют меры по охране территории области от заноса заразных болезней животных из других территорий, мероприятия по предупреждению и ликвидации заразных и массовых незаразных болезней животных, мероприятия по обеспечению безопасности продуктов животноводства и растениеводства в ветеринарно-санитарном отношении и защиты населения от болезней, общих для человека и животных. Указанные мероприятия обеспечены проведением ежедневного клинического осмотра ввозимых животных при постановке их на 30-дневный профилактический карантин, исследование карантинированного крупного рогатого и мелко рогатого скота, а также свиней, в том числе путём проведения лабораторных исследований; иммунизацией животных против различных заболеваний, а также клиническим обследованием животных перед их иммунизацией, диагностическим обследованием скота с лабораторным исследованием, вынужденной дезинфекции животноводческих помещений; отбором и лабораторным исследованием образцов кормов, почвы, воды, продуктов и сырья животного происхождения на сибирскую язву, проведение карантинирования и ежедневного ветеринарного осмотра покусавших людей кошек, собак и других животных, эвтаназии животных при ликвидации очагов карантинных и особо опасных болезней для человека и животных, утилизации трупов животных и других биологических отходов при ликвидации очагов карантинных и особо опасных болезней для человека и животных.

Из актов обследования ветеринарно-санитарного состояния скотомогильников видно, что скотомогильник на территории СХА им. Чапаева (ООО «Тамбовская Нива») не огорожен, не имеет траншеи, вала и моста через траншею, а также подъездных путей, из ветеринарно-санитарной карточки данного скотомогильника следует, что он начал функционировать с 1972 года (л.д. 7-9), скотомогильник в с. Подгорное (ООО «Тамбовские фермы») - не имеет подъездных путей, ворот с замком, траншеи и вала с мостом, первое захоронение в 1981 году (л.д. 12-14), скотомогильник в с. Староалександровка (ООО «Урожай») не имеет подъездных путей, не огорожен, не имеет траншеи с валом и мостом, первое захоронение состоялось в 1974 году (л.д. 17-19). Из справки начальника ТОГУ «Староюрьевская райСББЖ» следует, что в СХА им Чапаева пало КРС в 2008 г.- 24 головы, забито – 35, в 2009 г. забито 15 голов, в ООО «Тамбовская Нива» в 2009 г. пало 8 голов КРС, за 10 месяцев т.г. – 1 голова, забито в 2010 году – 31 голова КРС, в наличии в 2009 г. – 177 голов КРС, в 2010 г. – 209 голов КРС. В ООО «Урожай» в 2008 г. пало 12 голов КРС, столько же забито, в 2009 г. пало 14 голов КРС, забито 39 голов, в 2010 г. пало 7 голов КРС, забито 14 голов, в наличии на октябрь 2010 г. имелось 67 голов КРС. В СППК «Подгоренский» в 2008 г. пало 19 голов КРС и 160 голов свиней, забито КРС -32 головы КРС и 23 – свиней. (л.д. 46-47)

Анализируя исследованные по делу доказательства в их совокупности суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся: участие в реализации федеральных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации; организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению; защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; регистрация специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью; контроль деятельности специалистов в области ветеринарии; решение иных вопросов в области ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, что соответствует Перечню государственных услуг, оказываемых областными государственными бюджетными учреждениями ветеринарии за счёт субсидий из бюджета области при карантинных и особо опасных болезнях животных, утверждённого приказом управления ветеринарии Тамбовской области № 29 от 18.10.2010 г. Выполнение данных функций предусматривает уничтожение трупов экспериментально заражённых животных, а также утилизацию других биологических отходов, что определяет наличие в собственности указанных учреждений, наряду с другими объектами для уничтожения биологических отходов, скотомогильников (биотермических ям). В соответствие со ст. 210 ГК РФ и п. 6.10 Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469) (с изменениями от 16 августа 2007 г.) указанные учреждения обязаны нести бремя содержания и эксплуатации принадлежащих им скотомогильников.

Администрация Тамбовской области и управление ветеринарии Тамбовской области, не являясь собственником скотомогильников, расположенных на землях ООО «Тамбовская Нива», «Тамбовские фермы» и «Урожай» не обязаны нести бремя их содержания. Возложение обязанности на администрацию Тамбовской области и управление ветеринарии Тамбовской области по приведению указанных скотомогильников в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов противоречило бы ст. 2 ГК РФ устанавливающей, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке, так как в судебном заседании установлено, что указанные субъекты осуществляли хозяйственную деятельность в животноводческой отрасли. То обстоятельство, что ни один из скотомогильников не стоит на балансе, не обязывает администрацию области и управление ветеринарии Тамбовской области принять на себя обязанности по их содержанию и обустройству. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим его собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательской давности.

Суд считает необоснованным заявление прокурора о признании незаконным бездействия администрации Тамбовской области и управления ветеринарии Тамбовской области по непринятию мер по осуществлению контроля за состоянием скотомогильников по следующим основаниям. В соответствии с п.7.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов контроль за выполнением требований Правил возлагается на органы государственного ветеринарного надзора.

Согласно Положению о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ст. 1) и ст. 8 ФЗ «О ветеринарии» функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии предоставлены Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а также должностным лицам государственной ветеринарной службы РФ. Ст. 8 Закона «О ветеринарии» определяет государственный ветеринарный надзор как деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.

В соответствии с п. 3 Положения о государственном ветеринарном надзоре в РФ, утверждённом постановлением Правительства РФ от 19.06.94 г. (с изменениями от 16.04.2001 г.) государственный ветеринарный надзор осуществляется следующими должностными лицами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации: руководителем Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации - главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации;

заместителями руководителя, начальниками отделов Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации - заместителями главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации;

главными и ведущими ветеринарными врачами отделов Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации - государственными ветеринарными инспекторами Российской Федерации;

начальниками управлений ветеринарии правительств республик - главными государственными ветеринарными инспекторами республик;

заместителями начальников управлений ветеринарии правительств республик - заместителями главных государственных ветеринарных инспекторов республик;

главными ветеринарными врачами отделов управлений ветеринарии правительств республик - государственными ветеринарными инспекторами республик;

начальниками управлений ветеринарии администраций автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга - главными ветеринарными инспекторами указанных субъектов Российской Федерации;

заместителями начальников управлений ветеринарии администраций автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга - заместителями главных государственных ветеринарных инспекторов указанных субъектов Российской Федерации;

начальниками краевых, областных и городских станций по борьбе с болезнями животных, ветеринарных лабораторий - заместителями главных государственных ветеринарных инспекторов краев, областей и городов;

начальниками (директорами) районных, городских станций по борьбе с болезнями животных, районных и городских ветеринарных лабораторий - заместителями главных государственных ветеринарных инспекторов районов, городов;

директорами (заведующими) участковых ветеринарных лечебниц, ветеринарных участков, пунктов - государственными ветеринарными инспекторами обслуживаемых территорий.

П.4 указанного Положения установлено, что должностные лица Государственной ветеринарной службы Российской Федерации осуществляют в пределах обслуживаемой территории государственный ветеринарный надзор за: выполнением предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами ветеринарных правил и проведением ими установленных противоэпизоотических и ветеринарно-санитарных мероприятий, а также выполнением мероприятий по ликвидации очагов заразных и массовых незаразных болезней животных и мер по охране территории от завоза и распространения особо опасных и карантинных болезней животных; соблюдением ветеринарных правил при производстве, заготовках, хранении, перевозках, включая экспортно-импортные, и реализации продуктов и сырья животного происхождения, а также при предоставлении земельных участков под строительство, реконструкцию, модернизацию и ввод в эксплуатацию предприятий по производству и хранению продуктов животноводства. Таким образом, из приведенных норм права следует, что ни управление ветеринарии Тамбовской области, ни администрация Тамбовской области не наделены функциями по ветеринарному надзору, а потому требования прокурора о признании их бездействия по контролю за состоянием скотомогильников являются необоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

ре ш и л:

Признать необоснованным заявление прокурора Староюрьевского района о признании незаконным бездействия администрации Тамбовской области и управления ветеринарии Тамбовской области по непринятию мер к осуществлению контроля за состоянием скотомогильников на территории Староюрьевского района и возложении обязанности на администрацию Тамбовской области и управление ветеринарии Тамбовской области по приведению скотомогильников, расположенных на территории ООО «Тамбовская Нива», ООО «Тамбовские фермы» и ООО «Урожай» в соответствие с требованиями ветеринарного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Тамбовский областной суд.

Судья Л. Маркова.