Приговор в отношении Сяткина М.П. по ч.3 ст.264 УК РФ



Дело №1-13/2011

П Р И Г О В О Р

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      с. Старое Шайгово                                                                    08 июня 2011 года

    Судья Старошайговского районного суда РМ Зубанов В.В.

с участием гособвинителя - пом.прокурора Старошайговского района РМ Суркова А.М.,

подсудимого Сяткина М.П.,

защитника Апушкина С.А., представившего удостоверение №197 и ордер № 26 от 24.05.2011 года,

при секретаре Наумове С.С.,

а также потерпевшей ФИО4

     рассмотрев в открытом судебном заседании в общем порядке материалы уголовного дела в отношении Сяткина Михаила Петровича,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца и жителя <адрес> гражданина РФ, женатого, со средне - специальным образованием, пенсионера, не в/о, ранее не судимого:

    обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации,

установил:

     Сяткин М.П., управляя автомобилем, совершил нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека при следующих обстоятельствах:

     24 января 2011 года около 14 часов 40 минут водитель Сяткин М.П., управляя автомобилем марки «ВАЗ-21053» регистрационный знак <данные изъяты>, с пассажирами ФИО1, ФИО2, ФИО3, двигался по 31 км автодороги «г. Саранск - г. Краснослободск» со скоростью 60-65 км/ч в направлении г. Краснослободска. Во время движения, Сяткин М.П. не соблюдал требований пункта 9.1 Правил дорожного движения в соответствии, с которым «Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой или знаками 5.8.1, 5.8.2, 5.8.7, 5.8.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева», а также в нарушении пункта 1.5 ч. 1 в соответствии, с которым «Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда», кроме этого не соблюдая требований пункта 10.1 Правил дорожного движения в соответствии, с которым «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом дорожные условия, в частности направление движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства» его автомашину выбросило частично на полосу встречного движения за двигавшимся в попутном направлении грузовым автомобилем. После чего Сяткин М.П. встал на свою полосу движения. После данного маневра автомашину стало бросать из стороны в сторону, Сяткин М.П. не справился с управлением, автомобиль развернуло на проезжей части, при этом он выехал на встречную полосу движения и совершил столкновение с двигавшимся по встречной полосе автомобилем марки «ВАЗ-21103» регистрационный знак <данные изъяты> под управлением ФИО5

      В результате неправомерных действий Сяткина М.П., следовавшему в его автомобиле пассажиру ФИО1, вследствие соударения с внутренними частями автомобиля, согласно заключению эксперта № 297А от 21 марта 2011 года, были причинены телесные повреждения в виде: <данные изъяты> с причинением тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни. В результате тупой сочетанной травмы, сопровождающейся описанными телесными повреждениями, осложнившейся травматическим шоком наступила смерть ФИО1

         Подсудимый Сяткин М.П. вину в судебном заседании признал частично и пояснил суду, что 24 января 2011 года по просьбе ФИО1 он поехал в г.Саранск. После того как все дела в г. Саранске сделали, поехали обратно в             с. Атюрьево. Шел снег. По трассе ехал со скоростью 60 - 70 км/ч, двигался за «Камазом», на обгон идти не собирался, поскольку на этом участке проходит сплошная линия, знак висит. Автомашина попала в яму, произошел удар и его выбросило частично на встречную полосу, он встал на свою полосу движения, попытался прижаться к обочине, но не получилось, машину начало кидать еще больше. Потом он потерял сознание, очнулся, когда ему начали зашивать рану. После выписки из больницы он с сыновьями ездил на место происшествия. На участке дороги, недалеко от места, где произошло ДТП была обнаружена большая яма, как он считает послужившая совершению происшествия.

       Виновность подсудимого подтверждается следующими доказательствами:

      - показаниями потерпевшей ФИО4 которая пояснила суду, что 24 января 2011 года её муж ФИО1 на служебной машине поехал в                          г. Саранск сдавать отчет. Вечером ей стало известно, что муж попал в дорожно - транспортное происшествие, в результате которого погиб;

       - показаниями свидетеля ФИО3 пояснившего суду, что 24 января 2011 года он с ФИО1 на служебной автомашине марки «ВАЗ-21053», под управлением Сяткина М.П. поехали в г. Саранск. После того как они все дела в г. Саранске сделали, поехали в с. Атюрьево. За рулем автомашины находился Сяткин М.П., ФИО1 сидел на переднем пассажирском сидении, а он и ФИО2 сидели сзади. На улице была метель. Во время движения он заснул, проснулся от того что их автомашину стало бросать из стороны в сторону по автодороге, а именно по их полосе движения, по ходу движения в с. Атюрьево. Что происходило дальше, он не помнит. Пришел в сознание уже после дорожно-транспортного происшествия, когда подъехала машина скорой помощи;

      - показаниями свидетеля ФИО2 пояснившего суду, что 24 января 2011 года ему и ФИО1 необходимо было ехать в г. Саранск, и они попросили его отца Сяткина М.П. поехать за рулем, тот согласился. После того как все служебные дела в г. Саранске были сделаны, они поехали в с. Атюрьево. На улице шел снег. За рулем автомашины ехал его отец, на переднем пассажирском сидении сидел ФИО1, он и ФИО3 на заднем сидении. Двигались они примерно со скоростью 65-70 км/час. Впереди них ехали 2 автомашины марки «Камаз» с прицепами. Он обратил внимание, что за автомашинами было завихрение снега, маневр обгона было сделать невозможно. Проехав некоторое расстояние по склону, их автомашину тряхнуло и она частично оказалась на встречной полосе движения, отец стал заезжать на свою полосу движения, заехав на свою полосу, выправить автомашину он не смог, её стало бросать из стороны в сторону, развернуло и боком вынесло на встречную для них полосу движения, где и произошло столкновение. Он потерял сознание, когда пришел в сознание, лежал на автодороге, на расстоянии примерно в 15 метрах от их автомашины. На участке дороги, где произошло ДТП была выбоина, глубокая яма;

     - показаниями свидетеля ФИО5 пояснившего суду, что 24 января 2011 года примерно в 12 часов он управляя автомашиной марки «Ваз-21103» выехал из г. Темников в г. Саранск. С ним в качестве пассажира ехала супруга ФИО7 В тот день на улице шел снег. По автодороге сообщением «г. Саранск- г. Краснослободск» он двигался со скоростью примерно 80-90 км/час по своей полосе движения. Когда ехал по Старошайговскому району, то примерно на 31 км. указанной автодороги, увидел двигавшуюся по встречной полосе грузовую автомашину, <данные изъяты>. За данной автомашиной было завихрение снега. Когда он стал разъезжаться с данной автомашиной, то в это время неожиданно для него со встречной полосы движения, из-за данной грузовой автомашины в непосредственной близости на его полосу движения выехала «пятерка» темного цвета. Так как все произошло буквально за несколько секунд, и расстояние между его автомашиной и автомашиной, выехавшей на его полосу движения было очень маленьким, то он не успел применить экстренное торможение. В следующую секунду произошло столкновение обеих автомашин именно на его полосе движения;

     - показаниями свидетеля ФИО7 пояснившей суду, что 24 января 2011 года она с мужем ехала из г. Темникова в г. Саранск, по дороге произошло ДТП. Сначала им на встречу проехала грузовая машина, за ней было завихрение снега, и сразу перед ними выехала боком легковая машина, и произошел удар в её переднюю часть;

     - показаниями свидетеля ФИО6 пояснившего суду, что 24.01.2011г. он ехал в командировку из г.Саранска в Барашево, на улице шел снег. Когда проехал с. Новотроицкое впереди него ехала грузовая автомашина, за ней синяя «пятерка». За грузовой автомашиной было завихрение снега. На склоне автодороги «пятерка» выехала немного на встречную полосу движения, поворотник не был включен, обгонять не собиралась, там висел знак «Обгон запрещен». После чего автомашина встала на свою полосу движения, но тут её стало бросать из стороны в сторону по своей полосе движения, было видно, что водитель не справляется с управлением. После чего «пятерку» выбросило на встречную полосу движения, при этом автомашина оказалась правой стороной к движущейся по встречной полосе «десятке», произошло столкновение.

      Кроме этого виновность Сяткин М.П. подтверждается:

- протоколом     осмотра     места     происшествия,      в     ходе     которого зафиксировано место дорожно-транспортного происшествия произошедшего 24 января 2011 года на 31 километре автодороги сообщением «г. Саранск - г. Краснослободск», расположение автомашины марки «Ваз-21053» регистрационный знак <данные изъяты> и автомашины марки «Ваз-21103» регистрационный знак <данные изъяты>. при этом автомашина марки «Ваз-21053» регистрационный знак <данные изъяты> находится на полосе движения автомашины марки «Ваз-21103» регистрационный знак <данные изъяты> и установлено, что столкновение произошло на данной полосе движения, именно являющейся встречной для автомашины марки «Ваз-21053» регистрационный знак <данные изъяты> (л.д. 6-17);

- протоколом осмотра места происшествия, в ходе которого осмотрен участок 31 километра автодороги сообщением «г. Саранск - г. Краснослободск», на котором 24 января 2011 года произошло дорожно-транспортное происшествие. В ходе, которого установлено, что на данном участке повреждения, выбоин, ям, а так же следов ремонтных работ по заделыванию выбоин и ям не имеется. След ремонтных работ обнаружен лишь на расстоянии 326 метров от места дорожно-транспортного происшествия, при движении в направление г. Саранска. (л.д. 134-138);

- протоколом осмотра транспортного средства, автомашины марки «Ваз-21053» регистрационный знак <данные изъяты>, в ходе которого описаны повреждения автомашины, деформации: левого переднего крыла, левого заднего крыла, крышка багажника, заднего правого крыла, правой задней двери, крыша, передней правой двери с порывом металла, правого переднего крыла с порывом металла, капота двигателя, правая часть кузова в передней части смещены, поврежден задний бампер справой стороны, порог кузова с правой стороны, диск правого колеса. Разбиты: передняя правая фара, передний поворотник с правой стороны, задние осветительные приборы с правой стороны, стекло правой задней двери, стекло правой передней двери, переднее лобовое стекло, зеркало заднего вида с левой стороны, спидометр, повреждены стеклоочистители. (л.д. 20-21);

- протоколом осмотра транспортного средства, автомашины марки «Ваз-21103» регистрационный знак <данные изъяты>, в ходе которого описаны повреждения автомашины, деформации: крыши, левой задней двери, левой передней двери, левого переднего крыла, капота двигателя, переднего правого крыла, передней правой двери; разбиты: передний бампер, передние осветительные приборы, стекло левой передней двери, зеркало заднего вида с левой стороны, треснуто лобовое стекло. Поврежден радиатор, коробка передач (л.д. 18-19);

- заключением судебно-медицинской экспертизы №297 А от 21 марта 2011 года, согласно которой ФИО1 причинены телесные повреждения в виде <данные изъяты> с причинением тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни. В результате тупой сочетанной травмы, сопровождающейся описанными телесными повреждениями, осложнившейся травматическим шоком. Давность причинения телесных повреждений и смерть ФИО1 соответствует 24.01.2011 года (л.д.77-82);

- заключением автотехнической судебной экспертизы №422/05-01 от 22.03.2011 года, согласно которой в действия водителя автомашины марки «Ваз-21053» регистрационный знак <данные изъяты> Сяткина М.П. не соответствовали требованиям пунктов 1.5 ч.1; 9.1; 10.1 Правил дорожного движения РФ. И опасность для движения была создана действиями водителя автомобиля марки «Ваз-21053» регистрационный знак <данные изъяты> Сяткина М.П. выехавшего на полосу встречного движения, следовательно, предотвращение происшествия водителем автомобиля «Ваз-21053» регистрационный знак <данные изъяты>, зависело не от технических возможностей его транспортного средства, а от выполнения им требований пунктов 9.1; 10.1 Правил дорожного движения РФ (л.д. 107-111).

       Оценивая исследованные доказательства в их совокупности, суд считает вину подсудимого Сяткина М.П. в совершении инкриминируемого ему преступления полностью доказанной.

       Действия подсудимого Сяткина М.П. судом квалифицируются по ч.3 ст. 264 УК РФ, поскольку он, управляя автомобилем, совершил нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека.

       Доводы подсудимого Сяткина М.П. и показания свидетеля ФИО2, являющегося его сыном о том, что автомашина попала в выбоину, после чего её стало заносить по дороге из стороны в сторону и вынесло на полосу встречного движения, суд во внимание не принимает, поскольку они надуманы.

       В судебном заседании установлено, что след ремонтных работ обнаружен на расстоянии 326 метров от места дорожно-транспортного происшествия при движении в направлении г. Саранска, что подтверждается протоколом осмотра места происшествия (л.д. 134-138). Кроме того, свидетель ФИО6 пояснил суду, что до момента столкновения, автомашину «Ваз-21053» под управлением Сяткина М.П. на дороге бросало из стороны в сторону не более пятидесяти метров.

       При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, относящегося к средней тяжести, данные о личности виновного, обстоятельства, смягчающие наказание, влияние назначенного наказания на исправление осужденного.

       Сяткин М.П. ранее не судим, по месту жительства характеризуется с положительной стороны, под диспансерным наблюдением у нарколога и психиатра не состоит.

       Обстоятельством, смягчающим наказание Сяткину М.П., судом признается наличие пенсионного возраста.

       Отягчающих наказание обстоятельств судом не установлено.

       С учетом обстоятельств совершения преступления в целом, данных о личности подсудимого Сяткина М.П., смягчающего обстоятельства, мнения потерпевшей ФИО4, полагавшей назначить наказание по усмотрению суда, суд считает необходимым назначить ему наказание в виде лишения свободы.

       Для отбывания наказания в виде лишения свободы Сяткину М.П., как лицу совершившему преступление по неосторожности, в соответствии с п. «а» ч.1     ст. 58 УК РФ назначается колония - поселение, куда он обязан прибыть самостоятельно.

       При этом суд считает необходимым применить к нему дополнительный вид наказания в виде лишения права управлять транспортным средством сроком на 3 года.

       Гражданский иск по делу не заявлен.

       Вещественные доказательства по делу: автомобили - марки «Ваз-21053» регистрационный знак <данные изъяты> и «Ваз-21103» регистрационный знак <данные изъяты> следует передать по принадлежности.

       Меру пресечения - подписку о невыезде в отношении Сяткина М.П. следует до вступления приговора в законную силу оставить без изменения.

       На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 307 - 309 УПК РФ, суд

приговорил:

       Признать Сяткина Михаила Петровича виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 264 УК РФ и назначить ему наказание в виде 2 лет лишения свободы с отбыванием назначенного наказания в колонии - поселении, с лишением права управлять транспортным средством на три года.

        Меру пресечения - подписку о невыезде осужденному Сяткину М.П. оставить до вступления приговора в законную силу без изменения.

        Вещественные доказательство по делу: автомобиль марки «Ваз-21053» регистрационный знак <данные изъяты> передать по принадлежности Атюрьевскому отделению ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», автомобиль марки «Ваз-21103» регистрационный знак <данные изъяты> передать по принадлежности ФИО5

        Осужденному Сяткину М.П. к месту отбывания наказания следовать за счет государства самостоятельно, куда он обязан прибыть после вступления в законную силу данного приговора.

        Срок наказания исчислять Сяткину М.П. со дня его прибытия в колонию - поселение.

        Приговор суда может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный суд Республики Мордовия в течение 10 суток со дня его провозглашения.

        Судья: подпись

Копия верна. Судья:                                                           В.В. Зубанов

Справка. Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РМ от 10.08.2011 года приговор Старошайговского районного суда РМ от 08.06.2011 года в отношении Сяткина Михаила Петровича оставлен без изменения, кассационная жалоба адвоката Апушкина С.А. - без удовлетворения.

Приговор вступил в законную силу 10 августа 2011 года.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Копия верна. Судья:                                        В.В. Зубанов