решение об удовлетворении требований



Дело Номер обезличен Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Старая Русса Дата обезличена года.

Старорусский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Семеновой Н.В., с участием прокурора заместителя Старорусского межрайонного прокурора Наумовой Т.Г., действующей в интересах истца - Лукина Михаила Ивановича, представителя истца Лукина М.И. по нотариально удостоверенной доверенности Гавриловой Т.М., представителя ответчика - Администрации города Старая Русса по доверенности Мироновой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Старорусского районного суда гражданское дело по заявлению

Старорусского межрайонного прокурора в интересах Лукина Михаила Ивановича к Администрации города Старая Русса о признании решения и бездействия Администрации города Старая Русса незаконными,

У С Т А Н О В И Л :

Старорусский межрайонный прокурор, действуя в интересах инвалида Великой отечественной войны 1-й группы, престарелого Лукина Михаила Ивановича обратился в Старорусский районный суд с исковым заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ к Администрации города Старая Русса о признании решения и бездействия Администрации города Старая Русса незаконными. Свои требования прокурор обосновал тем, что при разрешении заявления Лукина М.И. от 03 декабря 2009 года ответчиком были нарушены нормы ст.ст. 49,51 ЖК РФ, ст. 4, 9,10 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ», и 30 декабря 2009 года, при наличии изменений в законодательство, внесенных в закон «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12 января 1995 года Лукину М.И. было письменно отказано в улучшении его жилищных условий, а затем, по следующему заявлению от 18 января 2010 года проведено обследование его жилищных условий и по результатам заключения межведомственной комиссии его дом был признан не пригодным для проживания. Постановлением от 19 февраля 2010 года за №30 Лукин М.И. признан нуждающимся в жилом помещении. По мнению прокурора является незаконным как сообщение об отказе в удовлетворении заявления Лукину так и длительное бездействие администрации, повлекшее существенное нарушение прав Лукина М.И.

В судебном заседании прокурор Наумова Т.Г. поддержала свои требования и уточнила их, а именно пояснила, что фактически, из-за несвоевременного рассмотрения заявления Лукина последний в настоящее время находится в очереди на получение единовременной денежной выплаты по Новгородской области после 190 номера, тогда как мог бы быть значительно ближе. Учитывая состояние здоровья инвалида, которому в феврале 2010 года была удалена нога, это является для него существенным обстоятельством. Просила суд признать решение об отказе в удовлетворении заявления Лукина М.И. от 03 декабря 2009 года, принятое Администрацией города Старая Русса незаконным. Обязать Администрацию города Старая Русса внести изменения в п. 5.16 постановления Администрации города от 19 февраля 2010 года № 30, признав Лукина М.И. нуждающимся в жилом помещении с 03 января 2010 года. Обязать ответчика внести уточнения в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в 2010 году по городу Старая Русса, сообщив об этом в Комитет по ЖКХ и ТЭК Новгородской области.

Представитель истца Лукина М.И. по нотариально удостоверенной доверенности Гаврилова Т.М. поддержала требования прокурора в полном объеме и пояснила, что с октября 2009 года неоднократно обращалась к ответчику с вопросом об улучшении жилищных условий своего отца Лукина М.И. Последний один проживает в шлако-бетонном, послевоенной постройки доме, который в настоящее время фактически не пригоден для проживания. Отец сам не мог ходить по инстанциям, так как плохо себя чувствует, поэтому по доверенности ходила она. В настоящее время она снимает квартиру, чтобы отец жил в человеческих условиях, на свои средства, хотя для нее это сложно материально. Полагает права отца явно нарушенными таким длительным решением вопроса, так как из-за ухудшения здоровья он просто не сможет дождаться улучшения жилищных условий, хотя по городу обратился первым. Очень расстроился из-за ответа Администрации с отказом от 30 декабря 2009 года. Вынужден был обратиться в администрацию Президента РФ.

Представитель ответчика - Администрации города Старая Русса по доверенности Миронова С.Н. иск прокурора не признала и пояснила, что, на момент обращения Лукина М.И. с заявлением о постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий 09 декабря 2009 года у Администрации города не было полномочий о признании его нуждающимся как инвалида Вов, эти полномочия были у Администрации Старорусского муниципального района. В силу своих полномочий она могла только собрать комиссию что бы его признали малоимущим, но необходимых документов для этого он не предоставил и она составила 30 декабря 2009 года ответ с отказом, аналогичный тому, который давала тому же Лукину в ноябре 2009 года. Об изменениях в законодательство она знала, но порядок признания инвалидов Вов нуждающимися был еще не разработан и как только в феврале 2010 года он поступил, сразу же было принято соответству3ющее постановление. Полагает, что действиями или бездействиями Администрации ни чьи права и интересы не нарушены. Лукин признан нуждающимся вместе с другими гражданами и его права не пострадали, так как это общий список по области.

Представитель заинтересованного лица Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области Администрации Новгородской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствии своего представителя и в отзыве указал, что согласно порядку предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан, утвержденному постановлением Администрации области от 26 февраля 2010 года № 78 для получения единовременной денежной выплаты граждане из числа инвалидов, участников Вов, членов семей погибших, умерших инвалидов, участников Вов, признанные нуждающимися в жилых помещениях представляют в орган местного самоуправления по месту жительства заявление и соответствующие документы.

По результатам рассмотрения документов орган местного самоуправления принимает решение о включении либо об отказе во включении в список граждан, на получение выплаты. В случае включения гражданина в список на него формируется учетное дело, которые направляются в Комитет по ЖКХ и ТЭК Новгородской области, который формирует областной сводный список таких граждан., исходя из срока признания граждан нуждающимися. По пункту 2.9 порядка в областной сводный список могут быть внесены изменения на основании предоставленных органами местного самоуправления уточненных списков. Таким образом, если Администрацией Старорусского городского округа будет представлен список с уточненными данными по Лукину М.И., то обращение будет рассмотрено и внесены соответствующие изменения.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд полагает, что требования прокурора, в окончательном их варианте, подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно представленным документам Лукин М.И. являлся на 03 декабря 2009 года инвалидом Великой Отечественной войны 2 группы бессрочно нетрудоспособным, в настоящее время с 19 апреля 2010 года является инвалидом первой группы ( справка Филиала - бюро №10 ФГУ «ГБ МСЭ по Новгородской области» серии ВТЭ-15 № 053221 от 28 февраля 1995 года и серии МСЭ-2007 № 5764488л.д. 16,17).

В Администрацию города Старая Русса Лукин М.И. 03 декабря 2009 года обратился с заявлением - просьбой рассмотреть вопрос о постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении благоустроенной квартиры как участнику, ветерану и инвалиду второй мировой войны. В заявлении указал, что проживает один в частном доме на 2 половины, «жилье ветхое, без удобств. Отопление печное, вода из колонки. С трудом передвигаюсь по дому, слышу плохо».

30 декабря 2009 года за № 2890 заместитель главы города И.А. Ананьев дал Лукину М.И. ответ о том, что в «соответствии со ст.14 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления РФ» от 06 октября 2003 года к вопросу местного поселения относится обеспечение малоимущих граждан проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с жилищным законодательством».

18 января 2010 года, по телефонному звонку из Администрации города Гаврилова Т.М., по доверенности от имени Лукина М.И. вновь обратилась в Администрацию города с заявлением и просьбой осмотра дома Лукина М.И. на « предмет пригодности для проживания» и приложила копию технического паспорта Бюро технической инвентаризации на дом.

16 февраля 2010 года 1/2 часть дома №22 по улице Взвадской в городе Старая Русса, где проживает Лукин М.И., была обследована комиссией, и признана непригодной для проживания в связи с износом в процессе эксплуатации здания и ухудшения эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению прочности и устойчивости строительных конструкций.

Статья 15 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 N 5-ФЗ (ред. от 06.05.2010) предусматривает в настоящее время среди мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ).

В редакции названного закона, действовавшей в период с 29 июня 2009 года ( Федеральный закон № 135-ФЗ) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 марта 2005 года, осуществлялось в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 марта 2005 года, обеспечивались жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Изменения в статью 15 Федерального закона «О ветеранах» были внесены Федеральными законами от 29.06.2009 N 135-ФЗ, и от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ. Кроме того, статья 23.2. Закона «О ветеранах», а именно обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем, которая введена Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ в редакции Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ предусматривает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В связи с изменениями, внесенными 21 декабря 2009 года, согласно пункту 3.1. статьи 23.2 названного Закона, по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. (п. 3.1 введен Федеральным законом от 21.12.2009 N 327-ФЗ)

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. ( в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ)

Таким образом, действительно, только 21 декабря 2009 года был принят Федеральный закон N 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» (принят ГД ФС РФ 02.12.2009), предусматривающий распространение льгот по улучшению жилищных условий в том числе и лицам, обратившимся, после 1 января 2005 года, однако, до указанной даты действовала редакция статьи 21 Закона « О ветеранах», предусматривавшая, что участники Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. То есть обращение Лукина М.И. должно было быть рассмотрено на основании действующего законодательства.

А действующее на 03 декабря 2009 года законодательство предусматривало, что предоставление жилых помещений в Российской Федерации регламентировано нормами Жилищного кодекса РФ, а именно статья 49 ЖК РФ предусматривает предоставление жилых помещений Предоставление жилого помещения по договору социального найма по договору социального найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

При этом часть 3 данной статьи предусматривает, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. (часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)

Таким образом, муниципальный фонд предназначен в первую очередь для предоставления жилья нуждающимся в нем малоимущим гражданам. Государственный (федеральный и субъектов РФ) - для категорий граждан, которые хотя и не являются малоимущими, но определены (как имеющие право на жилье по договору социального найма) федеральным законом, указом Президента РФ, законом субъекта РФ и тоже признаны нуждающимися в жилье - по основаниям, установленным ЖК РФ, другим федеральным (субъекта РФ) законом или указом Президента РФ.

При предоставлении гражданам жилья по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде должны быть соблюдены следующие условия:

Граждане имеют право на получение жилья по договору социального найма, если они нуждаются в жилых помещениях. Основания признания изложены в ст. 51 ЖК РФ. Так, п. 3 ч. 1 данной статьи основанием признания граждан нуждающимися считает непригодность их жилья для проживания.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания решаются в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.

При этом, согласно ст. 52 ЖК РФ на учет в качестве нуждающихся граждане принимаются по месту своего жительства. Принятие на учет в другом месте возможно лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством. Статьей 57 ЖК РФ установлено, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта).

В п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны граждане, жилье которых в установленном порядке признано непригодным для проживания, если оно не подлежит ни ремонту, ни реконструкции, иначе говоря, речь идет об аварийности дома, поскольку жилье при иных показателях непригодности может быть приведено в состояние, пригодное для использования, в результате капитального ремонта.

Исходя из положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( ст. 4) правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации и другие нормативные акты.

Статья 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Вопросы местного значения городского округа» предусматривает, что к таковым относится в том числе обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусматривает исчерпывающий перечень обращений граждан, в зависимости от содержания обозначенных различными терминами: обращение, предложение, жалоба - просьба, заявление - просьба.

Требования к письменному обращению содержатся в статье 7 названного Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ. Судя по обращениям Лукина М.И. они были составлены в точном соответствии с указанной нормой Закона, что не оспаривается ответчиком.

Только в случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии ( ч.2 ст.7).

Однако, ни в декабре 2009 года, ни ранее, при неоднократных обращениях Лукина М.И., ему не разъяснялось, что он может написать заявление о создании комиссии на обследование его дома на предмет непригодности для проживания и о необходимости предоставления технического паспорта на строение. Тогда как в его обращениях, начиная с октября 2009 года, в том числе и в том, которое зарегистрировано ответчиком 03 декабря 2009 года, имеются указания на то, что строение «ветхое», не имеет каких-либо удобств, а он инвалид, нетрудоспособный и плохо передвигается по дому.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом ( ч.3 ст.7).

В силу ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ. обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Как указано в ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Делает необходимые запросы в государственные органы и должностным лицам, которые обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения.

Таким образом, в силу указанных норм законодательства должностные лица органа местного самоуправления имели необходимые, достаточно широкие полномочия по рассмотрению обращения Лукина М.И. и обязаны были рассмотреть его по существу, в том числе возможно с выездом по месту жительства ветерана, либо должны были дать подробные разъяснения о порядке признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, с перечнем документов, которые необходимо представить, либо передать его заявление в иной орган, полномочный разрешить данное обращение, при этом, срок рассмотрения обращения мог быть продлен на 30 дней.

Статья 16. Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ предусматривает что гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47(ред. от 02.08.2007) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494) устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания. При этом, действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Данное Положение являлось действующим на момент обращения к ответчику Лукина М.И.

Согласно п. 8 Положения, орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции

предусмотрены разделом 3 Положения.

Исходя из раздела 4 Положения, Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания.

Пунктом 44 определена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям. Она включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов и т.п., работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передачу по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» предусматривается, что к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан был принят Постановлением Администрации Новгородской области от 26.02.2010 N 78 «Об утверждении Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан». И согласно пунктам 1.1. 1.2. Право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее - единовременная денежная выплата) имеют в том числе следующие отдельные категории граждан, местом жительства которых является Новгородская область, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и инвалиды Великой Отечественной войны.

Порядком определена организация работы по предоставлению единовременной денежной выплаты, пунктами 2.1., 2.2., 2.4 т другими в соответствии с которыми орган местного самоуправления (городского округа, поселения) в случае принятия решения о включении гражданина в список формирует учетное дело, в котором содержатся заявление и иные документы, подтверждающие право на получение единовременной денежной выплаты. Затем, направляет утвержденный список по форме согласно приложению 2 к Порядку и учетные дела в комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области (далее - комитет по ЖКХ и ТЭК области). По результатам рассмотрения учетных дел граждан комитет по ЖКХ и ТЭК области в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня представления учетного дела, принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты. Уведомление о принятом решении направляется гражданину в установленном порядке не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия такого решения.

Комитет по ЖКХ и ТЭК области ежегодно до 1 марта (в 2010 году - до 1 апреля) формирует областной сводный список граждан - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее - областной сводный список).

Областной сводный список формируется исходя из сроков признания граждан нуждающимися в жилых помещениях. Если даты признания граждан нуждающимися в жилых помещениях совпадают, областной сводный список формируется в алфавитном порядке. Список утверждается приказом комитета по ЖКХ и ТЭК области.

В силу пункта 2.9. Порядка изменения и дополнения в областной сводный список вносятся комитетом по ЖКХ и ТЭК области на основании предоставленных органами местного самоуправления городского округа, поселений уточненных списков. Решение о внесении изменений и дополнений оформляется приказом комитета по ЖКХ и ТЭК области.

Как указано в пункте 3.2. Порядка единовременная денежная выплата предоставляется гражданину в безналичной форме путем перечисления денежных средств застройщику или продавцу жилого помещения.

В названном Порядке подробно расписаны действия Администрации городского округа, однако дата принятия данного Порядка 26 февраля 2010 года не отражается на самом существе иска, так как исходя из требований действовавшего на момент рассмотрения обращения Лукина М.И. законодательства, его конституционные права были грубо нарушены ответчиком, жилое помещение, где проживает ветеран осмотрено не было, а следовательно, не было признано непригодным для проживания, сам Лукин в предусмотренный Законом срок рассмотрения обращения гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, своевременно, то есть в срок до 03 января 2010 года ( 30 дней с момента поступления обращения) признан не был, а поскольку был признан таковым только 19 февраля 2010 года ( по истечении более двух месяцев с момента обращения), то оказался в общем списке очередности на получение компенсации под №194 по утверждению представителя ответчика.

Сам ответ на обращение Лукина М.И., подписанный заместителем Главы Администрации города И.А. Ананьевым некорректен, так как в нем указано, что к вопросу местного поселения относится только обеспечение малоимущих граждан, а последние слова выделены жирным шрифтом, какие-либо иные разъяснения отсутствуют.

Учитывая изложенное, суд полагает, что обращение Лукина М.И. рассмотрено с нарушением действовавшего на момент его рассмотрения законодательства, что повлекло нарушение его прав, а именно, изменение очередности.

С привлеченного к участию в деле органа государственной власти и органа местного самоуправления могут быть взысканы судебные расходы, понесенные заявителем, в случае признания незаконным решения, действия (бездействия), принятого или совершенного:

Часть 2 статьи 258 ГПК РФ предусматривает, что направляя для исполнения подобное решение суда, в сопроводительном письме следует указывать на требование части 3 статьи 258 ГПК РФ, согласно которому об исполнении решения суда должно быть сообщено в суд и гражданину не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Исполнение решения может производиться по правилам, указанным в части 2 статьи 206 ГПК РФ.

В силу положений ст. 258 ГПК РФ требования Лукина М.И. подлежат удовлетворению не путем признания права, а путем возложения на Администрацию города Старая Русса обязанности признать Лукина М.И. нуждающимся в жилом помещении и включении его в список граждан, на получение единовременной денежной выплаты с 03 января 2010 года.

Обязать Администрацию города Старая Русса с учетом изменений, относительно Лукина М.И., уточнить список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в 2010 году по городу Старая Русса Новгородской области, сообщив об этом в комитет по ЖКХ и ТЭК Новгородской области.

На основании Федерального закона № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. ст. 49,51 ЖК РФ, Федерального закона №59-ФЗ от 02 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ст. ст. 25, 245,251 - 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования Старорусского межрайонного прокурора- удовлетворить:

Признать отказ Администрации города Старая Русса в удовлетворении обращения Лукина Михаила Ивановича от 03 декабря 2009 года - инвалида Великой Отечественной войны о признании его нуждающимся в жилом помещении незаконным.

Обязать Администрацию города Старая Русса внести изменения в пункт 5.16 постановления Администрации города Старая Русса от 19 февраля 2010 года №30, признав Лукина Михаила Ивановича, зарегистрированного в городе Старая Русса, ул. Взвадская, дом 22, нуждающимся в жилом помещении с 03 января 2010 года.

Обязать Администрацию города Старая Русса с учетом изменений, относительно Лукина М.И., уточнить список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в 2010 году по городу Старая Русса Новгородской области, сообщив об этом в комитет по ЖКХ и ТЭК Новгородской области.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в 10 дневный срок со дня оглашения мотивированного решения 14 июля 2010 года.

Судья : подпись

Копия верна:

Судья: Н.В.Семенова