Решение о признании права собственности на жилой дом и надворные постройки



№ 2-99/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и.

с. Староюрьево. 1 марта 2011 года.

Староюрьевский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующей судьи - Марковой Л.А.

при секретаре - Каплиной И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Печагиной Н. М. к Баклыковой А. Н. и Куликовой Н. А. о признании права собственности на <данные изъяты> долей жилого дома и надворных построек по <адрес>, и признании незаконным постановления главы Подгоренского сельского Совета о передаче в собственность бесплатно ФИО11 <данные изъяты> земельного участка, расположенного по тому же адресу, признании недействительным свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданного Баклыковой А. Н.

у с т а н о в и л:

Печагина Н. М. обратилась в суд с иском к Баклыковой А. Н. и Куликовой Н. А. о признании права собственности на <данные изъяты> долей жилого дома и надворных построек по <адрес> и признании незаконным постановления главы Подгоренского сельского Совета о передаче в собственность бесплатно ФИО11 <данные изъяты> земельного участка, расположенного по тому же адресу, указав, что она является племянницей ФИО4 и ФИО6 по линии матери. В ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО4 После её смерти открылось наследство в виде деревянного дома в <адрес>. В течение 6 месяцев после её смерти она фактически приняла наследство. Юридически наследство не оформляла, так как была жива другая тётка, ФИО6, которой также принадлежала часть дома. В ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО6 После её смерти она приняла наследство подачей заявления нотариусу. Она получила свидетельство о праве на наследство по завещанию после смерти ФИО6. После смерти обеих тёток она забрала себе некоторые вещи, принадлежащие при жизни умершим. Муж ФИО6, ФИО10, после смерти своей жены также фактически вступил в наследство. При жизни ФИО10 составил завещание, по которому завещал всё своё имущество ей, Печагиной. Он умер ДД.ММ.ГГГГ. Наследниками по закону ФИО4 является дочь Куликова Н. А. У ФИО6, кроме её мужа, наследников по закону не имелось. ФИО4 и ФИО6 являлись собственниками <данные изъяты> дома по <адрес>, собственником <данные изъяты> того же дома была ФИО11, которая после своей смерти завещала имущество Баклыковой А. Н. Несмотря на то, что <данные изъяты> дома не принадлежало ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы Подгоренского сельского Совета в собственность ФИО11 передано <данные изъяты> земельного участка, на котором расположен дом. Просит признать данное постановление незаконным.

В судебном заседании истец Печагина Н. М. исковые требования поддержала по обстоятельствам, указанным в исковом заявлении, просит признать недействительным свидетельство о праве на наследство по завещанию, выданное Баклыковой А. Н., а также признать право собственности на <данные изъяты> земельного участка площадью <данные изъяты>. Дополнительно пояснила, что ФИО6 после смерти жены принял меры к сохранности имущества, личных вещей, также он продолжал пользоваться совместно нажитым вместе с ФИО6 имуществом. После смерти ФИО19 она взяла часть её личных вещей, некоторые из этих вещей она отдала своим знакомым летом ДД.ММ.ГГГГ

Ответчик Баклыкова А. П. исковые требования Печагиной Н. М. признала.

Ответчик Негодяев В. В. исковые требования Печагиной Н. М. признал.

Ответчик Куликова Н. А. в судебное заседание не явилась. Просит рассмотреть дело в её отсутствие, в заявлении указала, что ей было известно об открытии наследства после умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 В суд по поводу восстановления срока для принятия наследства обращаться не намерена, фактически в управление наследственным имуществом не вступала. Не возражает против получения свидетельства о праве на наследство Печагиной Н. М.

Третье лицо на стороне ответчика, нотариус Староюрьевского района Леденёва З. А. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в её отсутствие.

Согласно решению Подольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительному решению того же суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8, 36) установлен факт родственных отношений между Печагиной Н. М. и ФИО4 и Печагиной Н. М. и ФИО6 как племянницы и тётки. Согласно свидетельствам о рождении (л.д. 12, 15) <данные изъяты> В соответствии со свидетельствами о смерти (л.д. 9,11, 14) <данные изъяты> (л.д. 14). Согласно свидетельств о браке (л.д. 10, 13) <данные изъяты> По свидетельствам о рождении Печагиной Н. М. <данные изъяты> (л.д. 17, 20)

Согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21) ФИО4 и ФИО6 являются наследниками умершего ФИО5. По свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22) наследниками умершего ФИО5 являются ФИО11 – жена и дочери ФИО5 – ФИО4 и ФИО6 Наследственное имущество состоит из <данные изъяты> доли жилого дома и надворных построек в <адрес>. Согласно заявлению ФИО4 и ФИО6 (л.д. 23) свидетельства о праве на наследство зарегистрированы в Подгоренском сельском Совете ДД.ММ.ГГГГ. По завещанию ФИО6 (л.д. 46) она завещает Печагиной Н.М. <данные изъяты> долю квартиры по адресу <адрес> Печагиной Н.М. По завещанию ФИО10 (л.д. 47) он завещает всё своё имущество, в том числе <данные изъяты> долю квартиры по адресу <адрес> На основании указанных завещаний Печагиной Н. М. нотариусом <адрес> выданы свидетельства о праве на наследство по завещанию (л.д. 24, 48), право собственности Печагиной на <адрес> зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Из выписки из похозяйственной книги (л.д. 37) и кадастрового паспорта (л.д. 35) следует, что ФИО11 на основании постановления главы Подгоренского сельского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53) принадлежит земельный участок общей площадью <данные изъяты> по адресу <адрес>, кадастровый №. Согласно завещанию от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 завещает всё имущество, принадлежащее ей ко дню смерти, Баклыковой А.Н. ДД.ММ.ГГГГ нотариусом <адрес> Баклыковой А.Н. выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию на земельный участок площадью <данные изъяты>, расположенный в <адрес>. Согласно справки БТИ (л.д. 26-27) <адрес> общей площадью <данные изъяты>, инвентарный № принадлежит ФИО22, ФИО4 и ФИО6, доли собственников не установлены.

Суд, заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что жилой дом с надворными постройками по <адрес> принадлежал после смерти ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6, ФИО4 и ФИО11

В свидетельстве о праве на наследство по закону не указана доля ФИО11 в наследуемом имуществе после смерти ФИО5 ФИО11 являлась второй женой ФИО5, ко дню его смерти была инвалидом, в связи с чем её доля в наследуемом имуществе определена обязательной. В соответствии со ст. 68 ч.2 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Суд считает доказанным, что доля ФИО11 в наследуемом имуществе ФИО5 составляла <данные изъяты>, так как данное обстоятельство признаётся наследницей ФИО11 по завещанию – Баклыковой А.Н.

В судебном заседании установлено, что после смерти ФИО6 Печагина Н.М. наследовала часть имущества по завещанию. Наследником 1-й очереди по закону после смерти ФИО6 в соответствии с ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц.

В силу ч. 2, 4 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО10 после смерти своей жены фактически принял наследство и в виде принадлежащей ей части дома в <адрес>.

Поскольку ФИО10 завещал всё своё имущество после смерти Печагиной Н.М., часть дома в <адрес> также должна быть включена в наследственную массу и в соответствии с ч. 2 ст. 1152 ГК РФ считается принятым Печагиной Н.М. наследством.

Печагина Н.М. на день открытия наследства после смерти ФИО4 не являлась в соответствии со ст. 532 ГК РСФСР, действующей на день открытия наследства, наследницей по закону. В судебном заседании установлено, что на принадлежащее ФИО4 имущество не было выдано свидетельство о праве на наследство Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию и наследственное имущество не перешло в их собственность по иным основаниям. Согласно ст. 6 ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" применительно к наследству, открывшемуся до введения в действие части третьей Кодекса, круг наследников по закону определяется в соответствии с правилами части третьей Кодекса, если срок принятия наследства не истек на день введения в действие части третьей Кодекса либо если указанный срок истек, но на день введения в действие части третьей Кодекса наследство не было принято никем из наследников, указанных в статьях 532 и 548 Гражданского кодекса РСФСР, свидетельство о праве на наследство не было выдано Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию или наследственное имущество не перешло в их собственность по иным установленным законом основаниям. В этих случаях лица, которые не могли быть наследниками по закону в соответствии с правилами Гражданского кодекса РСФСР, но являются таковыми по правилам части третьей Кодекса (статьи 1142 - 1148), могут принять наследство в течение шести месяцев со дня введения в действие части третьей Кодекса. В соответствии с ч. 2 ст. 1143 ГК РФ Печагина Н.М. является наследницей 2-й очереди ФИО4 по праву представления.

Суд в соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ считает доказанным, что Печагина Н.М. после смерти ФИО4 в течение 6 месяцев со дня введения в действие части третьей ГК РФ фактически приняла наследство, так как данный факт признаётся наследницей первой очереди по закону Куликовой Н.А.

С учётом <данные изъяты> доли ФИО11 в наследуемом после смерти ФИО5 имуществе, общая доля ФИО4 и ФИО6 в наследуемом имуществе составляет <данные изъяты>.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что Печагина Н.М. приняла после смерти ФИО10 (юридически) и после смерти ФИО4 (фактически) наследство, в том числе и на <данные изъяты> долей жилого дома с надворными постройками <адрес>. В соответствии с. ч. 4 ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов. Согласно ст. 37 ЗК РСФСР, действующей на момент предоставления главой Подгоренского сельского Совета в собственность ФИО11 земельного участка, при переходе права собственности на строение вместе с ним переходит и право пожизненного наследуемого владения или право пользования земельным участком. Следовательно, глава Подгоренского сельского Совета необоснованно передал в собственность одному из сособственников дома приусадебный земельный участок в размере <данные изъяты>, на котором находился жилой дом. Поскольку ФИО11 принадлежала <данные изъяты> доля жилого дома, в такой же пропорции ей должен быть предоставлен в собственность и земельный участок, т.е в размере <данные изъяты> доли от <данные изъяты>. В связи с указанным обстоятельством требования Печагиной Н.М. о признании недействительным постановления главы Подгоренского сельского Совета о выделении в собственность ФИО1 земельного участка в размере0<данные изъяты> подлежит удовлетворению, равно как и её требования о признании права собственности на <данные изъяты> долей приусадебного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Удовлетворить исковые требования Печагиной Н.М. к Баклыковой А.Н. и Куликовой Н.А.

Признать незаконным постановление главы Подгоренского сельского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ.

Признать недействительным свидетельство № о праве на наследство по завещанию, выданное ДД.ММ.ГГГГ на имя Баклыковой Анны Николаевны.

Признать право собственности Печагиной Нины Михайловны на <данные изъяты> долей жилого дома с надворными постройками по <адрес> инвентарный № и <данные изъяты> долей земельного участка общей площадью 4600 кв. метров, кадастровый №.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Тамбовский областной суд.

Судья Л. Маркова.